об устранении нарушений



Дело №2-4666/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2011 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Алексеевой Е.В.,

при секретаре Карповой А.А., с участием помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска об устранении нарушений требований безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеназванным исковым требованием, указав, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности мэрии г. Ульяновска выявлены следующие нарушения.

По ул. Набережная р. Свияга от дома № 65 до дома №178, напротив домов № 156, №182 выявлены нарушения требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 24 июня 2011 года составленному государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску с участием помощника прокурора Желтова О.И. участок дороги по указанной улице эксплуатируется с нарушением обязательных требований государственных стандартов.

Имеются участки дороги с повреждениями проезжей части, превышающие предельные размеры отдельных просадок и выбоин- норма по длине не более 15 см, по ширине не более 60 см., глубине- 5 см. При этом, фактически в ходе проверки выявлены выбоины напротив дома №156 выбоина размером: длина 68 см, ширина 85 см, глубина 7 см, напротив дома № 182: длина 79 см, ширина 65 см, глубина 7,2 см, от дома №65 до дома №178 имеются многочисленные выбоины, не соответствующие ГОСТ Р 50597-93. На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, как следует из содержания п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ). На основании п. 5 ч. 6 ст. 37 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа - компетенция мэрии г. Ульяновска. Однако исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Согласно п. 1. ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Просят в судебном порядке обязать мэрию г. Ульяновска привести участок дороги по ул. Набережная р. Свияга от дома № 65 до дома №178, напротив домов № 156, 182 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

Представитель истца – помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанов А.С. в судебном заседании поддержал исковые требования и дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Мэрии г. Ульяновска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска Денисова А.Ю. действующая на основании доверенностей в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представила в суд письменный отзыв на иск, в котором исковые требования не признала, пояснила, что для решения вопросов местного значения в области дорожной деятельности, организации благоустройства, создания условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения в границах МО «Г. Ульяновск», решением Ульяновской Городской Думы №48 от 25 мая 2009 года был создан Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска, который является отраслевым ( функциональным) органом мэрии города. Комитет является самостоятельным юридическим лицом, следовательно, применимы правила деятельности юридических лиц. Прокуратура не приводит доказательств того, что в результате выявленных нарушений произошли дорожно-транспортные происшествия, соответственно не доказано, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья граждан, пользующихся данной дорогой. Вопросами утверждения средств из бюджета занимается Городская Дума, а не мэрия г. Ульяновска, поэтому самостоятельное выделение дополнительных денежных средств не возможно, так как это не входит в компетенцию мэрии. Автомобильная дорога по указанной улице была передана на основании муниципального контракта от 22.12.2010 года за № 0274 для содержания и обслуживания МУП «Ульяновскдорремсервис». Предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске. Следовательно, именно указанная подрядная организация должна нести ответственность за выявленные нарушения состояния дорог. Просит отказать прокурору в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица- УГИБДД УВД по г. Ульяновску Сейфин Р.Р. в судебном заседании не присутствовал, извещался о времени и месте рассмотрения дела. Представлен акт от 16 июля 2011 года, согласно которому нарушения на улице не устранены.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ленинского района города Ульяновска, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия города Ульяновска.

Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 24 июня 2011 года составленному государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску с участием помощника прокурора Желтова О.И. участок дороги по указанной улице эксплуатируется с нарушением обязательных требований государственных стандартов.

Имеются участки дороги с повреждениями проезжей части, превышающие предельные размеры отдельных просадок и выбоин- норма по длине не более 15 см, по ширине не более 60 см., глубине- 5 см. При этом, фактически в ходе проверки выявлены выбоины напротив дома №156 выбоина размером: длина 68 см, ширина 85 см, глубина 7 см, напротив дома № 182: длина 79 см, ширина 65 см, глубина 7,2 см, от дома №65 до дома №178 имеются многочисленные выбоины, не соответствующие ГОСТ Р 50597-93.

МУП «Ульяновскдорремсервис» приняло на себя обязательство выполнять работы по содержанию автомобильных дорог, в том числе дорог по ул. Ватутина в г. Ульяновске. Контракт выполняется в пределах финансирования и утвержденной заказчиком локальной сметы.

Финансирование по данным работам производится за счет городского бюджета в рамках заключенного муниципального контракта.

Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.

Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан. Исходя из содержания п. 1 ГОСТ Р 50597-93, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

На созданное мэрией в рамках своих полномочий –МУП «Ульяновскдорремсервис» действительно возложены обязанности по ремонту и содержанию дорог города, однако данное предприятие в силу гражданско- правовых отношений ответственно за ненадлежащее выполнение задач только перед органом местного самоуправления, тогда как заявленный прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ иск направлен в защиту неопределенного круга лиц, в основном жителей Ленинского района, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения, возложена на Мэрию г.Ульяновска.

Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за №196-ФЗ от 10.12.1995 года, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым возложить на мэрию г. Ульяновска обязанность привести участок дороги по ул. Набережная р. Свияги в г. Ульяновске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в срок до 20.09.2011 года.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц- удовлетворить.

Возложить на мэрию г. Ульяновска обязанность привести участок дороги напротив домов № 156, № 182 и от дома № 65 до дома № 178 по улице Набережная реки Свияга в г. Ульяновске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в срок до 20.09.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья: Е.В. Алексеева