Дело № 2- 3802/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 июня 2011 года г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Карповой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пастушкина П.А. к Отделу по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска, к мэрии г. Ульяновска о признании решения незаконным, признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить в 2011 году в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 г.г.», У С Т А Н О В И Л: Истец Пастушкин П.А. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Отделу по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска. В качестве соответчика к участию в деле привлечена мэрия г. Ульяновска. Исковые требования Пастушкина П.А. мотивированы тем, что 12.02.2008 года его семьей по договору купли-продажи была приобретена в собственность за свой счет квартира, расположенная по адресу: г. <адрес>. Квартира приобретена на заемные денежные средства, полученные по кредитному договору от 12.02.2008 года. 12.01.2011 года он в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 г.г.» обратился к ответчику с заявлением о признании его и его семьи нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 27.01.2011 года решением жилищной комиссии его семья в составе пять человек, имеющая статус молодой семьи, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в вышеназванную программу на 2011 год, но о данном решении их не уведомили. 10 марта 2011 года в их адрес было направлено письмо, согласно которому их заявление было рассмотрено повторно и решением комиссии от 03.03.2011 года его семье было отказано в участии в подпрограмме. Отказ ответчик мотивировал тем, что его семья не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, и в силу п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года за №1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», а также разделу 5 постановления Правительства Ульяновской области от 02 марта 2011 года «О внесении изменений в Постановление Правительства Ульяновской области от 03 августа 2010 года за №31/1-П», социальная выплата используется для уплаты только первоначального взноса при получении жилищного кредита. 14 марта 2011 года его супруга обратилась к ответчику с заявлением о выдаче решения жилищной комиссии на руки, однако ей в этом было отказано. Просит признать незаконным решение ответчика от 03.03.2011 года о непризнании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и не включении их в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», признать его семью нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в 2011 году, взыскать расходы по государственной пошлине. В судебном заседании истец поддержал исковые требования и дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель истца по ордеру- Стражников В.П. в судебном заседании поддержал исковые требования и пояснил, что постановлением Правительства Ульяновской области от 03 августа 2010 года была утверждена программа «Обеспечение жильем молодых семей». Согласно разделу 6 областной подпрограммы от 30.08.2010 года, социальная выплата, предоставляемая молодым семьям, может направляться на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставляемым для приобретения жилых помещений или строительство объектов индивидуального жилищного строительства, в том числе по ипотечным кредитам. Для семей, имеющего одного ребенка и более, данная выплата предоставляется в размере 40% расчетной ( средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящей подпрограммой. Заявление истца в мэрию г. Ульяновска было направлено в период действия программы, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 03 августа 2010 года и до вступления в законную силу Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года за № 1050, которое вступило в законную силу 08.02.2011 года. В силу норм действующего законодательства, вновь принятые нормативно-правовые акты не имеют обратной силы. Кроме того, в пояснительной записке к проекту постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 17.12.2010 года за №1050» указано, что новая редакция п. 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенных в приложении №3 к подпрограмме, устанавливающая переходный период, позволяющий направлять средства социальных выплат для погашения основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе, ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным молодыми семьями до 01 января 2011 года, т.е. в период действия Правил в предыдущей редакции. Представитель ответчика – О.В. Крончева в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела. Представила в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что исковые требования не признает. Решением Ульяновской городской Думы от 13 июля 2005 года установлена учетная норма жилой площади в размере 12 кв.м., 12.02.2008 года семья истца приобрела в собственность трехкомнатную квартиру по адресу: г<адрес> общей площадью 63,98 кв.м., в квартире зарегистрировано пять членов семьи, следовательно, на каждого члена семьи приходится более 12 кв.м. Вышеуказанное жилье было приобретено за счет кредитных средств в 2008 году, т.е. до обращения истца в мэрию с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. На основании раздела 5 постановления Правительства Ульяновской области от 02.03.2011 года №8/80-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Ульяновской области от 03.08.2010 года №31/1-П», социальная выплата используется для уплаты только первоначального взноса при получении жилищного кредита. Просят в иске отказать. Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора- Министерства финансов Ульяновской области, Правительства Ульяновской области - Корастелева Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала и дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в отзыве представителя мэрии г. Ульяновска. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Третье лицо Пастушкина М.О. в судебном заседании поддержала исковые требования Пастушкина П.А. в полном объеме и настаивала на удовлетворении иска. С учетом мнения участников судебного заседания, суд определил рассмотреть дело по существу при данной явке. Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска. В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года за №1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В рамках данной программы принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Подпрограммой предусмотрены организационные мероприятия на региональном уровне, которые включают в себя сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по субъекту Российской Федерации. В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. В соответствии с п. 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 года за № 31/281-П была утверждена Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. Указанная программа была принята в целях содействия молодым семьям в улучшении жилищных условий. В соответствии с Программой, молодая семья – это молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Основным из принципов реализации Программы является, в том числе, признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы. Социальная выплата, предоставляемая молодым семьям, может направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или ипотечного жилищного займа на приобретение жилых помещений или строительство объектов индивидуального жилищного строительства; на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилых помещений или строительство объектов индивидуального жилищного строительства, в том числе по ипотечным жилищным кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.03.2011 года в Постановление Правительства Ульяновской области от 03.08.2010 года №31/1-П внесены изменения, согласно которым социальная выплата, предоставляемая молодым семьям, может направляться для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Вместе с тем, несмотря на введение изменений, молодой семьей может быть признана та, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении. Таким образом, обязательным условием для включения молодой семьи в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и Областной целевой программы является признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями положения ст. 51 Жилищного кодекса РФ. В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. 13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой было принято решение за №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м. По договорам социального найма установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения в размере: не менее 18 кв. м для одиноко проживающего человека; не менее 15 кв. м на одного человека для семьи из 2-х и более человек. Судом установлено, что по договору купли-продажи от 12.02.2008 года Пастушкин П.А. приобрел в собственность трехкомнатную квартиру по адресу: г<адрес> общей площадью 63, 98 кв.м. Квартира приобретена на земные денежные средства, полученные по кредитному договору от 12.02.2008 года. На момент приобретения квартиры истец, его жена Пастушкина М.О. и их двое сыновей- Пастушкины Владимир Павлович и Артем Павлович были зарегистрированы в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес> общей площадью 44,10 кв.м. Собственником данной квартиры являлись родители и сестра Пастушкина П.А. В квартире было зарегистрировано семь человек, включая истца, его жену Пастушкину М.О., их сыновей Владимира и Артема. Таким образом, на каждого из членов семьи Пастушкина П.А. приходилось 25,2 кв.м. общей площади жилья. Кроме того, до настоящего времени сын истца Пастушкин Владимир Павлович является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 69,1 кв.м. 1/3 доля от общей площади квартиры по вышеуказанному адресу составляет 23,03 кв.м. С учетом общей площади помещения, приходящегося на семью истца в квартире по ул. <адрес> – 25,2 кв.м., общая площадь, которая приходилась на их семью, на момент заключения кредитного договора составляла 48, 23 кв.м., т.е. на каждого члена семьи приходилось 12,05 кв.м. Принимая во внимание вышеизложенное, на момент заключения кредитного договора от 12.02.2008 года и приобретения в собственность квартиры по <адрес> в г. Ульяновске, семья Пастушкина П.А. была обеспечена учетной нормой жилья и не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Более того, в 2008 году решения о признании Пастушкина П.А. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления не принималось, как и не принималось в 2009 году. 03.10.2010 года у Пастушкина П.А. и Пастушкиной М.О. родился третий ребенок - П.М.П., которая зарегистрирована с 15.10.2010 года в квартире по <адрес> в г. Ульяновске. С 24 августа 2009 года и по настоящее время истец, его жена Пастушкина М.О., их сыновья Владимир и Артем были зарегистрированы в квартире по <адрес> в г. Ульяновске общей площадью 63, 98 кв.м. и были обеспечены учетной нормой жилья в данном жилом помещении, как и после рождения и регистрации дочери Маргариты Павловны, поскольку на каждого члена семьи приходится 12, 79 кв.м. Таким образом, ни на момент заключения кредитного договора от 12.02.2008 года, ни на момент обращения Пастушкина П.А. с заявлением в Отдел по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска – 12.01.2011 года, оснований для признания его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, не было. В связи с изложенным, ссылки истца на решение комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от 27.01.2011 года о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилье не могут быть приняты судом во внимание. Более того, решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от 03.03.2011 года решение от 27.01.2011 года было отменно и Пастушкины были обоснованно исключены из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и оснований для признания решения от 03.03.2011 года незаконным, у суда не имеется. Поскольку Пастушкин П.А. и члены его семьи не отвечают требованиям, необходимым для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 г.г., оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Пастушкина П.А. к Отделу по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска, к мэрии г. Ульяновска о признании решения незаконным, признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить в 2011 году в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 г.г.» – отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней. Судья - Е.В. Алексеева