09 июня 2011 года г.Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе : судьи А.В.Маслюковой, с участием прокурора А.С.Карабанова, при секретаре М.И.Спиридоновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Надысева Л.В. к Ульяновской Городской Думе о признании недействующим в части нормативного правового акта, УСТАНОВИЛ: Надысев Л.В. обратился в суд с заявлением к Ульяновской Городской Думе о признании недействующим подпункта 8 ст.20 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы № 90 от 13.10.2004 г. Заявление мотивировано тем, что 22 октября 2010 года, Надысев Л.В. обратился с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта к Главе муниципального образования «город Ульяновск» А.П. Пинкову. В своем заявлении Надысев Л.В. испрашивал право собственности на земельный участок из земель поселений в черте муниципального образования «город Ульяновск», расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, восточнее земельного участка по <адрес>. Земельный участок общей площадью 900 кв.м планируется им использоваться под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства. В соответствии с п.2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане имеют право на равный доступ к приобретению права собственности на земельные участки. Предоставление земельных участков для строительства из земель находящихся в муниципальной собственности возможно осуществлять в соответствии с п.1 ст.30 Земельного кодекса РФ с предварительным согласованием мест размещения объекта. 15 ноября 2010 года в адрес Надысева Л.В. был направлен ответ Комитета архитектуры и градостроительства (КАиГ) мэрии г. Ульяновска за № № в котором указывалось, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах запретного района в/ч №. В соответствии с п.8 «Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах, и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 г. №135, на таких территориях строительство объектов социально-бытового назначения запрещено». Надысеву Л.В. было фактически отказано в предоставлении испрашиваемого согласования выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Кроме того, 25.03.2011 года в адрес Надысева Л.В. поступило письмо за подписью Главы города Ульяновска Пинкова А.П., в котором указывается, что согласно карте зон действия ограничений по условиям окружающей среды Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» (статья 20), испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ограниченного строительства запретного района, отображенный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 № 135 «Об утверждении положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов», в связи с чем, предоставление земельного участка в г. Ульяновске, Заволжский район, восточнее земельного участка по <адрес> для индивидуального жилого строительства не представляется возможным. С данным отказом Надысев Л.В. не согласен, считает его не законным и необоснованным исходя из нижеследующего. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В силу ч.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В соответствии с п.8 «Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах, и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов» на территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества. Предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства не может создавать угрозу безопасности военного склада и сохранности его имущества. Перечень земельных участков ограниченных в обороте, определен в ст.27 ЗК РФ, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Согласно п.5 «Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах, и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов», границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которых они находятся. Таким образом, границы запретного района устанавливаются на основании нормативно-правового акта исполнительного органа субъекта РФ (Ульяновской области). Также, границы запретной зоны и запретного района войсковой части № и Описания границ запретной зоны и запретного района войсковой части №, утвержденные 04.06.2004 года Главой Администрации Ульяновской области В.А. Шамановым, не относятся к нормативным актам, устанавливающим запретный район войсковой части №, куда входит спорный земельный участок. Сведения об их публикации отсутствуют. Согласно ч.3 ст. 15 Конституции РФ, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Таким образом, подпункт 8 ст.20 (Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды) является недействительным, нарушающим и ограничивающим законные права граждан на получение земельных участков в собственность. Ульяновская Городская Дума безосновательно установила данное ограничение, превысив имеющиеся у муниципального органа полномочия. В судебное заседание Надысев Л.В. не явился, его представитель Сурнакин Д.В. на доводах заявления настаивал, дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Представитель Ульяновской Городской Думы Туешова Е.С. считала доводы заявления необоснованными. Пояснила суду, что ссылки заявителя о недействительности п. 8 ст. 20 Правил, представляются несостоятельными, поскольку согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» (далее - Положение) границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которого они находятся (пункт 5). В соответствие с вышеназванным Положением, по представлению командира в/ч № 04.06.2004 Главой Администрации Ульяновской области утверждены «Границы запретной зоны и запретного района войсковой части №» и «Описания границ запретной зоны и запретного района войсковой части №». Вышеназванные документы, утвержденные Главой Администрации Ульяновской области, имеют гриф «для служебного пользования», не обладают статусом закона и нормативного правового акта, в силу чего не подлежат официальному опубликованию. При этом, вышеназванные документы по установлению границы запретной зоны и запретного района, при утверждении Правил, приняли статус зоны по ограничению строительства запретного района, в связи с чем данное ограничение стало касаться неопределенного круга лиц. В то время как требования по опубликованию Правил землепользования и застройки были соблюдены. Тем самым, зона ограничения строительства запретного района в соответствии Правительства РФ от 17.02.2000 N 135, закрепленная на карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды Правил землепользования и застройки, установлена на основании вышеназванных документов, утвержденных главой Администрации Ульяновской области. Кроме того, согласно Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации заявление об оспаривании нормативного правового акта должно содержать дополнительно указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью (ч. 5 ст. 251). В заявлении не указано, какие именно права заявителя были нарушены оспариваемым актом или его частью, в то же время большая часть заявления посвящена оспариванию ответа Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска и Главы города А.