ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 июня 2011 года г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Алексеевой Е.В., при секретаре Карповой А.А., с участием прокурора Шамсутдиновой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Ленинский мемориал», Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об устранении нарушений, затрагивающих права инвалидов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ленинского района гор. Ульяновска, действующий в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Ленинский мемориал» об устранении нарушений, затрагивающих права инвалидов. В качестве соответчика судом к участию в деле привлечен Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. В обоснование исковых требований прокурор указал, что в ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов выявлен факт несоблюдения требований законодательства в данной области ОГБУК «Ленинский мемориал», расположенным по адресу: г. <адрес>. В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» организации независимо от их организационно- правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям). Вопреки указанной норме, ОГБУК «Ленинский мемориал» не предприняты меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к мемориалу по адресу: <адрес> Согласно п. 3.39 СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года за №73, максимальная высота одного подъема ( марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. Вместе с тем, в ходе проверки выявлено, что длина пандуса возле здания составляет 2,25 м, ширина пандуса 0,85 м, высота 0,63 м. Таким образом, уклон пандуса превышает норму и составляет 24%. В соответствии с п.3.32 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более, 045 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц на высоте 0,9 м. вопреки указанной норме вдоль обеих сторон пандуса и лестницы возле здания отсутствует ограждение с поручнями. Согласно п.4.2 СНиП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», утв. постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года за №70, при входах в здание размещаются элементы благоустройства и средства связи с администрацией. В нарушение данной нормы около пандуса возле здания ОГБУК «Ленинский мемориал» не установлена кнопка вызова для использования инвалидами. В соответствии с п.3.21 СНиП 35-01-2001 участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и ( или) контрастно окрашенную поверхность. Вопреки данной норме перед входной дверью в здание отсутствует предупредительная рифленая и ( или) контрастно окрашенная поверхность. Согласно п. 3.26 СНиП 35-01-2001 на путях движения маломобильных групп населения рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто». Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд. В нарушение данной нормы в тамбуре при входе в здание ОГБУК «Ленинский мемориал» не обеспечивается задержка автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее пяти секунд, используются двери не на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто». В соответствии с п.3.36 СНиП 35-01-2001 в общественных уборных, в том числе размещаемых в общественных и производственных зданиях, необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан. В любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчетной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 минут и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной. Согласно п.3.67 указанного СНиП универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее ширины 1,65 м, глубиной 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. Вместе с тем, в санитарно-гигиеническом помещении ОГБУК «Ленинский мемориал», расположенном на 1 этаже, универсальная кабина отсутствует, имеющиеся кабины имеют ширину 0,9, глубину 1,3 м. Согласно п.7.3 СНиП 31-101-2001 к визуальным устройствам и средствам информации, используемым для вспомогательного управления движением и поведением посетителей, относятся указатели и знаки, в том числе цветовые, разметка и цвет элементов оборудования, щиты, стенды, табло, тактильные табло, световые маяки. В соответствии с п.7.5 СНиП 35-101-2001 на путях движения рекомендуется применять направляющие символы и ограничительную ( латеральную) разметку по оси движения белая или черная ( контрастная к фону пунктирная полоса) - прерывистая разметка. Вопреки указанным нормам на первом этаже здания отсутствует прерывистая разметка на пути следования инвалида от входа в здание до лифта. Согласно п.8.3 ГОС Т Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонных перемещением для инвалидов. Технические требования доступности», утв. постановлением Госстандарта РФ от 21.07.2000 №195-ст, на всех остановках в зоне видимости пользователя, входящего на посадочную площадку, около подъемных платформ с вертикальным и наклонным перемещением должен быть размещен соответствующий символ высотой не менее 50 мм. В соответствии с п.8.4 ГОСТ Р 51630-2000 на нижней остановке, вблизи от кнопки вызова, должна быть размещена табличка с указанием: наименования, подъемная платформа, грузоподъемности, видимости, обслуживаемого контингента, инвалида или инвалида и сопровождающего, номера телефона для связи с обслуживающим персоналом. В нарушение данных норм рядом с лифтом внутри здания вышеуказанный символ и табличка отсутствуют. Несоответствие здания ОГБУК «Ленинский мемориал» строительным нормам и правилам РФ создает препятствия при движении инвалидов, в том числе, инвалидов колясочников. Прокурор просит в судебном порядке обязать ОГБУК «Ленинский мемориал» сделать уклон пандуса возле здания не менее 8%, вдоль обеих сторон пандуса установить ограждения с поручнями на высоте 0,7 и 0,9 м, вдоль обеих сторон лестницы возле здания установить ограждения с поручнями на высоте 0,9 м., установить около пандуса возле здания кнопку вызова персонала для