Дело-2-3321/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 июня 2011 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи А.В.Маслюковой, с участием прокурора А.С.Карабанова, при секретаре М.И.Спиридоновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосада В.Ф. к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, УСТАНОВИЛ: Новосад В.Ф. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании задолженности по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за период с 15.02.2001 года по 31.05.2011 года в размере 866762,23 руб. и выплате за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 1 июня 2011 г. в размере 19211,68 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Иск мотивирован тем, что истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на обеспечении в Военном комиссариате Ульяновской области. Решением медико-социальной экспертизы от 28.10.1996 года ему установлена третья группа инвалидности, 40% утраты трудоспособности по причине заболевания, связанного с исполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, с 24.09.2001 г. установлена вторая группа инвалидности, а с 16 мая 2005г. вторая группа инвалидности бессрочно и 70 % утраты профессиональной трудоспособности. Как инвалиду 3 группы вследствие чернобыльской катастрофы 15 февраля 2001 года Военным комиссариатом Ульяновской области истцу была назначена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 1000 руб. 21 марта 2003г., в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсация гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы» поручением № 609037 за период с 2 июня 1998 года по 14 февраля 2001 года ему была выплачена компенсация в сумме 67898,51 руб. При этом размер денежной компенсации, назначенной и выплаченной, исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности по состоянию на 1 января 2001 года составлял 2091,33 руб. (5228,33 руб. х 40%), а с 1 октября 2001 года – 3659,83 руб. (5228,33 руб. х 70%). Назначив ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ с 15 февраля 2001 года, ответчик занизил размер указанной выплаты, что привело к ухудшению материального положения истца, поскольку размер возмещения вреда, исчисленный исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности и подлежащий выплате с 1 января 2001 года составлял 2091,33 руб., что значительно превышает размер ежемесячной денежной компенсации, которая была назначена ему как инвалиду третьей группы – 1000 руб. С 1 октября 2001 года, как инвалиду второй группы (бессрочно) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ответчик по настоящее время ежемесячно выплачивает денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, исчисленную из твердой денежной суммы – 2500 руб., размер которой с учетом произведенной ответчиком за указанный период индексации с 1 апреля 2011 года составил 8564,66 руб. Просил пересчитать сумму возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия и взыскать образовавшуюся задолженность. В судебном заседании истец на иске настаивал. Представитель ответчика Федорова-Кухарь Н.Г. в судебном заседании считала иск не обоснованным. Считала, что ответчик в полном объеме выплачивает истцу возмещение вреда здоровью, задолженности по выплатам не имеется. Выслушав стороны, прокурора, считавшего иск обоснованным, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Новосад В.Ф. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на обеспечении в Военном комиссариате Ульяновской области. Решением медико-социальной экспертизы от 28.10.1996 года ему установлена третья группа инвалидности, 40% утраты трудоспособности по причине заболевания, связанного с исполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, с 24.09.2001 г. установлена вторая группа инвалидности, а с 16 мая 2005г. вторая группа инвалидности бессрочно и 70 % утраты профессиональной трудоспособности. Как инвалиду 3 группы вследствие чернобыльской катастрофы 15 февраля 2001 года Военным комиссариатом Ульяновской области истцу была назначена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 1000 руб. 21 марта 2003г., в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсация гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы» поручением № № за период с 2 июня 1998 года по 14 февраля 2001 года ему была выплачена компенсация в сумме 67898,51 руб. Истец считает выплачиваемую компенсацию возмещения вреда здоровью заниженной. Рассматривая возникший спор, суд исходит из следующего. Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 21-П выявлен конституционно-правовой смысл, согласно которому положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). Новосад Ф.