Дело № 2-1001/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 февраля 2011 года г. Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе: председательствующего судьи Тютькиной З.А., при секретаре Андряшиной Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Никитиной Е.В. о признании незаконным бездействия мэрии г. Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска по несоблюдению процедуры предоставления земельного участка в собственность за плату, У С Т А Н О В И Л : Никитина Е.В. обратилась в суд с вышеуказанными заявлениями, объединенными определением суда в одно производство для совместного рассмотрения. В обоснование своих доводов указала, что ранее неоднократно обращалась в мэрию г. Ульяновска с заявлениями о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, за плату. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06.05.10 г. мэрия г. Ульяновска обязана по существу рассмотреть заявление Никитиной Е.В. о предоставлении указанного земельного участка в порядке ст.30 ЗК РФ. Последнее обращение об исполнении решения суда и предоставлении земельного участка поступило в мэрию 24.11.10 г. На свое обращение она получила письмо из КУГИЗ мэрии г. Ульяновска от 10.12.10 г. №11016-14 об отказе в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован расположением участка в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального и муниципального значения ЗРЗ Р-5, в перечне основанных видов разрешенного использования земельных участков в зоне индивидуальные жилые дома и огородничество не поименованы. Также сообщается, что по спорному участку проходят инженерные сети, подходы и подъезд к дому <адрес>. По конфигурации участок не пригоден для строительства. Дополнительно предложено обратиться в мэрию с заявлением в порядке ст.30.1 ЗК РФ. Данный отказ полагает незаконным. Она обращалась в мэрию с 2008 г., но до настоящего времени вопрос с земельным участком не решен. Данным участком ее родители пользуются с 1997 года, он сформирован и поставлен на кадастровый учет. Иных претендентов на участок не имеется. Данный участок ей необходим для обслуживания жилого дома и возведения хозяйственных строений. Полагает, что участок должен быть предоставлен ей в порядке ст.30 ЗК РФ без предварительного согласования мест размещения объектов. Ссылка на ст.30.1 ЗК РФ необоснованна, поскольку регулирует отношения по аренде земельных участков, а она просит предоставить участок в собственность. Полагает, что мэрия не исполнила решение суда и не рассмотрела заявление о предоставлении участка по существу, ответ был получен только из КУГИЗ. Просила суд признать незаконным бездействие КУГИЗ мэрии г. Ульяновска и мэрии г. Ульяновска, выразившееся в несоблюдении процедуры предоставления земельного участка в собственность за плату, предусмотренную ст.30 ЗК РФ (бездействие по принятию решения о проведении торгов, по публикации сообщения о проведении торгов, по проведению торгов и подписанию протокола о результатах торгов по земельному участку площадью 751,4 кв.м по адресу: г. <адрес>, прилегающий к земельному участку по <адрес>, кадастровый номер 73:24:041613:0061). Обязать КУГИЗ мэрии г. Ульяновска и мэрию г. Ульяновска выполнить все действия, связанные с предоставлением указанного земельного участка в собственность за плату. Заявитель Никитина Е.В. в судебном заседании не участвовала, доверила представление своих интересов Шипкову С.В. Представитель заявителя Шипков С.В. в судебном заседании на доводах заявлений настаивал. Пояснил, что в соответствии с решением суда от 06.05.10 г. мэрия была обязана рассмотреть по существу заявление Никитиной Е.В. о предоставлении ей земельного участка в порядке ст.30 ЗК РФ. При этом, поскольку спорный участок сформирован, не требовалось проведение каких-либо подготовительных работ. Необходимо было сразу выставить участок на торги, опубликовать об этом сообщение, что не было сделано мэрией и КУГИЗ. Конфигурация участка не препятствует возведения на нем строений, какие-либо объекты культурного наследия в указанной зоне застройки отсутствуют. Представитель заинтересованных лиц КАИГ мэрии г. Ульяновска и мэрии г. Ульяновска Аквилянова Е.Ю. в судебном заседании полагала заявление Никитиной Е.В. не подлежащим удовлетворению. Пояснила, что спорный земельный участок находится в государственной собственности. Распоряжением им осуществляется органом местного самоуправления. В силу Положения о Комитете (КУГИЗ) в его компетенции не находится вопрос о предоставлении земельного участка в собственность. На основании технического заключения КАиГ мэрии г. Ульяновска, КУГИЗ подготовило для Никитиной Е.В. ответ о невозможности предоставления земельного участка за плату. Указанный ответ является подтверждением рассмотрения ее заявления по существу, исполнением решения суда от 06.05.10 г. Бездействия со стороны органов самоуправления не имеется, поскольку обращение Никитиной было рассмотрено. Непосредственно отказ в предоставлении земельного участка Никитиной Е.В. не оспаривается. Представитель заинтересованного лица КАиГ мэрии г. Ульяновска, привлеченного судом к участию в деле, Трифонова О.