Дело № 2-4875/11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Ульяновск 21 июля 2011 года Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Богомолова С.В., при секретаре Бочениной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Мэрии горда Ульяновска о возложении обязанности устроить съезды с тротуаров, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в интересах инвалидов, использующих для перемещения кресла-коляски, обратился в суд с указанным иском к Мэрии города Ульяновска. В обоснование иска указал, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов выявлены нарушения в деятельности мэрии г.Ульяновска. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно п. 3.3 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73, ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1 - 2%. В соответствии с п.3.3 таблицы 3.1 Свода правил по проектированию и строительству Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, принятых Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №70, съезды не должны выступать на проезжую часть. Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что напротив домов №№5 (8 шт.), 6а к.1 (2 шт.), 6а к.2, 8 по ул.Можайского отсутствуют съезды с тротуаров. Таким образом, тротуары на ул.Можайского не соответствуют строительным нормам и правилам Российской Федерации, что создает препятствие при движении по тротуару на инвалидной кресло-коляске. Инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан. Такие граждане должны иметь беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Ущемление их социальных прав является недопустимым. Установить количество лиц, ежедневно пользующихся тротуаром, невозможно. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц. Просит обязать мэрию города Ульяновска устроить напротив домов №№5 (8 шт.), 6а к.1 (2 шт.), 6а к.2, 8 по ул. Можайского съезды с тротуаров с продольным уклоном пути движения не более 10%, с поперечным уклоном пути движения не более 2%, с шириной пути движения не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602, без выступа съезда на тротуар. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Министерство труда и социального развития Ульяновской области, ОГИБДД УВД по городу Ульяновску, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска. Представитель истца – помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Крабанов А.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, привел доводы, изложенные в иске. Представитель ответчика мэрии города Ульяновска и третьего лица Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска Денисова А.Ю., в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном отзыве указала, что исковые требования не признает по следующим основаниям. Согласно п.5 ч.1 ст. 16 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Аналогичное установлено в п.6.ч.5 ст.37 Устава муниципального образования «город Ульяновск» - содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Решением Ульяновской Городской Думы № 90 от 24.05.06г. утверждено Положение о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска. В соответствии с данным Положением п.3.1.12 к полномочиям Комитета относится организация надлежащего содержания и уборки, озеленения и освещения территории муниципального образования «г.Ульяновск». Следовательно, мэрия города, в лице структурного подразделения (Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта) наделена согласно действующего законодательства, полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту деятельность своими силами. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены правом создавать муниципальные предприятия и учреждения (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.03 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Для содержания и ремонта городских дорог на основании распоряжениями Мэра города Ульяновска были созданы Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Асфальтобетонный завод», переименованное в 2007 г. в МУП «Ульяновскдорремсервис», МУП «Благоустройство Заволжья», УМУС «АТП по уборке города». В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Комитетом был заключен муниципальный контракт № 0274 от 22.12.2010 с МУП «Ульяновскдорремсервис». Предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г.Ульяновске. В соответствии с пунктом 1.4. Контракта Подрядчик гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ в соответствии с проектно-сметной документацией и условиями Контракта. Комитет определяет допустимый уровень транспортно-эксплуатационного состояния автодорог: -поддержание установленного допустимого уровня содержания с обеспечением круглосуточного бесперебойного, безопасного движения автотранспорта по автодорогам, состояния конструктивных элементов дорог и искусственных сооружений. -состояние покрытия проезжей части, обочин и укрепительных полос, состояния технических средств организации дорожного движения, качество выполненных работ по контракту установлены ГОСТ Р 50597-93. Выполнение работ по содержанию автодорог производится в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к каждому элементу дороги на основании локальной сметы, утвержденной Заказчиком (п.2.2. Контракта). Также в соответствии с п. 6.8. Контракта Подрядчик несет полную материальную ответственность перед физическими и юридическими лицами, по искам третьих лиц в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий Контракта. Таким образом, в случае выявления нарушений ответственность за них в соответствии с действующим законодательством должна нести подрядная организация, осуществляющая в соответствии с муниципальным контрактом работы по содержанию автомобильных дорог г.Ульяновска, которой в данном случае является МУП «Ульяновскдорремсервис». Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ульяновской области Федорова И.А. в судебное заседание не явилась, в представленном отзыве казала, что поддерживает доводы изложенные в исковом заявлении прокурора Ленинского района г. Ульяновска. Представитель третьего лица ОГИБДД УВД по городу Ульяновску в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине. Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устроить съезды с тротуаров напротив домов по ул. Можайского. Основанием для обращения в суд послужил факт выявления ненадлежащего исполнения мэрией города Ульяновска требования законодательства о социальной защите инвалидов. Судом установлено, что автомобильная дорога по ул. Можайского в г. Ульяновске находится в собственности в собственности муниципального образования «Город Ульяновск», что не оспаривалось представителем ответчика. Вместе с тем, состояние указанной дороги не соответствует требованиям Строительных норм и правил Российской Федерации (СНиП) 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №73. Согласно п.п. 1.1, 1.2 СНиП 35-01-2001 при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения (МГН) условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения. Требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство. Согласно п. 3.3 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73, ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1 - 2%. В соответствии с п.3.3 таблицы 3.1 Свода правил по проектированию и строительству Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, принятых Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №70, съезды не должны выступать на проезжую часть. Актом проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, составленного государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УВД по городу Ульяновску Сейфиным Р.Р. выявлены нарушения обязательных требований государственного стандарта: эксплуатация ул. Можайского не отвечает обязательным требованиям Строительным нормам и правилам. Напротив домов №№5 (8 шт.), 6а к.1 (2 шт.), 6а к.2, 8 по ул. Можайского условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к зданию с учетом нормативных требований, съезды отсутствуют. Данный акт также составлен совместно и подписан Главным специалистом-экспертом ПТО Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска. Актом контрольной проверки Отдела ГИБДД УВД по городу Ульяновску от 20.07.2011 года установлено, что выявленные нарушения не устранены. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, как следует из содержания п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации…», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ). Пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации…»пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения отнесены к элементам обустройства автомобильных дорог. В соответствии с п. 1 ст. 3 вышеназванного Федерального закона автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя элементы обустройства автомобильных дорог. На основании п. 5 ч. 6 ст. 37 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа - компетенция мэрии города Ульяновска. Однако исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Доводы представителя ответчика на отсутствие у мэрии города Ульяновска обязанности проведения указанных в иске работ, суд не принимает, поскольку исполнение требований вышеуказанных нормативных актов возложено именно на мэрию города Ульяновска. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать мэрию города Ульяновска устроить напротив домов №№5 (8 шт.), 6а к.1 (2 шт.), 6а к.2, 8 по ул. Можайского съезды с тротуаров с продольным уклоном пути движения не более 10%, с поперечным уклоном пути движения не более 2%, с шириной пути движения не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602, без выступа съезда на тротуар. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней. Судья С.В. Богомолов.
РЕШЕНИЕ