Дело № 2-4018/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июля 2011 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Богомолова С.В., при секретаре Бочениной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонова Д.В. к мэрии города Ульяновска о признании незаконным решения комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска, о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Леонов Д.В. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о признании незаконным решения комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска, о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Иск мотивирован тем, что в период с 01.08.1985г. по 27.04.1992г. Леонов Д.В. проходил военную службу, был кадровым офицером вооруженных сил. 27.04.1992 года он был уволен из рядов вооруженных сил в связи с сокращением штата. Через два месяца после сокращения он обратился в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска для постановки в очередь на получение жилья. На момент обращения и на сегодняшний день Леонов Д.В. зарегистрирован по адресу: г. <адрес>, но фактически в данном жилом помещении никогда не проживал, прописан там лишь для регистрации. В собственности либо по договору социального найма никакого жилого помещения не имеет. Со времени обращения в отдел по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска истец ежегодно предоставлял сведения об отсутствии у него жилья. 20.01.2011г. истец обратился в отдел по учету и распределению жилой площади с 14.04.2011г. истец обратился с заявлением о выдаче выписки из решений комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска о включении его в 1992 году в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилья, и об исключении его 23.12.2010г. из данной очереди. 17.05.2011г. из ответа на заявление истцу стало известно, что решением горисполкома от 30.03.1993г. (протокол №23) он был включен в список военнослужащих, уволенных в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий за №1195. Также ему была предоставлена выписка из протокола №36 от 23.12.2010г. С решением комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 23.12.2010г. Леонов Д.В. не согласен по следующим основаниям. На дату увольнения со службы срок календарной выслуги истца составлял 6 лет 8 месяцев 27 дней. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Леонов Д.В. обращался до принятия и вступления в законную силу Федерального закона от 22.01.1993г. №4338-1 «О статусе военнослужащих». Согласно действовавшему на момент увольнения Леонова Д.В. Жилищному кодексу РСФСР ему, как гражданину состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилье должно было предоставляться в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Статьей 6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 01.03.2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по указанным договорам. Статья 56 действующего Жилищного кодекса РФ содержит перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно: - при подаче ими по месту учета заявления о снятии с учета; - при утрате ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; - при их выезде на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; - при получении ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; - при предоставлении им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; - при выявлении в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Перечень оснований является ограниченным и расширению не подлежит. При постановке на учет Леонов Д.В. среди прочих документов предоставлял копию военного билета, в котором указаны даты поступления на службу и увольнения с нее. Следовательно, сведения о сроке выслуги были представлены им достоверно. Кроме того, ч.2 ст. 56 ЖК РФ устанавливает, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей*" статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Просит признать незаконными решение комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска от 23.12.2010 года (протокол № 36) об исключении Леонова Д.В. из очереди граждан, нуждающихся в жилье; обязать отдел по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска восстановить Леонова Д.В. в очереди граждан, нуждающихся в жилье; взыскать с мэрии города Ульяновска расходы на оплату услуг представителя в сумме 5000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в сумме 200 руб. Истец Леонов Д.В. и его представитель по доверенности Съедугина А.В. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержали. Также истец пояснил, что в настоящее время он жильем не обеспечен, фактически проживает в квартире жны, которая отказывается его там регистрировать и не признает за ним право пользования данным жилым помещением. Квартира была приобретена до брака и не является совместно-нажитым имуществом. Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Крончева О.В. в судебном заседании настаивала на том, что истец неправомерно 22.02.1994 года был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий как уволенный военнослужащий, поскольку на тот момент вступил в силу Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 года, согласно п.6 ст. 15 которого было предусмотрено обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и членов их семей, органами местного самоуправления по установленным нормам. Истец на момент постановки на учет имел менее 10 лет выслуги военной службы, то есть был принят на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем необоснованно. В связи с этим решением комиссии по учёту и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска от 23.12.2010 года (протокол 36), истец был исключен из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того указала, что истец в настоящее время обеспечен жильем, поскольку проживает в квартире супруги площадью 42,59 кв.м. Данное обстоятельство также учитывалось при вынесении решения от 23.12.2010 года, однако не было указано в протоколе, поскольку указанным решение исключен из очереди не только истец, а исключали целым списком. Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Судом установлено, что истец с 01.08.1985 г. по 27.04.1992 г. проходил военную службу, был кадровым офицером вооруженных сил. ДД.ММ.ГГГГ года он был уволен из рядов вооруженных сил в связи с сокращением штата на основании приказа командира войсковой части 52531 от 24 апреля 1992 года. При этом Ульяновским областным Вонкоматом ему было выдано удостоверение установленной формы как лейтенанту запаса о том, что 27.04.1992 года он уволен с действительной военной службы по сокращению штатов и имеет право на льготы, предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 21.03.1989 г. № 237-71, от 20.01.1960 г. № 74, Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 г. № 193. 