Ф. был признан 28.10.1996 г. инвалидом третьей группы с утратой трудоспособности 40% вследствие заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В силу пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ) ему как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающему пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата денежных сумм возмещения вреда не производилась, и за их назначением он не обращался. В связи с изменениями в правовом регулировании, обусловленными принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, которым лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда здоровью было признано противоречащим Конституции Российской Федерации, и введенными спустя три года Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, которым данное право гарантировалось всем военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, Новосад В.Ф. обратился в Военный комиссариат Ульяновской области с заявлением об установлении ему соответствующей ежемесячной денежной компенсации. На основании пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) с 15 февраля 2001 года ему как инвалиду третьей группы была назначена ежемесячная денежная компенсация в размере 1000 рублей, а на основании принятого во исполнение предписания статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 единовременно выплачена неполученная денежная компенсация за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года в размере, исчисленном из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности. Полагая, что таким же образом (исходя из денежного довольствия) должен определяться и размер причитающейся ему ежемесячной денежной компенсации он обратился в суд с настоящим иском. Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данному праву корреспондирует вытекающая из статей 1, 2, 7, 18 и 53 Конституции Российской Федерации обязанность Российской Федерации как правового социального государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, и согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации), которое, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, выступает основой всех прав и свобод человека и необходимым условием их существования и соблюдения (Постановления от 3 мая 1995 года N 4-П, от 15 января 1999 года N 1-П, определения от 17 февраля 2005 года N 17-О, от 5 марта 2009 года N 376-О-П). Возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, и государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, обусловлено самим фактом причинения такого вреда (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П). При этом на государство, призванное в силу статьи 21 Конституции Российской Федерации охранять достоинство личности во всех сферах, возлагается обязанность предоставить этим гражданам эффективную поддержку как лицам, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития. В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих. Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР". Кроме того, им было предоставлено право получать две пенсии одновременно - пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, пунктом 25 части первой статьи 14 названного Закона Российской Федерации в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абзаца третьего пункта 2 части первой его статьи 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась. Признавая лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П исходил из того, что пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой и что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы. Изменения, направленные в том числе на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, были внесены в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ. В данном Федеральном законе использован новый подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий: так, если до 15 февраля 2001 года суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности; при этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2). Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 - 2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Данный нормативный правовой акт, как следует из его содержания, не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607). Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав. Соответственно, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года. Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П и от 10 ноября 2009 года N 17-П). Таким образом, суд считает иск о перерасчете возмещения вреда здоровью обоснованным. Суд установил, что Новосад В.Ф. в период военной службы, на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29.05.1986г. № 634-188 «О проведении дезактивационных работ в районах Украинской ССР и Белорусской ССР, подвергшихся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», приказом командира войсковой части 03232 с 11.11.1987г. по 26.01.1988г. исполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с местом дислокации войсковая часть 89582 с. Терехи Иванковского района Киевской обл. - 30-километровая зона отчуждения Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до 15 февраля 2001 года определялись пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ). Вышеуказанная норма материального права гарантирована инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Учитывая, что радиация обусловленная наружным и внутренним облучением имеет тенденцию постоянно накапливаться в организме человека, максимальное негативное воздействие на организм человека (повреждение здоровья – увечье или страховой случай в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ) приходится на последний день пребывания в зоне особого риска (30-ти км. зоне), то временем наступления страхового случая (увечья) является последний день пребывания в 30-ти км зоне. Совместным письмом Минздрава СССР от 6-10 июля 1989 года № 03-6/29-6; Госкомитета СССР по Труду и Социальным вопросам от 6-10 июля 1989 года № 1678-мк и ВЦСПСот 6-10 июля 1989 года № 14-03-4а/311 указано, что причину заболевания и инвалидности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС следует считать профессиональной. Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, до 6 января 2000 года определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года, а с 6 января 2000 года – Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно статье 14 вышеназванных Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). Статьей 15 Правил предусмотрено, что среднемесячный заработок за указанный в статье 14 Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12. Аналогичная норма предусмотрена статьей 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». 28 октября 1996 года истцу впервые была установлена инвалидность третьей группы по причине заболевания, связанного с исполнением работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, c ДД.ММ.ГГГГ года была установлена инвалидность № группы, а с 16 мая 2005г. бессрочно с причинной связью «увечья, да, получены при исполнении обязанностей военной службы, в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», и 70 % утраты профессиональной трудоспособности бессрочно. Согласно вышеприведенному правовому обоснованию ежемесячная компенсация в возмещение вреда за ущерб, нанесенный здоровью при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, рассчитывается исходя из денежного довольствия за период с февраля 1987г. по январь 1988г., денежного вознаграждения за 1987г. и денежных выплат за работу в зонах повышенной опасности в период ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Из справки в/части № от 06.12.2000г. № № следует, что среднемесячный заработок истца за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью, составил : Февраль – декабрь 1987 г. – 333,50 х 11 мес. = 3668,50 руб. Январь 1988 г. – 333,50 руб. - денежное вознаграждение по итогам 1987 г. (выплачено в декабре 1987 г.) - 270 руб. Кроме того, в ноябре - декабре 1987г. и январе 1988г., в соответствии с Директивой заместителя МО СССР от 27.05.1986 г. № Д-018, ему было выплачено денежное вознаграждение за работу в зонах повышенной опасности в размере, соответственно, 606,57 руб., 1188,54 руб., 631,00 руб. С учетом всех выплат, руководствуясь статьями 14 и 15 «Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденных Постановлением ВС РФ от 24.12.1992 г. № 4214-1 (в ред. Федерального Закона от 24.11.1995 г. № 180-ФЗ), среднемесячный заработок составит из расчета суммы заработка за 12 последних месяцев с 01.02.1987 г. по 31.01.1988 г. перед окончанием работы в 30-ти км. зоне ЧАЭС (В связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда, заработок, из которого исчисляется ежемесячная денежная сумма, увеличивается на коэффициенты, установленные абзацем первым пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» - для 1987 г. – 6,4; для 1988 г. - 6,1). Таким образом, сумма ежемесячных выплат с 01 февраля по 31 декабря 1987 г. умноженная на 6,4, составила (в рублях): (333,5 х 11 + 270 + 606,57 + 1188,54) х 6,4 = 36695,10 руб. Сумма ежемесячных выплат с 01 января по 31 января 1988 года, умноженная на 6,1, составила: (333,50 + 631,00) х 6,1 = 5883,45 руб. Осовремененный среднемесячный заработок составил: 3548,21 руб. (36694,51+5883,45) : 12 В связи с повышением стоимости жизни, суммы заработка, рассчитанные с учетом указанных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, в шесть раз: 3548,21 х 6 = 21289,26 руб. В силу части 3 статьи 11 «Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечья, профессиональных заболеваний либо иных повреждений здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей» при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии. Согласно статье 3 Федерального закона от 24.11.95 № 180-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», сумма среднемесячного заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, увеличивается: с 1 ноября 1992 г. — в 2,5 раза; с 1 февраля 1993 г. - в 1,9 раза; с 1 мая 1993 г. - в 1,9 раза; с 1 августа 1993 г. - в 1,8 раза; с 1 мая 1994 г. - в 1,3 раза; с 1 апреля 1994 г. - в 1,8 раза; с 1 октября 1994 г. - в 1,51 раза; с 1 ноября 1994 г. - в 1,2 раза; с 1 мая 1995 г. - в 1,27 раза; с 1 июня 1995 г. - в 1,2 раза; с 1 августа 1995 г. - в 1,05 раза; с 1 января 1996 г. - в 1,15 раза. (Закон Российской Федерации от 21 октября 1992 г.. N3697-1; Постановление ВС Российской Федерации от 15 января 1993 г. №4296-1; Постановление ВС Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. №4810-1; Постановление