Дело № 2-3951/11 05 июля 2011 года г. Ульяновск в составе: судьи Рыбалко В. И., при секретаре Копьевой М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салманова Ю.И. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании недополученной компенсации за оплату услуг по теплоснабжению, возложении обязанности выплачивать компенсацию в полном объеме, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л : Салманов Ю. И. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании недополученной компенсации за оплату услуг по теплоснабжению, возложении обязанности выплачивать компенсацию в полном объеме, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда. Исковые требования мотивированы следующим. Истец является инвалидом № группы. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» до 01.01.2010 истцу предоставлялась скидка на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере не менее 50%. Таким образом, истец получал ежемесячную компенсацию 50% от произведенной им оплаты услуги по теплоснабжению. Состав семьи истца – 4 человека. С 01.01.2010 истец получает ежемесячную компенсацию произведенной им оплаты услуги по теплоснабжению в размере 12,5%. Объем услуги по теплоснабжению жилого помещения (в отличие от услуг по водоснабжению, газоснабжению, электроснабжению) не зависит от числа лиц, проживающих в данном жилом помещении. Поэтому распределение платы за теплоснабжение по числу лиц, проживающих в жилом помещении, является необоснованным и неправомерным. Истец полагает, что действия ответчика противоречат постановлению Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П, согласно которому вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. В связи с изложенным Салманов Ю. И. просит суд взыскать с ответчика недополученную компенсацию за оплату услуг по теплоснабжению за 2010 год и последующие месяцы 2011 года, обязать ответчика выплачивать компенсацию за оплату услуг по теплоснабжению в полном объеме, взыскать транспортные расходлы в размере 250 руб., расходы на лекарства в размере 700 руб., компенсацию морального вреда. Судом к участию в деле привлечен прокурор Ленинского района г. Ульяновска. В судебном заседании ситец Салманов Ю. И. поддержало исковые требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что согласно произведенному им расчету размер недополученной компенсации за оплату услуг по теплоснабжению за 2010 год, а также с января по июль 2011 года составляет 7322 руб. 91 коп., истец просит суд взыскать в его пользу с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. На поездки по различным инстанциям истцом затрачено 250 руб. Истец является инвалидом 2 группы. Действия ответчика ухудшают состояние здоровья истца, в связи с чем, он просит взыскать расходы на лекарства в размере 700 руб. Представитель прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на иск исковые требования не признал, указал следующее. Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Исходя из смысла статьи 17 меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг предоставляются на фактическую долю потребленного коммунального ресурса, приходящуюся на инвалида, если он проживает в составе семьи, и на весь объем потребленного коммунального ресурса, если инвалид является одиноко проживающим. Так как в жилом помещении кроме Салманова Ю. И. зарегистрированы иные граждане (всего 4 человека), на которых в соответствии с законодательством не распространяется мера социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, то выделяется доля расходов, приходящаяся на льготника (1/4), на которую предоставляется ежемесячная компенсация на оплату ЖКУ. С января 2010 года данные меры социальной поддержки предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации. Механизм предоставления компенсаций расходов на оплату ЖКУ утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2009 № 405-П «Об утверждении Порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включённых в Федеральный регистр, в Ульяновской области». Ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитывается расчётной организацией ООО «РИЦ-Область» ежемесячно на основании сведений о начисленных за предыдущий месяц платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, полученных от организаций жилищно-коммунального комплекса. Рассчитанные суммы ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ подлежат выплате в следующем месяце. Ранее ООО «РИЦ-Область» неправомерно производило расчет скидки платы за теплоснабжение исходя из общей площади занимаемого жилого помещения. Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Салманов Ю. И. является инвалидом № группы бессрочно по общему заболеванию (справка серии МСЭ-009 № № от25.10.2001). Истец зарегистрирован и проживает в муниципальном жилом помещении – трехкомнатной квартире общей площадью 55,8 кв. м., расположенной по адресу: г. Ульяновск, <адрес> с составом семьи 4 человека. Из письма ООО «РИЦ-Область» следует, что скидка по оплату услуги по теплоснабжению жилого помещения предоставляется истцу на отопление фактической доли жилого помещения, приходящейся на инвалида. Так как в жилом помещении зарегистрировано 4 человека, указанная доля составляет -1/4. Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). Исходя из смысла вышеуказанной статьи, меры социальной поддержки на оплату коммунальных услуг предоставляются на фактическую долю потребленного коммунального ресурса, приходящуюся на инвалида, если он проживает в составе семьи, и на весь объем потребленного коммунального ресурса, если инвалид является одиноко проживающим. Данное толкование ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» подтверждается письмом Минрегионразвития РФ от 25.12.2006 № 14713-РМ/07. Согласно ст. 67 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии со ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 09.12.2009 № 405-П «Об утверждении Порядка предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, включённых в Федеральный регистр, в Ульяновской области» с 01.01.2010 меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) предоставляются в денежной форме, т.е. скидка на оплату ЖКУ заменена ежемесячной денежной компенсацией на оплату ЖКУ (п. 1.1 Порядка). Согласно п. 1.5 порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг распространяются на членов семьи получателя, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства (пребывания), в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Из п. 2.5 Порядка следует, что получателям, которым предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2009 года и имеющим право на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ с 1 января 2010 года, выплата ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ начинается с февраля 2010 года на оплату жилищно-коммунальных услуг, предоставленных в январе 2010 года. Ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ, выплачиваемая в феврале 2010 года, рассчитывается в январе 2010 года на основании сведений о начисленных за декабрь 2009 года суммах платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и подлежит последующему перерасчету исходя из фактически начисленной платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в январе 2010 года. Также в феврале 2010 года в опережающем порядке выплачивается ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ, предоставленных в феврале 2010 года, в размере 320 рублей, которая подлежит последующему перерасчету исходя из фактически начисленной платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в феврале 2010 года. Излишне выплаченные суммы подлежат удержанию из сумм последующих выплат ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ в размере не более 30 процентов от начисленной суммы ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ, а недоплаченные суммы выплачиваются получателю в месяце, следующем за месяцем, в котором был произведен перерасчет. Суд считает необоснованной ссылку истца на положения постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П, поскольку в данном случае не идет речь о вновь устанавливаемых размерах и условиях выплаты пособий, гарантий и компенсаций, а о правомерном применении ранее установленных норм федерального законодательства. С учетом изложенного суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании в его пользу с Министерства труда и социального развития Ульяновской области недополученной компенсации за оплату услуг по теплоснабжению за 2010 год, а также с января по июль 2011 года в размере 7322 руб. 91 коп., возложении обязанности выплачивать компенсацию за оплату услуг по теплоснабжению в полном объеме. Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (ст. 1082 ГК РФ). В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Поскольку истцом не представлены доказательства совершения ответчиком неправомерных действий, нарушающих права истца, суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению исковые требования Салманова Ю. И. о взыскании в его пользу с Министерства труда и социального развития Ульяновской области материального ущерба в размере 950 руб., компенсации морального вреда в размере 1000 руб. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Салманова Ю.И. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании недополученной компенсации за оплату услуг по теплоснабжению за 2010 год, а также с января по июль 2011 года в размере 7322 руб. 91 коп., возложении обязанности выплачивать компенсацию за оплату услуг по теплоснабжению в полном объеме, взыскании материального ущерба в размере 950 руб., компенсации морального вреда в размере 1000 руб. – оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья В. И. Рыбалко