о возложении обязанности устранить свалку



Дело № 2-4007/11

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Бочениной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в защиту интересов неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить свалку,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устранить свалку, указав в обоснование иска о том, что прокурорской проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ч. 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу п.п. 8, 11 и 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов. Как следует из ч.4 ст.37 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думой от 14.12.2005 №202, к полномочиям мэрии г.Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В нарушение указанных норм на пер.Комисара Иванова в 50 метрах южнее дома №69 обнаружена несанкционированная свалка мусора, бытовых и строительных отходов. Объем свалок составляет 800 м3. Таким образом, несоблюдение законодательства об отходах производства и потребления влечет возникновение чрезвычайных ситуаций, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также окружающей природной среде.

Просит обязать Мэрию города Ульяновска устранить несанкционированную свалку в 50 метрах южнее жилого дома <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Карабанов А.С. настаивал на удовлетворении требований, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Мэрии города Ульяновска Цыплова М.А. иск не признала. Согласно Уставу муниципального образования «город Ульяновск» мэрия города является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом и отдельными Федеральными законами полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральным законом № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения. Понятие «организация» означает осуществление исполнительно-распорядительных функций. Устранение свалок твердых бытовых отходов в полномочия мэрии города Ульяновска не входит.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что при проведении проверки исполнения органами местного самоуправления требований природоохранного законодательства по поручению прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска 24.05.2011 г. инспектором по охране природы Госэкоконтроля Ульяновской области Миначевым Ш.С. на территории Ленинского района г. Ульяновска, а именно на пер. Комиссара Иванова в 50 метрах южнее от дома № 69 г. Ульяновска, зафиксирована несанкционированная свалка строительного и бытового мусора.

Данное обстоятельство подтверждается актом № 04-13/11 фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды от 24 мая 2011 г., приложенной к акту фототаблицей.

Представителем ответчика не оспаривается тот факт, что вышеуказанная свалка расположена в границах территории городского округа МО «город Ульяновск».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Уставом муниципального образования «город Ульяновск» (ч. 4 ст. 37) закреплено, что к полномочиям Мэрии города Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу названных норм Мэрия города Ульяновска, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны – органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования.

Пунктом 2.2. Порядка обращения с бытовыми и промышленными отходами на территории муниципального образования «Город Ульяновск», утвержденного постановлением Главы г. Ульяновска от 15.04.2008 г. № 2604, установлено, что в пределах муниципального образования «Город Ульяновск» запрещается загрязнение территории отходами (в т.ч. сжигание, выбрасывание, захоронение и хранение отходов в местах, не предусмотренных для их сбора и обезвреживания).

В соответствии с п. 5.5. названного Порядка должностные лица мэрии и ее структурных подразделений, осуществляющие контроль за соблюдением данного Положения, обязаны своевременно и качественно документально фиксировать признаки выявленных нарушений и принимать меры по пресечению и предотвращению нарушений в сфере обращения с отходами на подведомственных территориях.

Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующих несанкционированную свалку, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Мэрию города Ульяновска устранить свалку отходов, расположенную в 50 метрах южнее жилого дома №<адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья: С.В. Богомолов.