использования инвалидами, нанести перед входной дверью в здание предупредительную рифленую или контрастно окрашенную поверхность, установить в тамбуре при входе в здание не менее одной двери, обеспечивающей задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд, либо двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто» с наружной стороны и с внутренней, в санитарно-гигиеническом помещении на первом этаже здания выполнить универсальную кабину, в кабине предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды и костылей, установить поручни, штанги, поворотные или откидные сидения, нанести прерывистую разметку на пути следования инвалида от входа в здание до лифта, рядом с лифтом внутри здания разместить соответствующий символ, табличку с указанием наименования: подъемная платформа, грузоподъемности, вместимости, обслуживаемого контингента: инвалида или инвалида и сопровождающего, номера телефона для связи с обслуживающим персоналом. В судебное заседание помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Г.М. Шамсутдинова представила заявление прокурора об отказе от части исковых требований, а именно о возложении обязанности на ОГБУК «Ленинский мемориал» рядом с лифтом в здании установить соответствующую табличку с изображением инвалида -колясочника, в связи с добровольным устранением нарушения ответчиком. Производство по делу в данной части иска судом прекращено, в связи с отказом прокурора от части исковых требований. В остальной части помощник прокурора исковые требования поддержала и дала пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Представители ответчика ОГБУК «Ленинский мемориал» в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что Объект «Мемориальный центр» является собственностью Ульяновской области в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, он был передан учреждению в оперативное управление, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.02.2011 года. В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Кроме того, здание Мемориального центра в соответствии с Федеральным законом «Об охране объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов РФ от 25.06.2002 года за № 73-ФЗ является объектом культурного наследия ( памятником истории и культуры) федерального значения. В соответствии с ч. 4 ст. 48 Федерального закона ОГБУК «Ленинский мемориал» с Комитетом Ульяновской области по культурному наследию заключил охранное обязательство № П- 08-78 от 23.12.2008 года. По данному обязательству учреждение не имеет права производить какие-либо работы по изменению облика объекта культурного наследия. При этом, ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года за №181-ФЗ установлено, что государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Однако из бюджета учреждению на эти цели денежные средства не закладываются, финансирование данных работ не осуществляется. Учреждение не имеет возможности по своему усмотрению распоряжаться выделяемыми ему бюджетными средствами. В силу ст. 15 Закона, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Учреждение считает, что наличие пандуса при входе в здание, пассажирского лифта, позволяющего осуществлять перемещение инвалидов, являются мерами, обеспечивающими минимальные потребности инвалидов. Нанесение разметок, символов, наличие дверей на петлях одностороннего действия с фиксаторами носят рекомендательный характер. С учетом времени сооружения здания мемориала 1967-1970 г.г., данное здание не может соответствовать современным СНиП. Приведение пандуса в положение, установленное СНиП, также установка ограждений с поручнями является реконструкцией здания. Выполнение универсальной кабины в уборной комнате является перепланировкой. Нанесение на полы рифленой и ( или) контрастной разметки меняет интерьер здания. То есть устранением нарушений будет в целом нарушен архитектурный облик здания, что не допустимо в соответствии с требованиями охранного обязательства и будет противоречить Федеральному закону «Об охране объектов культурного наследия народов РФ» от 25.06.2002 года за № 73-ФЗ. Имеющиеся двери обеспечивают автоматическую задержку и нормальное функционирование. Собственником объекта является Ульяновская область в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, соответственно именно на собственнике лежит обязанность по обеспечению инвалидам доступ к объектам инфраструктуры. Просят отказать в удовлетворении иска к Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Ленинский мемориал» как к ненадлежащему ответчику по делу. Представитель соответчика - Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что в государственной собственности Ульяновской области находится мемориальный центр, указанное здание закреплено за ОГБУК «Ленинский мемориал» на праве оперативного управления. В соответствии с положением о Департаменте госимущества Ульяновской области в полномочия Департамента не входит финансирование областных учреждений и предприятий, в том числе, для решения вопросов ремонта, реконструкции, перепланировки. Указанными полномочиями наделены сами учреждения. В соответствии с абз 6 ч. 2 ст. 120 ГК РФ Департамент госимущества Ульяновской области не может нести какой-либо ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Просят в иске к Департаменту отказать. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом к участи в деле привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, Комитет Ульяновской области по культурному наследию. Представитель Правительства Ульяновской области в судебном заседании оставил решение по делу на усмотрение суда. Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, Комитета Ульяновской области по культурному наследию в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела. Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, определил рассмотреть дело по существу при данной явке. Выслушав прокурора, участников судебного заседания, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» организации независимо от их организационно- правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла- коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям). Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.02.2011 года за № №, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, нежилое здание мемориального центра по адресу: г. Ульяновск, площадь 100- летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 1 принадлежит ОГБУК «Ленинский мемориал» на праве оперативного управления. Прокурорской проверкой выявлено, что здание по указанному адресу не соответствует СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утв. постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года за №73, также СНиП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», утв. постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года за № 70. Согласно п. 3.39 СНиП 35-01-2001 доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года за №73, максимальная высота одного подъема ( марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. Вместе с тем, в ходе проверки выявлено, что длина пандуса возле здания составляет 2,25 м, ширина пандуса 0,85 м, высота 0,63 м. Таким образом, уклон пандуса превышает норму и составляет 24%. В соответствии с п.3.32 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более, 045 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц на высоте 0,9 м. вопреки указанной норме вдоль обеих сторон пандуса и лестницы возле здания отсутствует ограждение с поручнями. Согласно п.4.2 СНиП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», утв. постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года за №70, при входах в здание размещаются элементы благоустройства и средства связи с администрацией. В нарушение данной нормы около пандуса возле здания ОГБУК «Ленинский мемориал» установлена кнопка вызова для использования инвалидами, однако ее размещение не согласовано с Ульяновской городской общественной организацией инвалидов общего заболевания. В соответствии с п.3.21 СНиП 35-01-2001 участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и ( или) контрастно окрашенную поверхность. Вопреки данной норме перед входной дверью в здание отсутствует предупредительная рифленая и ( или) контрастно окрашенная поверхность. Согласно п. 3.26 СНиП 35-01-2001 на путях движения маломобильных групп населения рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто». Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд. В нарушение данной нормы в тамбуре при входе в здание ОГБУК «Ленинский мемориал» не обеспечивается задержка автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее пяти секунд, используются двери не на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто». В соответствии с п.3.36 СНиП 35-01-2001 в общественных уборных, в том числе размещаемых в общественных и производственных зданиях, необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан. В любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчетной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 минут и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной. Согласно п.3.67 указанного СНиП универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее ширины 1,65 м, глубиной 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. Вместе с тем, в санитарно-гигиеническом помещении ОГБУК «Ленинский мемориал», расположенном на 1 этаже, универсальная кабина отсутствует, имеющиеся кабины имеют ширину 0,9, глубину 1,3 м. Согласно п.7.3 СНиП 31-101-2001 к визуальным устройствам и средствам информации, используемым для вспомогательного управления движением и поведением посетителей, относятся указатели и знаки, в том числе цветовые, разметка и цвет элементов оборудования, щиты, стенды, табло, тактильные табло, световые маяки. В соответствии с п.7.5 СНиП 35-101-2001 на путях движения рекомендуется применять направляющие символы и ограничительную (латеральную) разметку по оси движения белая или черная ( контрастная к фону пунктирная полоса) - прерывистая разметка. Вопреки указанным нормам на первом этаже здания отсутствует прерывистая разметка на пути следования инвалида от входа в здание до лифта. Несоответствие здания ОГБУК «Ленинский мемориал» строительным нормам и правилам РФ создает препятствия при движении инвалидов, в том числе, инвалидов колясочников. Наличие указанных нарушений подтверждается также актом проверки Управления Министерства труда и социального развития Ульяновской области по городу Ульяновску за №16 от 27 мая 2011 года, а также техническим заключением натурного обследования доступности инвалидов в ОГБУК «Ленинский мемориал» по адресу: г. <адрес>, составленным специалистами ООО «Бэст-Проект». Поскольку выявленные нарушения затрагивают права инвалидов (маломобильных граждан) суд полагает необходимым возложить на ОГБУК «Ленинский мемориал» обязанность устранить нарушения затрагивающие права инвалидов возле здания и в здании, расположенном по адресу: г. Ульяновск, пл. 100- летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 1, а именно: сделать уклон пандуса возле здания не более 8%, вдоль обеих сторон пандуса установить ограждения с поручнями на высоте 0,7 и 0,9 м, вдоль обеих сторон лестницы возле здания установить ограждения с поручнями на высоте 0,9 м., согласовать размещение кнопки вызова персонала для обслуживания инвалидов - колясочников с Ульяновской городской общественной организацией инвалидов общего заболевания, нанести перед входной дверью в здание предупредительную рифленую или контрастно окрашенную поверхность, установить в тамбуре при входе в здание не менее одной двери, обеспечивающей задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд, либо двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто» с