Дело № 2-3765/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 июня 2011 года г.Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе: судьи Елистратова А.М. при секретаре Макушиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ульяновского района Ульяновской области к Правительству Ульяновской области о возложении обязанности принять меры по постановке на учет безхозяйного имущества - скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника, У С Т А Н О В И Л Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском к Правительству Ульяновской области о возложении обязанности принять меры к постановке на учёт, обустроить скотомогильник (яму Беккари), расположенный в 1 км. от с. <адрес> в соответствии с требованиями Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Исковые требования мотивированы следующим. В нарушение требований п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № № территория скотомогильника не огорожена по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5м с устройством вала из вынутого грунта, перекидного моста через траншею. Доступ к скотомогильнику свободен. Навес над ямой не оборудован, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, спецодежды, инвентаря. Согласно ч.1 ст.35 Закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной среды. Согласно ч.3 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Однако в нарушение указанных требований законодательства санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильник (яму Беккари), расположенный на территории МО «Зеленорощинское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области отсутствует. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 названного закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Ульяновского района Ульяновской области Шабанов А.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, привёл доводы, изложенные в иске, пояснил, что с участием понятых производил осмотр скотомогильника, обнаружил, что трупы животных свалены на поверхности земли, ограждение отсутствует, доступ к скотомогильнику свободен. Представитель ответчика Правительства Ульяновской области Кузнецова Н.Г. просила в иске отказать, пояснила следующее. Правительство Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии с п. «з» ч.1 ст.72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» расходным обязательством РФ является осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, расходным обязательством субъектов РФ является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий. Законодатель не определил, в чьи обязанности входит обустройство скотомогильников (ямы Беккари), в связи с чем данная обязанность является расходным обязательством РФ. В части касающейся мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий также не определено, что обустройство скотомогильников (ямы Беккари) входит в вышеуказанную систему мер. В соответствии с п.5.ч.3 ст. 50 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в муниципальной собственности могут находится объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В силу п. 6.10. Правил ответственность за устройство и санитарное состояние скотомогильника возлагается на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся объект. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области Будреева О.И. направила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. На территории МО «Зеленорощинское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в 1 км от с. <адрес> На скотомогильник заведена ветеринарно-санитарная карточка, в которой имеются записи о недостатках, а именно по состоянию на 22.10.2007г. – заполнена полностью, территория захломлена; 10.04.2008г. – скотомогильная яма переполнена, территория захломлена; 19.05.2010г. – скотомогильник запрещён к эксплуатации, закрыт путём возведения земляного кургана высото1 2 м.; 06.05.2010г. – территория захломлена; сентябрь 2010г. – территория захломлена, не соответствует ВС Правилам. Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области сведения о принадлежности данного скотомогильника в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество отсутствует. То обстоятельство, что состояние скотомогильника не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 4 декабря 1995 года № № ответчик не оспаривает. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 10.05.2011г. В соответствии с п.5.6 указанных Правил территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Согласно п. 5.8. Правил над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Согласно п.6.2. Правил ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект. Указанные требования по скотомогильнику не выполнены. Согласно ч.1 ст.35 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановление природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации, ст.11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде; на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил, вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии со ст.ст.42,51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ; запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Доказательств отнесения данного скотомогильника к федеральному имуществу, к собственности Российской Федерации со стороны ответчика – Правительства Ульяновской области, суду не представлено. Из исследованных судом доказательств усматривается, что данный скотомогильник не является собственностью Российской Федерации. Таким образом, данный скотомогильник должен быть поставлен на учет как имущество, принадлежащее субъекту Российской Федерации – Ульяновской области. В связи с тем, что указанный объект недвижимого имущества – скотомогильник, до настоящего времени не значится в реестре государственной собственности Ульяновской области ответчик обязан внести соответствующие сведения в реестр государственной собственности Ульяновской области. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить. Обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет недвижимого имущества – скотомогильника (ямы Беккари), расположенного в 1 км от с. <адрес>. Обязать Правительство Ульяновской области обустроить скотомогильник (яму Беккари), расположенный в 1 км. от с. <адрес> в соответствии с требованиями п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № №, а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5м с устройством вала из вынутого грунта, устроить над ямой на высоте 2,5 м навес длиной 6 м, шириной 3 м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска. Судья А.М. Елистратов