В. в судебном заседании пояснила, что для выставления земельного участка на торги требуется положительное решение органа местного самоуправления о формировании участка на торги. Данную процедуру предваряет согласование технических условий. Заявление Никитиной Е.В. было рассмотрено, исследовалась возможность формирования участка на торги. Заявителю был дан отрицательный ответ, поскольку торги предполагают проведение аукциона, 5конкурса, в котором должны участвовать несколько лиц, но конфигурация участка не позволяет ведение на нем строительства, в связи с чем, участником торгов являлась бы одна Никитина Е.В., чем нарушается принцип аукциона. При новом строительстве должны учитываться не только площадь земельного участка, но и требования строительных и противопожарных норм. В частности, поскольку на прилегающем земельном участке расположен жилой дом Никитиной, то при новом строительстве на испрашиваемом земельном участке не представляется возможным соблюсти противопожарные разрывы, санитарно-бытовые разрывы и охранные зоны инженерных сетей. Более того, испрашиваемый участок находится в зоне застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального и муниципального значения ЗРЗ Р-5. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №2- 2685/10, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина возложена незаконно какая-либо обязанность. Судом установлено, чтоНикитина Е.В. является собственником жилого дома и земельного участка, площадью 600 кв. м., расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Мира, 24-А. Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области (свидетельство 73-№ от 14.08.2008 и 73-АТ № от 14.08.2008). Недвижимое имущество получено Никитиной Е. В. по договору дарения. Ранее указанный жилой дом и земельный участок принадлежали родителям заявителя - Самохвалову В.В., а после его смерти - Самохваловой Н.В. Постановлением Главы города Ульяновска от 23.10.2007 г. №9433 Самохваловой Н.В. был предоставлен в аренду земельный участок, площадью 751,4 кв. м., находящийся по адресу: г. Ульяновск, прилегающий к земельному участку по <адрес>, для использования под огородничество без права возведения объектов, относимых законодательством к недвижимым вещам сроком по 30.09.2010 г., в настоящее время договор аренды расторгнут по инициативе Самохваловой Н.В. До настоящего времени земельный участок площадью 751,4 кв. м., находящийся по адресу: г. Ульяновск, прилегающий к земельному участку по ул<адрес>, находится в пользовании Никитиной Е. В. Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 751,4 кв. м., находящийся по адресу: <адрес>, прилегающий к земельному участку по <адрес> представляет из себя участок сложной геометрической формы непосредственно опоясывающий земельный участок по <адрес> с четырех сторон. Внутри этого земельного участка находится земельный участок и жилой дом, принадлежащие на праве собственности заявителю. Земельный участок фактически используется для обслуживания жилого дома по ул. <адрес> Никитина Е. В. неоднократно обращалась в Мэрию города Ульяновска с заявлениями о предоставлении ей земельного участка площадью 751,4 кв. м., находящегося по адресу: г. Ульяновск, прилегающий к земельному участку по <адрес>, в собственность за плату. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06.05.10 г. по делу №№ постановлено обязать Мэрию города Ульяновска рассмотреть по существу заявление Никитиной Е.В. о предоставлении ей земельного участка площадью 751,4 кв. м., расположенного по адресу: г. Ульяновск, прилегающий к земельному участку по ул. Мира, д. 24-А, кадастровый номер №, в порядке статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. После вступления в силу вышеуказанного решения суда Никитина Е.В. обратилась в мэрию с заявлением о предоставлении ей названного земельного участка в порядке статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Письмом от 10.12.2010 г. №11016-14 за подписью председателя КУГИЗ мэрии г. Ульяновска Никитиной Е.В. было отказано в предоставлении земельного участка. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального и муниципального значения ЗРЗ Р-5. В перечне основных видов разрешенного использования земельных участков в указанной зоне индивидуальные жилые дома и огородничество не поименованы. Также указано, что по спорному участку проходят инженерные сети, подходы и подъезд к дому № 24а по ул.Мира. По конфигурации участок не пригоден для строительства. По мнению суда, указанный ответ является законным и обоснованным. Анализ представленных по делу доказательств указывает, что бездействия мэрии г. Ульяновска и КУГИЗ мэрии г. Ульяновска не имеется. При этом суд исходит из следующего. Согласно ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. В силу п.4 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Согласно п.6 ст.30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом. В соответствии со ст.16 Правил землепользования и застройки в г.Ульяновске, утвержденных решением УГД от 13.10.2004 г. №90, вопрос о формировании земельного участка для предоставления без предварительного согласования рассматривается по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц. Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска: - готовит заключение о разрешенном использовании земельного участка, ограничениях (обременениях) и сервитутах; - обеспечивает сбор технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информации о плате за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; - направляет материалы в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска. Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска: - обеспечивает разработку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории путем заключения договора с землеустроительной организацией, определенной в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом РФ от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"; - собирает необходимые заключения; - направляет материалы для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и готовит проект постановления мэрии города Ульяновска об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории или передает пакет документов для выставления земельного участка на торги в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска. Из материалов дела и пояснений заинтересованных лиц, участвующих в деле, следует, что на основании заявления Никитиной Е.В. КАиГ в соответствии с требованиями ст.16 Правил землепользования и застройки было подготовлено заключение о разрешенном использовании земельного участка, ограничениях (обременениях) и сервитутах; обеспечен сбор технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и информации о плате за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, после чего материалы были направлены в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска. По утвержденному генеральному плану г. Ульяновска участок площадью 751,4 кв.м, прилегающий к земельному участку по ул.Мира,24а в Ленинском районе, расположен на территории 5-15 этажной жилой застройки. Согласно карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки города Ульяновска в редакции решения УГД от 07.06.2010 г. №66 земельный участок расположен в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения (предельная этажность зданий 5 этажей) ЗРЗ Р-5. Утверждение представителя заявителя об отсутствия в зоне расположения испрашиваемого участка объектов культурного наследия суд находит не состоятельным, поскольку в соответствии со ст.19, приложения №2 Правил землепользования и застройки города Ульяновска, в соответствии с распоряжением Главы администрации Ульяновской области N 959-р от 29.07.1999г. дома по <адрес> отнесены к объектам культурного наследия, стоящих на государственной охране, к памятникам региональной архитектуры. Кроме того, земельный участок площадью 751,4 кв. м., находящийся по адресу: г. Ульяновск, прилегающий к земельному участку по <адрес> представляет из себя земельный участок сложной геометрической формы, опоясывающий земельный участок по ул. Мира, 24-А с четырех сторон. При сложившейся конфигурации земельного участка отсутствует зона допустимой застройки с учетом требований ст.69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (соблюдение противопожарных разрывов от зданий 10 м), СП 30-102-99 «Планировка и застройка территории малоэтажного жилищного строительства» (санитарно-бытовые разрывы до границы соседних земельных участков при усадебных, одно-квартирных и блокированных домах не менее 3 м, бытовых разрывов между длинными сторонами жилых зданий высотой 2-3 этажа не менее 15 м, охранных зон инженерных сетей: расстоянием от фундаментов зданий до водопровода канализации 5 м, до электрического кабеля 1м), отсутствует возможность подходов и проездов к жилому дому №<адрес> (только через спорный земельный участок). Порядокприобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) регламентируется ст.38 ЗК РФ. В соответствии с указанной нормой Закона предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 настоящего Кодекса. В силу ст.38.1 ЗК РФ аукцион по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства) проводится только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, в случае, если определены разрешенное использование такого земельного участка, основанные на результатах инженерных изысканий параметры разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также технические условия подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение. Таким образом, в силу изложенных выше положений Закона, суд приходит к выводу, что порядок рассмотрения заявления Никитиной Е.В. о предоставлении земельного участка в порядке ст.30 ЗК РФ не был нарушен, процедура соблюдена, заявителю дан мотивированный ответ, то свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны заинтересованных лиц мэрии, КУГИЗ мэрии г. Ульяновска. Согласно п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действия(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено нарушения со стороны мэрии, КУГИЗ мэрии г. Ульяновска, процедура рассмотрения обращения соблюдена, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Никитиной Е.В. На основании изложенного, и руководствуясь ст. 12, 56, 193-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявления Никитиной Е.В. о признании незаконным бездействия мэрии г. Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска по несоблюдению процедуры предоставления земельного участка в собственность за плату оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней. Судья З.А. Тютькина