о включении в стаж государственной службы



Дело № 2-3238/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2011 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Матвеевой Л.Н.,

при секретаре Айсиной А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хоцаняна О.М. к УВД по Ульяновской области о включении в стаж государственной службы периода службы по призыву в льготном исчислении,

установил:

Хоцанян О.М. проходил службу в ОМОН УВД по Ульяновской области с 1992 года по сентябрь 2010 года. Календарная выслуга лет на день подачи заявления составила 20 лет 4 месяца 1 день, льготная выслуга лет 28 лет 4 месяца 7 дней. Согласно военного билета серия НП № , выданного Ленинским районным военным комиссариатом г. Ульяновска 17 ноября 1989 года, был призван на действительную воинскую службу и направлен в воинскую часть . Зачислен на в часть с 30.11.1989 года (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ года). ДД.ММ.ГГГГ года принял присягу в военной части 33817, ему присвоено воинское звание рядовой. С ДД.ММ.ГГГГ года был переведен в воинскую часть . Уволен со срочной службы Вооруженных сил 21 ноября 1991 года в звании сержанта, согласно Приказа МО СССР № от 04.10.1991 года. Согласно п. 3 ст. 3. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. В марте 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете выслуги лет. 14.03.2011 года ответчик уведомил письмом № З/к-4 о том, что оснований для зачета в выслугу лет периодов военной службы по призыву в льготном исчислении не имеется. Ответчик, отказывая в удовлетворении в части зачета в специальный стаж периода службы в Советской Армии исходит из того, что на момент обращения истца ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу. На момент службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав Истца в области пенсионного законодательства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2008 года № 2-В08-7). Ответчик при исчислении стажа государственной службы включает военную службу по призыву за период с 30.11.1989 года по 21 ноября 1991 года из расчета один день военной службы за один день государственной службы. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. Пункт 7 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ гласит, правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Как гласит п. «б» статьи 13 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица, указанные в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Трудовой стаж истца в органах внутренних дел составил 20 лет 4 месяца 1 день. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" устанавливает, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются: (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.02.2002 N 132, от 08.08.2003 N 475) военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств; служба в милиции, в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров); Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 распространяется на указанные в нем категории граждан (военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), которым пенсия за выслугу лет назначается в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Следовательно, и выслуга лет этим категориям граждан должна исчисляться на основании названного Закона. Следовательно, период военной службы по призыву подлежит включению в стаж государственной службы в период службы в органах внутренних дел из расчета один день военной службы за два дня государственной службы. Просит обязать УВД по Ульяновской области включить стаж государственной службы в органах внутренних дел военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

В судебном заседании истец не присутствовал, просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель УВД по Ульяновской области в судебном заседании иск не признал и пояснил, что истец проходил службу в УВД по Ульяновской области, уволен из органов внутренних дел по собственному желанию (п. «А» ч. 7 ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции»). На момент увольнения выслуга лет для назначения пенсии составляла 20 лет 4 месяца 01 день, в льготном исчислении 28 лет 04 месяца 04 дня. В выслугу лет Хоцаняну О.М. засчитан период службы в Вооруженных силах Советской Армии в качестве командира отделения в/ч № с 27 ноября 1989 года по 21 ноября 1991 года в календарном исчислении, т.е. один день военной службы по призыву за один день службы в органах внутренних дел. С расчетом выслуги лет на пенсию истец был ознакомлен при увольнении. В системе МВД России пенсия назначается и выплачивается по нормам специального пенсионного законодательства (Федеральный закон от 12 февраля 1993 года № (далее - Закон), отличающегося от законодательства, регулирующего назначение территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации трудовых пенсий гражданам, осуществляющим в отличие от служебной, трудовую деятельность. Так, пунктом «а» статьи 5 названного Закона, установлено, что военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют предусмотренную данным законом выслугу лет на военной службе или на службе в органах внутренних дел. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № . Пунктом 5 данного постановления предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном исчислении, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении. Иного порядка исчисления военной службы по призыву в выслугу лет при назначении пенсии за выслугу лет по нормам вышеуказанного закона действующим законодательством не предусмотрено.

Представитель третьего лица, Военного комиссариата Ульяновской области, в судебном заседании не присутствовал, в отзыве на иск просил в иске отказать.

Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Судом установлено следующее. Хоцанян О.М. проходил службу в УВД по Ульяновской области, уволен из органов внутренних дел по собственному желанию (п. «А» ч. 7 ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции»).

На момент увольнения выслуга лет для назначения пенсии составляла 20 лет 4 месяца 01 день, в льготном исчислении 28 лет 04 месяца 04 дня.

В выслугу лет Хоцаняну О.М. засчитан период службы в Вооруженных силах Советской Армии в качестве командира отделения в/ч № с 27 ноября 1989 года по 21 ноября 1991 года в календарном исчислении, т.е. один день военной службы по призыву за один день службы в органах внутренних дел.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: военнослужащие - граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможни и органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Согласно п. 1 ст. 8 названного Федерального закона пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старший) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу и органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных, веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В силу п. «а» ст. 1 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на следующие категории лиц:. ..лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте «б» настоящей статьи, и их семей).

В соответствии со ст. 18 названного выше Закона в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается в том числе и военная служба.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

При этом, пунктом 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту и качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 года № 941 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее – срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих, зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствии аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет дли назначения пенсий в календарном исчислении.

Иного порядка исчисления военной службы по призыву в выслугу лет при назначении пенсии увольняемым на пенсию сотрудникам органов внутренних дел по нормам вышеуказанного закона действующим законодательством не предусмотрено.

Ссылка истца на положения Закона РФ «О статусе военнослужащих» несостоятельны, поскольку пенсионное обеспечение работников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, как указывалось выше, регламентируется специальными нормативными актами – Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и Постановлением Совета Министров – Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту и качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 года № 941. Более того Федеральный закон «О статусе военнослужащих» не содержит норм о включении в выслугу лет работникам органов внутренних дел на льготных условиях периода военной службы по призыву. Названный закон, исходя из его содержания и буквального смысла статей, на которые ссылается истец, вопросы пенсионного обеспечения работников органов внутренних дел не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы правовой и социальной защиты.

Как указывалось выше, истец ссылается на положения ч. 3 ст.10 ФЗ «О статусе военнослужащих». Однако ст.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ определены понятия «трудовой стаж», «стаж государственной гражданской службы», «федеральные государственные гражданские служащие» и «военнослужащие». Соответственно в сфере государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации определено понятие только стажа государственной гражданской службы, который применяется лишь для назначения пенсии федеральным гражданским служащим, и не распространяется на военнослужащих, к которым относятся лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, поскольку названной категории лиц пенсия назначается в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Более того, несостоятельна и ссылка истца на то, что служба в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы в РФ» является правоохранительной службой, соответственно видом государственной службой.

Указанным Федеральным законом предусмотрено, что правоохранительная служба является видом государственной службы, однако в настоящее время Федеральный закон о правоохранительной службе не принят (п.2.1.4 к статье 2 Постатейных примечаний к Закону). Порядок исполнения государственной службы в правоохранительных органах регламентируется Законом Российской Федерации «О милиции», постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 года № 4202-1 «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что при исчислении выслуги лет период нахождения истца на военной службе по призыву зачтен в выслугу лет в календарном исчислении в соответствии с действующим законодательством, оснований для удовлетворения исковых требований Хоцаняна О.М. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Хоцаняна О.М. к УВД по Ульяновской области о включении в стаж государственной службы периода службы по призыву в льготном исчислении отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Л. Н. Матвеева.