наружной стороны и с внутренней, в санитарно-гигиеническом помещении на первом этаже здания выполнить универсальную кабину, в кабине предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды и костылей, установить поручни, штанги, поворотные или откидные сидения, нанести прерывистую разметку на пути следования инвалида от входа в здание до лифта. Доводы представителя ответчика ОГБУК «Ленинский мемориал» о том, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, суд считает несостоятельными по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Поскольку здание мемориала принадлежит на праве оперативного управления ОГБУК «Ленинский мемориал», именно на данное учреждение в силу закона должна быть возложена обязанность по устранению выявленных нарушений. Доводы представителя ответчика о том, что закон не требует обязательного согласования с Ульяновской городской общественной организацией инвалидов общего заболевания размещение кнопки вызова персонала мемориала для обслуживания инвалидов, суд считает несостоятельными. В силу ч. 5 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. В настоящее время пандус, который имеется возле здания мемориала, не отвечает требованиям СНиП, что установлено в ходе проверки от 27 мая 2011 года и в судебном заседании. Состояние пандуса не позволяет использовать его маломобильными группами граждан и удовлетворить их потребности в доступе к к зданию, следовательно, размещение и применение кнопки вызова персонала мемориала должно быть согласовано с Ульяновской городской общественной организацией инвалидов общего заболевания. Не обоснованны возражения ответчика о том, что устранение выявленных нарушений будет связано с перепланировкой и реконструкцией здания, что изменит его архитектурный облик. Согласно ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей ( высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. В силу закона переустройство представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт объекта недвижимости. Перепланировка представляет собой извещение конфигурации помещения. По мнению суда, исходя из объема возлагаемых на ответчика работ, направленных на устранение недостатков, нарушающих права инвалидов, фактически реконструкции здания мемориала не произойдет, следовательно, архитектурный облик здания не измениться. Ссылки представителей ответчиков на то, что имеющиеся двери в тамбуре при входе в здание обеспечивают автоматическую задержку и их нормальное функционирование несостоятельны, поскольку опровергаются актом проверки №16 от 27 мая 2011 года. Так, согласно указанному документу, в ходе проведения проверки установлено, что двери тамбура шириной 1 м однопольные, трудно открываемые, одностороннего действия с фиксаторами в положении «открыто» и «закрыто». Тот факт, что двери, установленные в тамбуре при входе в здание, являются труднооткрываемыми, препятствует беспрепятственному доступу в здание маломобильных групп граждан, чем существенно нарушаются их права и имеющееся нарушение фактически ответчиком не устранено. С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на ответчика ОГБУК «Ленинский мемориал» устранить нарушения, затрагивающие права инвалидов возле здания и в здании, расположенном по адресу: г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, д. 1, а именно: сделать уклон пандуса возле здания не более 8%, вдоль обеих сторон пандуса установить ограждения с поручнями на высоте 0,7 и 0,9 м, вдоль обеих сторон лестницы возле здания установить ограждения с поручнями на высоте 0,9 м., согласовать размещение кнопки вызова персонала для обслуживания инвалидов - колясочников с Ульяновской городской общественной организацией инвалидов общего заболевания, нанести перед входной дверью в здание предупредительную рифленую или контрастно окрашенную поверхность, установить в тамбуре при входе в здание не менее одной двери, обеспечивающей задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд, либо двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто» с наружной стороны и с внутренней, в санитарно-гигиеническом помещении на первом этаже здания выполнить универсальную кабину, в кабине предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды и костылей, установить поручни, штанги, поворотные или откидные сидения, нанести прерывистую разметку на пути следования инвалида от входа в здание до лифта. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска - удовлетворить частично. Обязать Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Ленинский мемориал» устранить нарушения, затрагивающие права инвалидов возле здания и в здании, расположенном по адресу: г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 1, а именно: сделать уклон пандуса возле здания не более 8%, вдоль обеих сторон пандуса установить ограждения с поручнями на высоте 0,7 и 0,9 м, вдоль обеих сторон лестницы возле здания установить ограждения с поручнями на высоте 0,9 м., согласовать размещение кнопки вызова персонала для обслуживания инвалидов - колясочников с Ульяновской городской общественной организацией инвалидов общего заболевания, нанести перед входной дверью в здание предупредительную рифленую или контрастно окрашенную поверхность, установить в тамбуре при входе в здание не менее одной двери, обеспечивающей задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд, либо двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто» с наружной стороны и с внутренней, в санитарно-гигиеническом помещении на первом этаже здания выполнить универсальную кабину, в кабине предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды и костылей, установить поручни, штанги, поворотные или откидные сидения, нанести прерывистую разметку на пути следования инвалида от входа в здание до лифта. В иске к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Ульяновска. Судья: Е.В. Алексеева