о возложении обязанности устранить свалку



Дело № 2-4459/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Кириченко В.В.,

при секретаре Левушкиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить свалку,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить несанкционированную свалку на склоне оврага в районе Центрального рынка в сторону ГСК «Чайка». В обоснование иска указано, что прокурорской проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ч. 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу п.п. 8, 11 и 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов. Как следует из п.2 ч.4 ст. 40 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 30.06.2010 №67, к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «город Ульяновск» в вопросах местного значения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В нарушение указанных норм на склоне оврага в районе Центрального рынка (уклон от трамвайного кольца в сторону ГСК «Чайка») обнаружена несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов. Таким образом, несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанов А.С. настаивал на удовлетворении исковых требований, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении, в полном объеме. Дополнительно представил сведения о том, что указанная свалка располагается на земле, находящейся в муниципальной собственности.

Представители ответчика мэрии г. Ульяновска, третьих лиц - комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска, комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска, будучи надлежаще извещены о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, рассмотреть дело в свое отсутствие либо отложить судебное заседание не ходатайствовали.

Представитель третьего лица администрации Ленинского района г. Ульяновска - Исаева Ж.В. в судебном заседании вопрос об удовлетворении исковых требований оставила на усмотрение суда, при этом подтвердив факт существования несанкционированной свалки на указанном выше земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.

Согласно ч. ч. 3, 4 ст. 167, ст. 233 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке заочного производства.

С учетом мнения прокурора и представителя третьего лица, не возражавших в судебном заседании против заочного рассмотрения, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.

В соответствии со ч.2 ст. 150 ГПК РФ).

Каких-либо доказательств в опровержение исковых требований ответчиком суду не предоставлено. С учетом изложенного, суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и доводам сторон.

Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что при проведении проверки исполнения органами местного самоуправления требований природоохранного законодательства по поручению прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска 06.06.2011 г. государственным инспектором Ульяновской области по охране природы Госэкоконтроля Ульяновской области Багровым В.Г. на территории Ленинского района г. Ульяновска, а именно на склоне оврага в районе Центрального рынка (уклон от трамвайного кольца в сторону ГСК «Чайка»), зафиксирована несанкционированная свалка строительных и бытовых отходов.

Данное обстоятельство подтверждается актом № 08-23/11 фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 06 июня 2011 г., приложенной к акту фототаблицей, а также копией статьи в газете «Симбирский курьер» от 31.05.2011 г.

Ответчиком не оспорен тот факт, что вышеуказанная свалка расположена в границах территории МО «город Ульяновск» на земельном участке, который находится в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Уставом муниципального образования «город Ульяновск» (п.2 ч.4 ст. 40), утв. решением Ульяновской Городской Думы от 30.06.2010 №67, к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «город Ульяновск» в вопросах местного значения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу названных норм мэрия города Ульяновска, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны – органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.

Пунктом 2.2. Порядка обращения с бытовыми и промышленными отходами на территории муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденного постановлением Главы г. Ульяновска от 15.04.2008 г. № 2604, установлено, что в пределах муниципального образования «Город Ульяновск» запрещается загрязнение территории отходами (в т.ч. сжигание, выбрасывание, захоронение и хранение отходов в местах, не предусмотренных для их сбора и обезвреживания).

В соответствии с п. 5.5. названного Порядка должностные лица мэрии и ее структурных подразделений, осуществляющие контроль за соблюдением данного Положения, обязаны своевременно и качественно документально фиксировать признаки выявленных нарушений и принимать меры по пресечению и предотвращению нарушений в сфере обращения с отходами на подведомственных территориях.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующих несанкционированную свалку, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска устранить свалку строительных и бытовых отходов, расположенную на склоне оврага в районе Центрального рынка в сторону ГСК «Чайка».

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Ульяновска заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья В.В. Кириченко