ВС Российской Федерации от 14 июля 1993 г. №5436-1; Федеральный закон от 5 мая 1994 г. №2-ФЗ; Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. №2121; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. №30-ФЗ; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. №31-ФЗ; Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. №44-ФЗ; Федеральный закон от 28 нюня 1995 г. №99-ФЗ; Федеральный закон от 27 июля 1995 г. №117-ФЗ; Федеральный закон от 01 ноября 1995 г. №160-ФЗ; Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 55-ФЗ). С учетом изложенного сумма заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, с учетом индексации составляет 2698524, 95 руб. согласно следующему расчету: 21289, 26 руб. х 2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,3 х 1,8 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15. Следовательно, размер компенсации возмещения вреда, подлежащей назначению истцу на дату установления ему инвалидности третьей группы (28 октября 1996 года) с учетом степени утраты трудоспособности 40%, составил 1079409,98 руб. (неденоминированных) (2698524,95 руб. х 40%) В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288), статьей 318 ГК Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда. Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации: - с 1 апреля 1996 года в 1, 2 раза (статья 1 Федерального закона от 2 апреля 1996 года №40-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 1 января 1997 года – в 1,1 раза (статья 1 Федерального закона от 9 января 1997 года №6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 1 июля 2000 г. - в 1,581 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 1 января 2001 г. - в 1,515 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»). Следовательно, размер возмещения вреда, подлежащего выплате истцу, подлежал индексации: - с 1 апреля 1996 года – в 1,2 раза и составлял 1295291,98 руб. (1079409,98 руб. х 1,2) - с 1 января 1997 года – в 1,1 раза и составлял 1424, 82 руб. (1295291,98 руб. х 1,1) : 1000 с учетом деноминации с 1 января 1998 года. - с 1 июля 2000 г. - в 1,581 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда») и составлял 2252,64 руб. (1424,82 руб. х 1,581); - с 1 января 2001 г. - в 1,515 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда») и составлял 3412,75 руб. (2252,64 руб. х 1,515). Таким образом, по состоянию на 15 февраля 2001 года ответчик обязан был производить выплату возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, в размере 3412,75 руб. Фактически истцу с 15.02.2001 г. выплачивалась компенсация возмещения вреда здоровью в размере 1000 руб., что значительно ниже суммы, которую истец мог бы получать исходя из своего денежного довольствия. Суд приходит к выводу, что истцу следует производить выплату возмещения вреда, причиненного здоровью, исчисленного из заработка за 12 месяцев, предшествующих утрате профессиональной трудоспособности. Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусматривает ежегодную индексацию размера ежемесячной денежной компенсации (выплаты в возмещение вреда здоровью) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, придавшей обратную силу нормам о ежегодной индексации ежемесячных денежных сумм исходя из уровня инфляции, размер такой компенсации индексируется с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год». Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 октября 2005 г. № 364-0 указал, что, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации. До 29 мая 2004 года предусматривалась ежегодная индексация возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в прежней редакции). При этом до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П). С 1 октября 2001 года, дня изменения группы инвалидности, возмещение вреда здоровью должно было составить (3412,75 х 70%) : 40% = 5972,31 руб. Следовательно, при исчислении возмещения вреда здоровью базовый размер указанной компенсационной выплаты, мог быть увеличен на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума в Ульяновской области с 1 января 2002 года - в 1,17 раза, с 1 января 2003 года - в 1,24 раза, с 1 января 2004 года - в 1,16 раза и составил: - с 01.01.2002 г. – 5972,31 х 1,17 = 6987,60 руб. - c 01.01.2003 г. – 6987,60 х 1,24 = 8664,62 руб. - с 01.01.2004 г. – 8664,62 х 1,16 = 10050,96 руб. После 29 мая 2004 года законодателем был введен иной критерий индексации ежемесячной денежной компенсации, в соответствии с которым указанная компенсационная выплата должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (Федеральный закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ). В соответствии с новым порядком индексации указанная компенсационная выплата должна повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции с 1 января 2005 года - в 1,11 раза, с 1 января 2006 года - в 1,09 раза, с 1 января 2007 г. - в 1,08 раза, с 1 января 2008 года - в 1,085 раза, с 1 января 2009 года – в 1,13 раза, с 1 января 2010 года – в 1,1 раза, с 1 января 2011 года – в 1,065 раза, с 1 апреля 2011 года – в 1,065 