о защите прав потребителей



Дело-2-4313\11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Бочениной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Правое дело» в интересах Емельяновой Т.А., Александрова Е.С. к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района» о защите прав потребителей,,

У С Т А Н О В И Л :

Межрегиональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей «Правое дело» в интересах Емельяновой Т.А., Александрова Е.С. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, уточненных в ходе судебного разбирательства. Требования мотивированы тем, что Емельяновой Т.А. на праве собственности принадлежит квартира 11 в доме 19 по ул. Ипподромная в г. Ульяновске. Александрову Е.С. на праве собственности принадлежит квартира <адрес> в г. Ульяновске. Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района». В ноябре 2008 года ответчиком был произведен капитальный ремонт инженерных сетей ХВС и ГВС в указанном доме. Работы по ремонту были выполнены некачественно, начиная с 2009 года трубы дают течь, вследствие чего по всей протяженности труб появляются коррозийные наросты, дефекты в виде грибков, вздутия. В подвальных помещениях дома скопился большой объем воды. Истцы о своей проблеме неоднократно сообщали ответчику, в том числе и в письменной форме, однако дефекты до настоящего времени не устранены. В конце 2010 года была составлена дефектная ведомость, представить которую ответчик отказался. Оплата коммунальных услуг истцами производится вовремя и в полном объеме. При сложившейся ситуации истцам причинен моральный вред. Запах, влажность и сырость протекающих труб, вынужденность жить в условиях не соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам унижает человеческое достоинство жильцов, что выражается в угнетенном состоянии. Жалобы, заявления остаются без ответа либо без удовлетворения, что подрывает доверие жильцов в к действующему руководству.

Просили обязать ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» произвести ремонт труб ХВС и ГВС, дома по адресу: г. <адрес>; обязать ответчика организовать отвод скопившихся в подвале дома вод; взыскать ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб.; взыскать с ответчика в пользу МОО «Общество защиты прав потребителей «Правое дело» штраф, предусмотренный ФЗ «О защите прав потребителей»; взыскать с ответчика в пользу МОО «Общество защиты прав потребителей «Правое дело» расходы на услуги по составлению искового заявления в сумме 6000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Мэрия города Ульяновска, ООО «ЖКХ Ленинского района», государственная жилищная инспекция Ульяновской области.

Представитель МОО «Общество защиты прав потребителей «Правое дело» в судебном заседании исковые требования уточнил, просил обязать ответчика произвести ремонт труб ГВС в подвале дома по ул. Ипподромная, д. 19; обязать ответчика организовать отвод скопившихся в подвале дома вод; взыскать с ответчика в пользу Емельяновой Т.А., Александровна Е.С. компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.; взыскать с ответчика в пользу МОО «Общество защиты прав потребителей «Правое дело» расходы на услуги по составлению искового заявления в сумме 6000 руб.

Истцы Емельянова Т.А., Александров Е.С. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, указав, что в подвале их дома система ГВС имеет протечки, а также подвал затоплен водой.

Представитель ответчика ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» Борисова И.В. в судебном заседании исковые требования в части обязания организовать отвод скопившихся вод из подвала признала, в остальной части не признала указав, что ремонт системы ГВС был произведен в рамках капитального ремонта в 2008 году. По итогам ремонта был составлен акт приемки выполненных работ, который был подписан со стороны ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района». Впоследствии выяснилось, что работы подрядчиком были выполнены некачественно. Считает, что работы, которые просят произвести истцы относятся к капитальному ремонту и управляющая компания не обязано их производить.

Представители третьих лиц: Мэрии города Ульяновска, ООО «ЖКХ Ленинского района» в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, извещались.

Представитель третьего лица Государственной жилищной инспекции Ульяновской области просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, с учетом мнения сторон, определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Поскольку обязанность ответчика по содержанию и ремонту мест общего пользования лежит на основании договоров на оказание коммунальных услуг, в том числе по ремонту и содержанию мест общего пользования, заключенных с гражданами – жильцами (нанимателями, собственниками жилых помещений), соответственно к данным правоотношениям применимы нормы закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми обязанность доказывать то, что услуги гражданам по содержанию и ремонту мест общего пользования оказаны надлежащего качества лежит на ответчике – организациях оказывающих данные услуги.

