Дело № 2-4467/11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Ульяновск 13 июля 2011 года Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Богомолова С.В., при секретаре Бочениной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить выбоины, имеющиеся на автомобильной дороге, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить выбоины, имеющиеся на автомобильной дороге. Исковые требования мотивированы следующим. Прокурорской проверкой в деятельности мэрии города Ульяновска выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения. Так, статьей 210 Гражданского кодекса РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества. В силу части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу объектов муниципальной собственности относятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона « 131-ФЗ, пунктом 6 статьи 13, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»уполномоченные органы местного самоуправления должны обеспечить осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, как следует из содержания пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ, дорожная деятельность включает в себя работу по капительному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс мероприятий по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. На основании пункта 4 части 6 статьи 40 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа – компетенции мэрии города Ульяновска. Однако мэрией города Ульяновска обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Согласно Перечню автодорог из реестра муниципальной собственности города Ульяновска (по состоянию на 08.10.2010 года) автомобильная дорога, расположенная по адресу: г. Ульяновск, ул. Орджоникидзе, находится в собственности муниципального образования «Город Ульяновск». Вместе с тем, состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 года № 221 государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», нормы которого являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог. Актом от 21.06.2011 года проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Орджоникидзе, проведенной отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по г. Ульяновску, установлено следующее. В нарушение требований пункта 3, подпунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части данной дороги имеются затрудняющие движение транспортных средств выбоины, превышающие предельные размеры (норма подлине – не более 15 см, по ширине – не более 60 см, по глубине не более 5 см): на участке дороги, напротив дома 88, имеются многочисленные выбоины; на участке дороги, напротив дома 104, имеются многочисленные выбоины; на участке дороги, напротив дома 120, имеется выбоина размером 85х61х7 см.; на участке дороги, напротив дома 75, имеется выбоина размером 78х82х10 см.; на участке дороги, напротив дома 56, имеется выбоина размером 58х67х7,2 см. Отсутствие контроля со стороны мэрии города Ульяновска за качеством эксплуатируемых автомобильных дорог приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения и, как следствие, влечет нарушение прав граждан. Перечисленные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся дорогой, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Прокурор просит обязать мэрию города Ульяновска устранить выбоины, имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу: город Ульяновск, улица Орджоникидзе, напротив домов №№ 88, 104, 120, 75, 56. В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Ульяновска Карабанов А.С. доводы иска поддержал. Пояснил, что выявленные нарушения не устранены до настоящего времени. Представитель ответчика мэрии города Ульяновска, представители третьих лиц ОГИБДД УВД по г.Ульяновску, Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска в судебное заседание не явились по неизвестной причине, будучи надлежащим образом извещенными. С учетом мнения помощника прокурора, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей. Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления. В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за № 196-ФЗ от 10.12.1995, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Так, в соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности от 08.10.2010 автомобильная дорога по улице Орджоникидзе в г. Ульяновске, находятся в собственности муниципального образования «город Ульяновск». Учитывая вышеприведенные положения законодательства, надлежащим ответчиком по делу будет являться именно мэрия города Ульяновска. При этом состояние указанных автомобильных дорог не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В силу п. 1 названного ГОСТа Р 50597-93. утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Согласно актам проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 21.06.2011, 10.07.2011, составленным инспектором ОГИБДД УВД по г. Ульяновску Сейфиным P.P. некоторые участки дороги на вышеуказанной улице эксплуатируются с нарушением обязательных требований государственных стандартов (ГОСТ Р 50597-93). В частности, вопреки требованиям п.п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 имеются участки дороги с повреждениями проезжей части, превышающие предельные размеры отдельных просадок и выбоин (по длине не более 15 см, по ширине - 60 см, по глубине - 5 см - 15х60х5). Так, на участке дороги, напротив домов № 88, № 104, имеются многочисленные выбоины, превышающие предусмотренные ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры; на участке дороги, напротив дома 120, имеется выбоина размером: длина – 85 см, ширина -61 см., глубина – 7 см.; на участке дороги, напротив дома 75, имеется выбоина размером: длина – 78 см, ширина – 82 см., глубина – 10 см.; на участке дороги, напротив дома 56, имеется выбоина размером: длина – 58 см, ширина – 67 см., глубина – 7,2 см. Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе. Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан. В связи с изложенным, суд считает исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199, 233-238 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить. Обязать мэрию города Ульяновска устранить выбоины, имеющиеся на автомобильной дороге, расположенной по адресу: город Ульяновск, улица Орджоникидзе, напротив домов №№ 88, 104, 120, 75, 56. Ответчик не присутствовавший в судебном заседании вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: С.В. Богомолов.