Дело № 2-3918/11 РЕШЕНИЕ 24 июня 2011 г. Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: Судьи Ибрагимовой Е.А., При секретаре Айметовой Л.И., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска об обязании устранить повреждения покрытия проезжей части автомобильной дороги, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с указанным иском, мотивируя, что прокурорской проверкой в деятельности мэрии г. Ульяновска выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. Так, статьей 210 ГК РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества. В силу ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу объектов муниципальной собственности относятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, п. 6 ст. 13, ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уполномоченные органы местного самоуправления должны обеспечить осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Как следует из содержания п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. На основании п. 4 ч. 6 ст. 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа - компетенция мэрии г. Ульяновска. Однако мэрией г. Ульяновска обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Согласно Перечню автодорог из реестра муниципальной собственности г. Ульяновска по состоянию на 08.10.2010 г. автомобильная дорога, расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. Пархоменко, находится в собственности муниципального образования «Город Ульяновск». Вместе с тем, состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», нормы которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно п. 1. ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог. Актом от 24.05.2011г. проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Пархоменко, проведенной Отделом ГИБДД УВД по г. Ульяновску, установлено следующее. В нарушение требований п.3, п.п. 3.1.1., 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части данной дороги имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие предельные размеры (норма по длине - не более 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см (15x60x5) см. На участке дороги напротив дома № 91 имеется выбоина с размерами 58x62x7 см; на участке дороги напротив дома № 68 имеется выбоина с размерами 80x87x11 см; на участке дороги напротив дома № 62 имеется выбоина с размерами 87х53х10 см; на участке дороги напротив дома № 119 имеются многочисленные выбоины; на участке дороги напротив дома № 106 имеются многочисленные выбоины; на участке дороги напротив дома № 107 имеются многочисленные выбоины. Отсутствие контроля со стороны мэрии г. Ульяновска за качеством эксплуатируемых автомобильных дорог приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения и, как следствие, влечет нарушение прав граждан. Указанные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся дорогой, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Исковое заявление предъявлено в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку установить конкретных участников дорожного движения на вышеназванной дороге не представляется возможным. Просит обязать мэрию г. Ульяновска устранить выбоины, имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Пархоменко, напротив домов № 91, 68, 62, 119, 106, 107. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанов А.С. на исковых требованиях настаивал, поддержав доводы искового заявления. Представитель ответчика мэрии города Ульяновска, представители третьих лиц ОГИБДД УВД по г. Ульяновску, Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска, УГИБДД УВД по Ульяновской области в судебном заседании не участвовали, извещались. Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ленинского района города Ульяновска, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей. Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу ч.11 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия города Ульяновска. Дорога по ул. Пархоменко в г. Ульяновске включена в реестр муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра по состоянию на 08.10.2010г. В ходе проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог от 24.05.2011г., проведенной с участием инспектора ОГИБДД УВД по городу Ульяновску, помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска установлено следующее. По дороге на улице Пархоменко выявлены нарушения требований п.3, п.3.1.1, 3.1.2. ГОСТ Р 50597-93 - на проезжей части имеются выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью на участке: напротив дома № 91 имеется выбоина с размерами 58х62х7 см; напротив дома № 68 имеется выбоина с размерами 80х87х11 см; напротив дома № 62 имеется выбоина с размерами 87х53х10 см; напротив дома № 119 имеются многочисленные выбоины превышающие предусмотренные п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры; напротив дома № 106 имеются многочисленные выбоины превышающие предусмотренные п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры; напротив дома № 107 имеются многочисленные выбоины превышающие предусмотренные п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры. Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе. Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан. Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности привести вышеуказанную дорогу в состояние, отвечающее обязательным требованиям по безопасности, установленным ГОСТом, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах местного самоуправления», ч.4 ст. 6 ФЗ от 10.12.1995 года № 196 -ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 1 ст. 35 Устава МО «город Ульяновск», суд приходит к выводу, что ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, является Мэрия города Ульяновска. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На созданные мэрией в рамках своих полномочий муниципальные предприятия возложены обязанности по ремонту и содержанию дорог города, однако данные предприятия в силу гражданско-правовых отношений ответственны за ненадлежащее выполнение задач только перед органом местного самоуправления, тогда как заявленный прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ иск направлен в защиту неопределенного круга лиц, в основном, жителей Ленинского района, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения возложена на Мэрию г.Ульяновска. Доказательств того, что на момент рассмотрения дела выявленные нарушения устранены, суду не представлены, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить. Обязать мэрию города Ульяновска устранить выбоины, имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Пархоменко, напротив домов № 91, 68, 62, 119, 106, 107. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска. Судья: Е.А. Ибрагимова
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