Емельяновой Т.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу <адрес>. Александрову Е.С. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу <адрес> Данные обстоятельства подтверждаются соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.

На основании договора от 01 ноября 2007 года управление домом <адрес> осуществляет ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района».

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья (п.3.4.1),проведение профилактических работ (осмотр, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда, инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации (п.5.8.3), ; исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли или инженерного оборудования (п.4.6.1.1); 3.2.1. Содержание лестничных клеток может включать в себя: техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); капитальный ремонт в составе капитального или выборочного ремонта зданий; 3.2.2. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; 3.2.3. Окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок. 3.2.9. Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа. 3.2.11. Наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы). 4.1.1. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; 4.2.3.12. Фасады деревянных неоштукатуренных зданий (рубленных, брусчатых и сборно-щитовых) с обшивкой и без обшивки должны периодически окрашиваться паропроницаемыми красками или составами для усиления пожаробезопасности и защиты от грибка и гниения. 4.6.1.1. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; 4.8.14. Лестничные клетки: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; 5.1.1. Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке. 5.1.2. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны : проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу; своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования.

Согласно п.2.1.4 вышеназванных Правил результаты осмотров должны отражаться в специальных документах по учету технического состояния зданий: журналах, паспортах, актах. В журнале осмотров отражаются выявленные в процессе осмотров (общих, частичных, внеочередных) неисправности и повреждения, а также техническое состояние элементов дома. Результаты общих обследований состояния жилищного фонда, выполняемых периодически, оформляются актами.

В соответствии с актом обследования жилого дома № от 18.07.2011 г., составленного Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, при обследовании жилого дома было выявлено наличие многочисленных локальных протечек трубопровода ГВС; затопление подвала под 1, 2, 3 подъездами; наличие течи трубопровода ХВС в местах раздачи по домам возле дома 15 по ул. Ипподромная. Также в акте отмечено, что капитальный ремонт ГВС и ХВС производился в 2008 году.

Представителем ответчика наличие протечек трубопровода ГВС в подвале указанного дома не отрицалось, акт Государственной жилищной инспекции не оспаривался.

Таким образом, в судебном заседании установлена необходимость ремонта трубопровода ГВС в подвальном помещении, а также необходимость отвода скопившихся в подвале дома вод.

Довод представителя ответчика о том, что работы по ремонту ГВС являются капитальным ремонтом суд находит неубедительным. В 2008 году уже был произведен капитальный ремонт системы ГВС. Управляющая компания приняла данные работы. Поскольку непосредственным исполнителем пред жильцами является управляющая компания, то именно она должна отвечать перед потребителями за качество выполненных работ при капитальном ремонте, а также устранять недостатки выполненных работ.

Таким образом, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению в полном объеме.

Что же касается требований о компенсации морального вреда, то суд исходит из следующего.

Законом РФ «О защите прав потребителей» (ст.15) предусмотрена возможность удовлетворения требований потребителя о возмещении морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем прав, установленных законодательством о защите прав потребителей. Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя из принципа разумности и справедливости. Анализируя собранные по делу доказательства, суд считает возможным удовлетворить требования истцов в данной части удовлетворить частично и взыскать с пользу каждого из них компенсацию морального вреда по 2000 руб.

На основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных Законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя) за несоблюдение в установленном порядке требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам. Таким образом, сумма штрафа составляет – 2 000 руб., из которой 50% подлежит взысканию в доход местного бюджета, а 50% в пользу МОО «Общество защиты прав потребителей «Правое дело»

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета также подлежит взысканию государственная пошлины в сумме 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Правое дело» в интересах Емельяновой Т.А., Александрова Е.С. к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района» о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Обязать Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Ленинского района»: произвести ремонт трубопровода горячего водоснабжения в подвале дома 19 по ул. Ипподромная г. Ульяновска; организовать отвод скопившихся вод в подвале дома 19 по ул. Ипподромная г. Ульяновска.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» в пользу Емельяновой Т.А. денежную компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» в пользу Александрова Е.С. денежную компенсацию морального вреда в сумме 2000 руб.

В остальной части в удовлетворении иска - отказать.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» в доход местного бюджета штраф в сумме 1000 руб., государственную пошлину в сумме 200 руб.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» в пользу Межрегиональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Правое дело» штраф в сумме 1000 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья С.В. Богомолов.