раза (постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 847, постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая № 292, постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года №163, постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года №246, постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 года №143, постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года №171, постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года №914, постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 года №181, постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2008 года №655, постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2009 года №545, постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024, постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 года №1079, постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2011 года № 224). Вместе с тем применение нового порядка индексации возмещения вреда здоровью не должно приводить к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), и, следовательно, при рассмотрении данного дела надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года наиболее благоприятного для истца критерия индексации указанной компенсационной выплаты (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года № 364- О. Очевидно, что наиболее благоприятным будет такой критерий индексации возмещения вреда здоровью, при котором базовый размер указанной компенсационной выплаты, начиная с 1 января 2002 года, будет повышаться на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума, поскольку эти индексы по своей величине превышают ежегодные индексы уровня инфляции за тот же период времени, а, начиная с 1 января 2005 года повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции. Следовательно, размер возмещения вреда, подлежащего выплате составит: - с 1 января 2005 составляет 11156,56 руб. (10050,96 руб. х 1,11); - с 1 января 2006 года составляет 12160,65 руб. (11156,56 руб. х 1,09); - с 1 января 2007 года составляет 13133,50 руб. (12160,65 руб. х 1,08); - с 1 января 2008 года составляет 14512,52 руб. (13133,50 руб. х 1,105); - с 1 января 2009 года составляет 16399,15 руб. (14512,52 руб. х 1,13); - с 1 января 2010 года составляет 18039,06 руб. (16399,15 руб. х 1,1); - с 1 января 2011 года составляет 19211,60 руб. (18039,06 руб. х 1,065). Таким образом, исходя из наиболее благоприятного критерия индексации возмещения вреда здоровью, размер указанной компенсационной выплаты, подлежащей назначению с 1 июня 2011 года, должен составлять 19211,60 руб., тогда как фактически Военный комиссариат Ульяновской области с 1 января 2011 года выплачивает компенсационную выплату в размере 8041,93 руб. Поскольку ответчик назначил истцу возмещение вреда здоровью, но выплачивал его не в том размере, суд приходит к выводу, что имеет место недоплата денежных сумм. Необходимо было выплатить истцу за период с 15 февраля 2001 года по 31 мая 2011 года включительно в размере 877925,10 руб., согласно следующему расчету: За 2001 г.– 43512,55 руб. (3412,75 руб. : 28дн. х 14дн. + 3412,75 х 7 мес. + 5972,31руб. х 3 мес.) за 2002 год – 83851,20 руб. (5972,31руб.1,17 х 12 мес.) за 2003 год – 103975,44 руб., (6987,60 х 1,24 х 12) за 2004 год – 120611,51 руб., (8664,62 х 1,16 х 12) за 2005 год – 133878,78 руб., (10050,96 х 1,11 х 12) за 2006 год – 145927,80 руб., (11156,56 х 1,09 х 12) за 2007 год – 157602,02 руб., (12160,65 х 1,08 х 12) за 2008 год – 174150,21 руб., (13133,50 х 1,105 х 12) за 2009 год – 196789,77 руб., (14512,52 х 1,13 х 12) за 2010 год – 216468,78 руб., (16399,15 х 1,1 х 12) за 2011 года – 96058 руб.(18039,07 х 1,065 х 5) Итого: 1472826,06 руб. Всего за период с 15.02.2001 г. по 31.05.2011 г. ответчиком выплачено 606070,12 руб. Таким образом, недоплата составляет 866755,94 руб. (1472826,06 руб. – 606070,12 руб.) На основании изложенного, суд считает, что необходимо взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Новосада В.Ф. задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за период с 15.02.2001 года по 31.05.2011 года в размере 866755 (восемьсот шестьдесят шесть тысяч семьсот пятьдесят пять) руб. 94 коп. Взыскивать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Новосада В.Ф. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 1 июня 2011 г. в размере 19211,60 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Исковые требования удовлетворяются частично ввиду допущенных истцом арифметических ошибок. Р Е Ш И Л : Исковые требования Новосада В.Ф. удовлетворить частично. Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Новосада В.Ф. задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за период с 15.02.2001 года по 31.05.2011 года в размере 866755 (восемьсот шестьдесят шесть тысяч семьсот пятьдесят пять) руб. 94 коп. Взыскивать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Новосада В.Ф. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 1 июня 2011 г. в размере 19211,60 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней. Судья А.В. Маслюкова