о возложении обязанности устранить нарушения



                                                                                 Дело № 2-3929/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2011 года

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Айсиной А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,                             

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском.

            В обоснование исковых требований указывает, что прокурорской проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения. Так, в соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ч.3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу п.п. 8, 11 и 24 ч.1 стю16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов. Как следует из ч.4 ст.37 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думой от 14.12.2005 №202, к полномочиям мэрии г.Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В нарушение указанных норм между домами №<адрес>, на территории гаражного комплекса по пер.Брюханова, а также напротив дома №<адрес> обнаружены несанкционированные свалки мусора, бытовых и строительных отходов. Объем свалок составляет 700 кв.м. Таким образом, несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Просит обязать Мэрию г.Ульяновска устранить несанкционированную свалку между домами № <адрес> в г.Ульяновске.

В судебном заседании помощник прокурора не присутствовал, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие, на иске настаивал.

В судебном заседании представитель ответчика мэрии города Ульяновска исковые требования не признал по следующим основаниям. Согласно Уставу муниципального образования «город Ульяновск» мэрия города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом и отдельными Федеральными законами полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения. Понятие «организация» означает осуществление исполнительно-распорядительных функций. Устранение свалок твердых бытовых отходов в полномочия мэрии города Ульяновска не входит. В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск». утвержденными постановлением Главы города от 24.04.2008 г. № 2951, ответственность за внешний вид придомовой территории несут организации, обслуживающие жилищный фонд.

        Представитель третьего лица, Госэкоконтроля Ульяновской области, в судебном заседании не присутствовал, был извещен о времени и месте слушания гражданского дела, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие, иск поддержал.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Наличие несанкционированной свалки на территории Ленинского района г.Ульяновска между домами № <адрес> в г. Ульяновске подтверждается актом фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 23 мая 2011 года, составленным Госэкоконтролем Ульяновской области, фотоматериалами.

В соответствии со ст. 51 «Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» Федерального закона РФ о г 10.01.02г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Частью 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п.п.8, 11 и 24 ч.1 ст.16 Закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 3 Устава Муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 30 июня 2010 г. N 67 к вопросам местного значения городского округа относятся: 24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Поскольку свалка между домами № <адрес> в г. Ульяновске находится на территории муниципального образования «город Ульяновск», то надлежащим ответчиком по данному делу является мэрия г. Ульяновска.

Поскольку отходы находятся на территории муниципалитета, мэрия г. Ульяновска не должна допускать образование на ее территории подобных свалок, в том числе применяя соответствующие меры к лицам как физическим, так и юридическим, допускающим складирование данных отходов на территории муниципалитета.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования Прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обязать Мэрию города Ульяновска устранить свалку, расположенную на территории Ленинского района г.Ульяновска между домами № <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать мэрию города Ульяновска устранить несанкционированную свалку между домами № <адрес> в г. Ульяновске.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд города Ульяновска.

Судья:                                                                    Л.Н.Матвеева