об обязании ликвидировать свалку



                                                                                                   Дело № 2-3986/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2011 г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Ибрагимовой Е.А.,

При секретаре Айметовой Л.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска к мэрии города Ульяновска об обязании ликвидировать свалку,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском. В обоснование исковых требований указывает, что прокурорской проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения. Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Частью 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу п.п.8, 11 и 24 ч.1 ст.16 Закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов. Как следует из ч.4 ст.37 Устава Муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005г. № 202, к полномочиям мэрии г. Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В нарушение указанных норм на ул. Кролюницкого, справа от дома № 29 на расстоянии в 50 метрах в овраге обнаружена несанкционированная свалка мусора, бытовых и строительных отходов. Правый берег оврага в ширину составляет 8м, в длину 150м. Левый берег оврага в ширину составляет 20м, в длину 200м. С обеих сторон овраг захламлен отходами. Объем свалок составляет 200 м3. Таким образом, несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде. Просит суд обязать Мэрию города Ульяновска устранить несанкционированную свалку в овраге в 50м справа от дома № 29 по ул. Кролюницкого в г. Ульяновске.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанов А.С. не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска и представитель третьего лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства и экологии мэрии г. Ульяновска Цыплова М.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив следующее. Согласно Уставу муниципального образования «город Ульяновск» мэрия г. Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом и отдельными Федеральными законами полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения. Понятие «организация» означает осуществление исполнительно-распорядительных функций. Устранение свалок твердых бытовых отходов в полномочия мэрии г. Ульяновска не входит. В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденными постановлением Главы города от 24.04.2008г. № 2951, ответственность за внешний вид придомовой территории несут организации, обслуживающие жилищный фонд. Указанной свалки нет в реестре несанкционированных свалок, который ведется Комитетом ЖКХ и экологии мэрии г. Ульяновска. На территории муниципального образования действует программа «Охрана окружающей среды», в рамках данной программы предусмотрены действия по ликвидации несанкционированных свалок. В иске просит отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Администрации Ленинского района г. Ульяновска Исаева Ж.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что ликвидация свалок входит в функции Комитета ЖКХ и экологии мэрии г. Ульяновска. 14.06.2011г. был осуществлен выезд на место нахождения несанкционированной свалки. Свалка находится не у дома № 29 по ул. Кролюницкого, а у дома № 31. Объем свалки очень большой. Часть мусора находится непосредственно в воде, на глубине. Поэтому для устранения свалки необходимо привлечение соответствующей техники. Кроме того, на свалке имеется строительный мусор, который принадлежит организациям, осуществляющим строительство рядом с оврагом. В частности, имеются постановления мэра г. Ульяновска о предоставлении земельного участка под строительство рядом с домом № 31 по ул. Кролюницкого ООО «Симбирский взлет-НЕВ» и ООО «СтройИнвестКомпания». Полагает, что строительный мусор должны убирать указанные организации.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

По сообщению прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска № 07-03-2011 от 16.05.2011 г., государственным инспектором Ульяновской области по охране природы Миначевым Ш.С. с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска 20 мая 2011 г. был осуществлен выход на ул. Кролюницкого, справа от дома № 29 на расстоянии в 50 метров в овраге обнаружена несанкционированная свалка мусора, бытовых и строительных отходов. Правый берег оврага в ширину составляет 8 метров, в длину 150 метров. Левый берег оврага в ширину составляет 20 метров, в длину 200 метров. С обеих сторон овраг захламлен отходами, объем 200 куб.м. Номенклатура отходов различная пластиковая и стеклянная тара, бумажные коробки и отходы ТБО, строительный мусор, куски пластика и полиэтилена, обрезки деревьев. Размеры загрязненной территории 5200 кв.м.

Данная свалка зафиксирована на фототаблице, приложенной к акту.

В соответствии со ст. 51 «Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» Федерального закона РФ о г 10.01.02г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны бытьбезопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятияпосохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей,подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Частью 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п.п.8, 11 и 24 ч.1 ст.16 Закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

Как следует из ч.4 ст.37 Устава Муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 г. № 202, к полномочиям мэрии г. Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Доводы представителей ответчиков и третьих лиц о том, что свалка, обнаруженная на расстоянии в 50 метров в овраге справа от дома № 29 по ул. Кролюницкого состоит из строительного мусора, имеющего конкретных собственников, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Из фототаблицы, являющейся приложением к Акту № 04-09/11 фиксации признаков нарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 20.05.2011г. следует, что свалка расположена в овраге, состоит из бытового мусора и строительных отходов не производственного назначения, а бытового. Каких-либо крупных отходов, возникающих от строительной деятельности, на фототаблицах не зафиксировано.

Не зафиксировано таких строительных отходов и на фотографиях, представленных суду со стороны Администрации Ленинского района г. Ульяновска. На данных фотографиях видно, что на территории оврага находятся стеклянные, пластмассовые бутылки, иной бытовой мусор.

Кроме того, свалка расположена на территории оврага, соответственно овраг, имеющий большие размеры, не может быть предоставлен какой-либо организации под строительство, относится к территории муниципального образования.

Доказательств того, что свалка состоит из строительного мусора от строительной деятельности юридических организаций, суду также не представлено.

Поэтому надлежащим ответчиком по данному иску является мэрия г. Ульяновска.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обязать Мэрию города Ульяновска устранить свалку, расположенную в овраге в 50 метрах справа от дома № 29 по ул. Кролюницкого в г. Ульяновске.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска устранить несанкционированную свалку, расположенную в овраге в 50 метрах справа от дома № 29 по ул. Кролюницкого в г. Ульяновске.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья:                                                                       Е.А. Ибрагимова