об обязании произвести работы



Дело № 2-3575/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ульяновск 27 мая 2011 года

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Шабинской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности произвести работы по обустройству тротуаром участков вдоль дороги,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в судебном заседании, о возложении обязанности произвести работы по обустройству тротуаром участков вдоль дороги. В обоснование иска указал, что прокурорской проверкой в деятельности мэрии города Ульяновска выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. Так, статьей 210 Гражданского кодекса РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества. В силу части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу объектов муниципальной собственности относятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения. Согласно статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя тротуары, представляющие собой элементы ее обустройства. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктом 6 статьи 13, частью 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ уполномоченные органы местного самоуправления должны обеспечить осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, как следует из содержания пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность включает в себя работу по капительному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс мероприятий по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. На основании пункта 4 части 6 статьи 40 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа – компетенции мэрии города Ульяновска. Однако мэрией города Ульяновска обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог. Так, актами проверок от 10.05.2011 года установлено, что в нарушение требований пунктов 4.5.1.1. и 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 года № 270-ст, отсутствуют тротуары: 1) от дома № 109 по проспекту Нариманова до пересечения с автомобильной дорогой, ведущей к Карлинской роще; 2) по проспекту Нариманова, от пересечения с улицей Ипподромная до пересечения с улицей Подлесная; 3) от дома № 36 до дома № 44 по улице Карла Маркса. В соответствии с Перечнем автодорог из реестра муниципальной собственности города Ульяновска автомобильные дороги, расположенные по адресам: город Ульяновск проспект Нариманова, улица карла Маркса, находятся в собственности муниципального образования «Город Ульяновск». Отсутствие надлежащего контроля со стороны мэрии города Ульяновска за содержанием эксплуатируемых автомобильных дорог, в том числе элементов их обустройства, приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения и, как следствие, влечет нарушение прав граждан. Прокурор просил обязать мэрию города Ульяновска: произвести работы по обустройству тротуаром участка вдоль дороги, располагающейся по адресу: город Ульяновск, проспект Нариманова, от дома № 109 до пересечения с автомобильной дорогой, ведущей к Карлинской роще; произвести работы по обустройству тротуаром участка вдоль дороги, располагающейся по адресу: город Ульяновск, проспект Нариманова, от пересечения с улицей Ипподромная до пересечения с улицей Подлесная; произвести работы по обустройству тротуаром участка вдоль дороги, располагающейся по адресу: город Ульяновск, улица К. Маркса, от дома № 36 до дома № 44.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Кузяшин Д.В. доводы иска поддержал. Пояснил, что выявленные нарушения не устранены до настоящего времени.

Представитель третьего лица – ГИБДД УВД по г.Ульяновску Сейфин Р.Р. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска, представитель третьего лица Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска в судебное заседание не явились по неизвестной причине, будучи надлежащим образом извещенными.

Суд, с согласия представителя истца, находит возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий мэрии города Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за № 196-ФЗ от 10.12.1995, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Так, в соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности (по состоянию на 08.10.2010 года) автомобильные дороги, расположенные по проспекту Нариманова и улице К. Маркса в г. Ульяновске, находятся в собственности муниципального образования «город Ульяновск».

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, надлежащим ответчиком по делу будет являться именно мэрия города Ульяновска.

При этом состояние указанных автомобильных дорог не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст), а именно пунктов 4.5.1.1. и 4.5.1.3.

Согласно актам проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 10.05.2011 года и 26.05.2011, составленным инспектором ОГИБДД УВД по г. Ульяновску Сейфиным P.P. некоторые участки дороги на вышеуказанных улицах эксплуатируются с нарушением обязательных требований государственных стандартов. В частности, вопреки требованиям п.п. 4.5.1.1. и 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007 имеются участки дороги не обустроенные тротуарами.

Так, отсутствует тротуар: 1) от дома № 109 по проспекту Нариманова до пересечения с автомобильной дорогой, ведущей к Карлинской роще; 2) по проспекту Нариманова, от пересечения с улицей Ипподромная до пересечения с улицей Подлесная; 3) от дома № 36 до дома № 44 по улице Карла Маркса.

Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан.

В связи с изложенным суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-238 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска произвести работы по обустройству тротуаром участка вдоль дороги, располагающейся по адресу: город Ульяновск, проспект Нариманова, от дома № 109 до пересечения с автомобильной дорогой, ведущей к Карлинской роще; произвести работы по обустройству тротуаром участка вдоль дороги, располагающейся по адресу: город Ульяновск, проспект Нариманова, от пересечения с улицей Ипподромная до пересечения с улицей Подлесная; произвести работы по обустройству тротуаром участка вдоль дороги, располагающейся по адресу: город Ульяновск, улица К. Маркса, от дома № 36 до дома № 44.

Ответчик не присутствовавший в судебном заседании вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: С.В. Богомолов.