30.03.1993 года отделом по учёту и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска включен в список очереди за № 1195 с составом семьи 1 человек. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 23.12.2010 г. (протокол 36) Леонов Д.В. был исключен из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на том основании, что на момент постановки на очередь он имел менее 10 лет календарной выслуги, а пунктом 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 года, действовавшего на момент постановки истца на учет, было предусмотрено обеспечение жильем органами местного самоуправления по установленным нормам граждан, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. Суд находит данное решение мэрии г. Ульяновска незаконным и необоснованным по следующим причинам. Согласно ст.2 Закона РФ "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся, в частности, офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту). Статьей 15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" было закреплено, что государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений (п.1). Действительно, пунктом 6 статьи 15 указанного Закона было предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства - при общей продолжительности военной службы 10 лет и более. Однако, как бесспорно установлено по делу, Леонов Д.В. был уволен с действительной военной службы в запас 27.04.1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих». Юридическим фактом, определяющим для Леонова Д.В. объем и перечень причитающихся ему льгот, в данной ситуации будет являться именно увольнение с военной службы, а не постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Последняя, по сути, является уже элементом механизма реализации тех льгот, предоставление которых обусловлено фактом увольнения военнослужащего из вооруженных сил по болезни. Соответственно, вопреки мнению ответчика, при определении права Леонова Д.В. на обеспечение жилым помещением за счет государства необходимо руководствоваться не Законом РФ от 22.01.1993 N 4338-1 «О статусе военнослужащих», вступившим в силу после увольнения истца из армии, а тем законодательством, которое действовало на момент увольнения, то есть – на 24.04.1991 года. Таковым являлось Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.01.1960 N 74 (ред. от 23.10.1989) "О трудоустройстве и материально-бытовом обеспечении военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил СССР в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР", согласно пункту второму которого Советы Министров союзных республик и исполкомы Советов депутатов трудящихся обязаны были обеспечивать офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, жилой площадью (независимо от ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны СССР и пограничных войск) в первую очередь, но не позднее чем в 3-месячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. Аналогичным образом регулировался данный вопрос Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утв. Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193. Пункт 19 указанного Положения предусматривал, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки. Таким образом, каких-либо ограничений по минимальному сроку выслуги, необходимой для обеспечения жильем прапорщика, уволенного в запас по болезни, законодательство, действовавшее на момент увольнения Леонова Д.В. из рядов Вооруженных сил, не предусматривало. Факт изменения данного законодательства в сторону снижения уровня льгот для уволенных по болезни военнослужащих к моменту обращения истца для постановки на учет в мэрию г. Ульяновска юридического значения в данном случае не имеет и основанием для отказа истцу в льготах, которые ему были гарантированы государством на момент увольнения, служить не может. Следовательно, решение комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 23.12.2010 г. (протокол 36) об исключении Прокулатова В.В. из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, со ссылкой на пункт 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 года – является незаконным. Суд также установил, что в настоящее время Леонов Д.В. зарегистрирован по адресу: г. Ульяновск, пер. Хлебный, 8 в качестве квартиранта с 05.08.1992 года, то есть права пользования данным жилым помещением не имеет. Фактически же истец проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 42,59 кв.м по адресу: г. <адрес>. Собственником данного жилого помещения является супруга Леонова Д.В. – Леонова Е.В. на основании договора купли-продажи от 16.04.2001 года. Брак же между ними зарегистрирован 29.06.202 года, то есть указанная квартира не является совместно-нажитым имуществом. Кроме того, тот факт, что Леонова Е.В. не регистрирует истца в указанном жилом помещении, свидетельствует о том, что она не признает за ним право пользования. При таком положении нельзя говорить о том, что истец приобрел право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Следовательно, Леонов Д.В. учетной нормой жилья не обеспечен и довод представителя истца в данной части также является необоснованным. Таким образом, исковые требования Леонова Д.В. следует признать обоснованными и подлежащими полному удовлетворению. Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Учитывая категорию разрешаемого спора и продолжительность рассмотрения дела, суд считает возможным удовлетворить требования истца в данной части и взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 руб. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Леонова Д.В. удовлетворить. Признать незаконным решение комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска от 23.12.2010 года (протокол 36) об исключении Леонова Д.В. из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обязать мэрию города Ульяновска восстановить Леонова Д.В. в очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Взыскать с мэрии города Ульяновска в пользу Леонова Д.В. расходы на оплату услуг представителя в сумме 3000 руб. расходы на уплату государственной пошлины в сумме 200 руб. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней. Судья С.В. Богомолов.
заявлением, в котором просил разъяснить почему до сих пор жилье ему не
предоставлено. 05.03.2011г. истцу по почте пришел ответ на заявление, из которого
следовало, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г.
Ульяновска еще 23.12.2010г. (протокол №36) он был исключен из очереди граждан,
уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилья, по причине отсутствия
у него 10 лет календарной выслуги, необходимых для получения жилья согласно п.6 ст. 15
Федерального закона от 22.01.1993г. №4338-1 «О статусе военнослужащих». Выписка из
протокола №36 от 23.12.2010г. истцу предоставлена не была.