Дело №2-4531/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 июля 2011 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе: председательствующего судьи Кириченко В.В., при секретаре Левушкиной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касатовой Л.А. к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, взыскании недополученной суммы пенсии, УСТАНОВИЛ: Касатова Л.А. обратилась в суд с исковыми требованиями, уточненными в ходе рассмотрения дела, к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца с 10.06.2005 г. по 30.06.2011 г. в сумме 49639,27 руб., обязании ответчика с 01.07.2011 г. выплачивать истице пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в обоснование указав следующее. Истица является членом семьи погибшего в Афганистане 16.12.1983 г. Касатова В.Б. В соответствии со ст.5 Закона РФ «О ветеранах» погибший является ветераном боевых действий, в связи с чем истице была назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 40% денежного довольствия погибшего. Истица полагает, что как член семьи погибшего ветерана боевых действий она имеет право на повышение пенсии. Однако на соответствующее обращение ответчик ответил отказом, мотивировав тем, что право на повышение пенсии имеет только сам ветеран боевых действий, а не члены его семьи. Истица считает данный отказ незаконным, в связи с чем и обратилась в суд с настоящим иском. В судебном заседании истица на удовлетворении исковых требований настаивала с учетом их уточнения, в обоснование привела доводы, аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика, будучи извещен, в судебном заседании не присутствовал, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором указано следующее. Согласно материалам пенсионного дела № Касатов В.Б., выполняя боевое задание в ДРА, скончался от ран, полученных в бою, ДД.ММ.ГГГГ года. Пенсия Министерства обороны Российской Федерации по случаю потери кормильца назначена военным комиссариатом Ульяновской области на жену Касатову Л.А. с 10 июня 2005 года. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». 15.06.2011 г. истица обратилась в военный комиссариат области с заявлением повысить размер выплачиваемой ей пенсии на 32% к расчетному размеру с момента назначения. С заявлением ответчик не согласен по следующим основаниям. В Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» № 4468-1 впервые ссылка на Закон «О ветеранах» указана в дополнении к названному Закону в 2002 году (Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 68-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2002 года), где пункт «г» статьи 45 гласит: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» из числа военнослужащих - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. В этой редакции он действовал до 1 января 2008 года. В последующем на основании Федерального закона от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ пункт «г» статьи 45 был изменен на следующую редакцию: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц. указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 -4 пункта 3 Федерального закона «О ветеранах» - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Таким образом, если говорить о невыплате повышения пенсии ветерану боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»), то не ранее 1 января 2002 года из расчета минимальной пенсии по старости и с 1 января 2008 года из расчетного размера пенсии. В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Между тем, статья 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» называется «Повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров». Далее в названной статье законодателем приведён исчерпывающий перечень категорий самих пенсионеров (независимо от вида получаемой пенсии), которым за особые заслуги перед Отечеством и народом государство гарантирует повышение уровня пенсионного обеспечения по сравнению с другими пенсионерами, не имеющими аналогичных личных заслуг. Ссылка в ст. 45 Закона на повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров, получающим пенсию по случаю потери кормильца, относится к тем лицам, которые лично принимали участие в боевых действиях. В связи с изложенным, требования истицы о повышении назначенной пенсии как ветерану боевых действий, незаконны и необоснованны, т.к. права и льготы, полагающиеся самому ветерану боевых действий, не могут автоматически быть перенесены на членов семьи. Звание «ветеран боевых действий» при жизни погибшему не присваивалось, удостоверение ветерана боевых действий не выдавалось. В соответствии со ст. 199 Гражданского Кодекса РФ по делу подлежит применению срок исковой давности. Таким образом, в удовлетворении исковых требований к военному комиссариату Ульяновской области следует отказать в полном объеме. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истица является членом семьи Касатова В.Б., что подтверждается представленными суду документами. Касатов В.Б., выполняя боевое задание в ДРА, скончался от ран, полученных в бою, ДД.ММ.ГГГГ года. С 10 июня 2005 года и по настоящее время истица получает пенсию по случаю потери кормильца от Военного комиссариата Ульяновской области. Также судом установлено, что пенсия по потере кормильца выплачивается истице без учета повышений, надбавок и увеличений, предусмотренных п. «г» ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что не оспаривается ответчиком. По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсию по инвалидности и за выслугу лет – получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии – пенсию по случаю потери кормильца - получают в соответствии со ст. 28 данного Закона семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсии зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст. 43 Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец. В соответствии с п. «г» ст. 45 указанного Закона в редакции, действующей с 01.01.2008 г. по настоящее время, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Согласно редакции п. «г» ст. 45 Закона, действовавшей с 01.01.2002г. по 01.01.2008г., пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Согласно Перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (Приложение к Федеральному закону «О ветеранах»), к таковым относятся боевые действия в Афганистане с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года. Следовательно, Касатов В.Б. относился к лицам, на которых распространяется действие Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. и являлся ветераном боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах". Статья 45 в разделе «Исчисление пенсий» определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг. Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии со ст.29 Закона, являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего. Таким образом, вышеуказанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи и назначенной в соответствии с данным Законом, поскольку данный вид пенсии прямо указан в ст. 45 Закона, дающей право на повышение. Согласно ст. 46 указанного Закона, повышения, предусмотренные п. «г» ст.45 Закона, начисляются к пенсии, исчисленной без надбавок и других повышений. При назначении пенсии по случаю потери кормильца на нескольких нетрудоспособных членов семьи, указанные повышения начисляются к пенсии, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на повышение. Исходя из вышеприведенных положений законодательства, при назначении пенсии по случаю потери кормильца членам семьи, к пенсии также начисляются повышения, предусмотренные п. «г» ст. 45 Закона. Учитывая вышеизложенное, истица имеет право на повышение размера пенсии в соответствии с п. «г» ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», поскольку повышение пенсии предусмотрено не только для самих ветеранов, но и для членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца. Довод ответчика о применении срока исковой давности к правоотношениям суд считает необоснованным, в связи со следующим. В соответствии с частью второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Перерасчет пенсии должен был быть произведен получателям пенсии военным комиссариатом, однако этого им сделано не было. Поскольку истице пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась без учета вышеуказанных повышений, то, соответственно, необходимо взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу истицы недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 10.06.2005 г. по 30.06.2011 г. в размере 46639 руб. 27 коп. (согласно расчету ответчика, произведенному с учетом инфляции, с которым истица полностью согласилась). Также суд полагает необходимым обязать Военный комиссариат Ульяновской области с 01 июля 2011 г. и в дальнейшем выплачивать Касатовой Л.А. пенсию по случаю потери кормильца с учетом произведенного перерасчета пенсии в соответствии со ст. 45 и ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с последующей индексацией в установленном законом порядке. Таким образом, уточненные исковые требования подлежат полному удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Касатовой Л.А. удовлетворить. Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Касатовой Л.А. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с 10.06.2005 г. по 30.06.2011 г. в размере 49 639 руб. 27 коп. Обязать Военный комиссариат Ульяновской области с 01 июля 2011 г. и в дальнейшем выплачивать Касатовой Л.А. пенсию по случаю потери кормильца с учетом произведенного перерасчета пенсии в соответствии со ст. 45 и ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», с последующей индексацией в установленном законом порядке. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней. Судья В.В. Кириченко