П. Пинкова о невозможности предоставлении земельного участка на спорной территории, что не является предметом настоящего судебного разбирательства. Таким образом, Правила землепользования и застройки, утверждены решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90 в пределах ее компетенции, не противоречат федеральному законодательству, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.02.2000 № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов», и не нарушают права заявителя, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Представитель мэрии города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска Трифонова О.В. в судебном заседании также считала заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению Представитель заинтересованного лица Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель заинтересованного лица Войсковой части № в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен. Выслушав участников процесса, заключение прокурора, считавшего заявление не обоснованным, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В силу пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Порядок разработки и утверждения правил землепользования и застройки установлен ст. 30 - 33 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Регламентируя градостроительное зонирование, Кодекс устанавливает требования к правилам землепользования и застройки (ст. 30 Кодекса), порядку подготовки проекта указанных правил (ст. 31 Кодекса), их утверждения (ст. 32 Кодекса) и изменения (ст. 33 Кодекса), определяет порядок установления территориальных зон (ст. 34 Кодекса), виды и состав таких зон (ст. 35 Кодекса), вводит правила о градостроительных регламентах (ст. 36 Кодекса), видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ст. 37 Кодекса) и регулирует другие отношения. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Кодекса Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. Частью 4 статьи 30 названного Кодекса предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Судом установлено, что в соответствие с пунктом 26 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. 13.10.2004, решением Ульяновской Городской Думы № 90, были утверждены Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске (далее - Правила) (с изм. от 25.04.2007 № 38, от 26.03.2008 № 31, от 07.06.2010 № 66, с изм., внесенными решением Ленинского районного суда от 12.12.2005, решением Ленинского районного суда от 29.06.2007.). Указанный документ был опубликован в газете «Ульяновск сегодня», N 53(404), 15.10.2004. Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» разрабатывались и были приняты в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами Ульяновской области, Уставом муниципального образования «город Ульяновск», Генеральным планом города Ульяновска, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Ульяновска, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В составе Правил утверждена карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды (ст. 20), на которой отображена зона ограничения строительства запретного района в соответствие с постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 № 135 (п. 8). Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которого они находятся (пункт 5). В соответствие с вышеназванным Положением, по представлению командира в/ч 34236 04.06.2004 Главой Администрации Ульяновской области утверждены «Границы запретной зоны и запретного района войсковой части 34236» и «Описания границ запретной зоны и запретного района войсковой части 34236». Вышеназванные документы, утвержденные Главой Администрации Ульяновской области, имеют гриф «для служебного пользования», не обладают статусом закона и нормативного правового акта, в силу чего не подлежат официальному опубликованию. При этом, вышеназванные документы по установлению границы запретной зоны и запретного района, при утверждении Правил, приняли статус зоны по ограничению строительства запретного района, в связи с чем данное ограничение стало касаться неопределенного круга лиц. В то время как требования по опубликованию Правил землепользования и застройки были соблюдены. Тем самым, зона ограничения строительства запретного района в соответствии Правительства РФ от 17.02.2000 N 135, закрепленная на карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды Правил землепользования и застройки, установлена на основании вышеназванных документов, утвержденных главой Администрации Ульяновской области. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Ульяновская Городская Дума наделена полномочиями в принятии оспариваемого акта, содержание Правил полностью соответствует требованиям федерального закона. Оснований для признания недействующим подпункта 8 ст.20 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы № 90 от 13.10.2004 г. не имеется. Заявитель указывает, что у него возник спор с мэрией города Ульяновска по выделению ему для индивидуального жилищного строительства земельного участка в Заволжском районе г.Ульяновска, который расположен в границах запретного района в/ч №. Спор между Надысевым Л.В. и мэрией города Ульяновска по конкретному земельному участку не является основанием для признания недействующим указанного пункта Правил. Сам Надысев Л.В. не оспаривает существования в/ч №, в заявлении ссылался на Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов», согласно которому границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которого они находятся, на то, что Главой администрации Ульяновской области во исполнение названного постановления данные границы определены, а Правилах лишь отмечены, то есть, нанесены на карту, которая доступна неопределенному кругу лиц. При таких обстоятельствах заявление Надысева Л.В. удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Надысева ФИО13 к Ульяновской Городской Думе о признании недействующим подпункта 8 ст.20 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы № 90 от 13.10.2004 г. оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней Судья А.В.Маслюкова