заключение охранного обязательства



                                                                                                   Дело № 2-3572/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2011 г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Ибрагимовой Е.А.,

При секретаре Айметовой Л.И.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета Ульяновской области по культурному наследию к Некрасовой И.А. об урегулировании разногласий, возникших при оформлении охранного обязательства,

У С Т А Н О В И Л :

Комитет Ульяновской области по культурному наследию обратился с указанным иском к Некрасовой И.А., мотивируя следующим. В собственности Некрасовой И.А. находится 1/2 доля квартиры <адрес> в г. Ульяновске, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Жилой дом», 1894-1899г.г. Комитет Ульяновской области по культурному наследию направил Некрасовой И.А. для подписания проект охранного обязательства собственника жилого дома, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) или части его жилых помещений от 20.12.2010г. № ЛС-10-52. Письмом от 11.04.2011г. Некрасова И.А. сообщила Комитету, что по данному охранному обязательству у нее возникли разногласия, представила протокол разногласий. Согласно протоколу разногласий, предлагает исключить в охранном обязательстве, а именно в акте технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории (приложение к охранному обязательству) план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры. Согласно п.3 ст.48 Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, с учетом требования вышеупомянутого Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. Исходя из изложенного, следует, что охранное обязательство представляет собой гражданско-правовую двустороннюю сделку - договор, заключение которого является обязательным для собственника объекта культурного наследия. Комитет не может согласиться с предложениями ответчика по исключению работ по сохранению памятника истории и культуры из охранного обязательства. Требования и условия, содержащиеся в форме охранного обязательства собственника жилого дома, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), или части его жилых помещений, установлены в соответствии с требованиями законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. Согласно ст.445 ГК РФ, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Просит рассмотреть разногласия, возникшие при заключении охранного обязательства собственника жилого дома, являющегося объектов культурного наследия (памятником истории и культуры) или части его жилых помещений от 20.12.2010г. № ЛС-10-52 и оставить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом», 1894-1899 г.г., указанные в данном охранном обязательстве от 20.12.2010г. № ЛС-10-52.

В судебном заседании представитель истца Комитета Ульяновской области по культурному наследию Зубаирова Р.Т. на исковых требованиях настаивала, сославшись на доводы искового заявления. Дополнила, что при осмотре данного дома в декабре 2010г. была выявлена необходимость тех работ, которые отражены в охранном обязательстве. В охранном обязательстве должны быть прописаны работы и сроки их выполнения.

Ответчица Некрасова И.А. в судебное заседание не явилась, извещалась.

Представитель ответчицы Некрасовой И.А. - Некрасова В.К. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что не согласна с включением в охранное обязательство проведение работ по ремонту дома, так как эти работы очень дорогостоящие. Дом нуждается в ремонте. Течет крыша, нуждается в ремонте водопровод, канализация. Необходимо сначала дом обследовать, затем составить смету и предъявить ее собственникам дома на обсуждение. Реставрировать дом собственники не могут из-за отсутствия денежных средств. Свои квартиры они поддерживают в надлежащем состоянии.

Выслушав представителя истца, представителя ответчицы, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 08.11.2010г. ответчица Некрасова И.А. является собственником 1/2 доли квартиры № <адрес> г. Ульяновска.

Данный дом является объектом культурного наследия регионального значения «Жилой дом», 1894-1899 г.г., на основании решения исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990г. № 79, действующего с учетом распоряжения Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999г. № 959-р и п. 3 ст.64 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В связи с чем Комитетом Ульяновской области по культурному наследию в адрес ответчицы Некрасовой И.А. был направлен для подписания проект охранного обязательства собственника жилого дома, являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) или части его жилых помещений от 20.12.2010г. № ЛС-10-52.

Некрасова И.А. не согласилась с предложенным проектом охранного обязательства и направила в адрес Комитета протокол разногласий.

Таким образом, между сторонами возникли разногласия при подписании договора - охранного обязательства, по содержанию Раздела II «План ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры», являющегося приложением к охранному обязательству.

Комитетом предложен план ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры.

Некрасова И.А. не согласна с данным планом, предлагает его полностью исключить.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Закона об объектах культурного наследия особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 64 Федерального закона №73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры», являются объектами культурного наследия регионального значения.

В соответствии с п. 4 ст.48 данного закона при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Таким образом, обязанность собственников, проживающих в таком доме, оформить охранное обязательство предусмотрена законодательством об охране и использовании памятников.

Согласно п.77 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, к охранному обязательству прилагаются следующие документы:

а) двусторонний акт технического осмотра памятника и определения плана работ, фиксирующий его состояние в момент оформления договора или обязательства. Для памятников, представляющих ансамбль или комплекс зданий, сооружений, в том числе садово-парковых, имеющих сложное архитектурно-художественное оформление, должны быть составлены отдельные акты, фиксирующие состояние каждого объекта.

б) план-перечень ежегодных работ по разработке проектно-сметной документации, работ по реставрации, консервации, ремонту и другим работам с указанием конкретных сроков исполнения;

Пунктом 79 Инструкции предусмотрено, что мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранно-арендными договорами, охранными договорами и охранными обязательствами, осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников.

Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Порядок заключения договоров в обязательном порядке установлен статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

2. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Пунктом 4 названной статьи в случае уклонения стороны, для которой заключение договора обязательно, от его заключения другой стороне предоставлено право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Согласно ст.446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Включение в охранное обязательство требований по сохранению объекта культурного     наследия     в     виде     перечня     необходимых     для     этого исследовательских, проектных и ремонтно-реставрационных работ с указанием сроков их выполнения соответствует приведённым нормам законодательства об охране объектов культурного наследия.

Доводы представителя ответчицы о том, что до включения в охранное обязательство перечня работ по ремонту дома должна была проводиться экспертиза, не основаны на законе. В статье 28 Закона № 73-ФЗ не содержится положений о проведении историко-культурной экспертизы в целях выявления необходимости реставрации, ремонта памятников истории и культуры.

Не являются основанием для исключения из охранного обязательства перечня необходимых работ по сохранению объекта культурного наследия и доводы представителя ответчика в той части, что указанные в охранном обязательстве работы являются дорогостоящими. Поскольку обязанность по сохранению объектов культурного наследия лежит на собственниках этих объектов.

Судом установлено, что Комитетом проводился осмотр <адрес> в г. Ульяновске в декабре 2010г., что подтверждается сделанными при осмотре фотографиями.

Необходимость проведения ремонтных и реставрационных работ была установлена при данном осмотре.

Определение же вида, характера ремонтных и реставрационных работ производится при проведении специализированными организациями технического обследования объекта и при разработке проектной документации.

При таких обстоятельствах, предложенные Комитетом условия охранного обязательства являются обоснованными, основанными на законе.

Доводы же ответчика о необходимости исключения из охранного обязательства перечня ремонтных и реставрационных работ не сопровождаются какими-либо нормативными обоснованиями, доказательствами.

Следовательно, договор - охранное обязательство, подлежит заключению на предложенных Комитетом условиях.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Комитета Ульяновской области по культурному наследию удовлетворить.

Обязать Некрасову И.А. заключить Охранное обязательство № ЛС-10-52 от 20.12.2010г. с Приложением на условиях, указанных в Разделе II «План ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры», в редакции, предложенной Комитетом Ульяновской области по культурному наследию.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья:                                                                       Е.А. Ибрагимова