Дело 2-3998/11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 июля 2011 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи А.В. Маслюковой, при секретаре М.И.Спиридоновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сантросяна Т.А. к мэрии города Ульяновска о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, У С Т А Н О В И Л: Истец Сантросян Т.А. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возмещении ущерба. Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит автомобиль BMW 530IA, государственный регистрационный знак №, 2002 года выпуска. ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 15 мин. в <адрес>, в районе <адрес> на мосту через <адрес> истец, управляя технически исправным автомобилем, совершил наезд на необозначенное препятствие на проезжей части дороги - глубокую выбоину. В результате указанного события автомобиль BMW 530IA государственный регистрационный знак К 971 ЕА 73 получил механические повреждения. Согласно Заключению № ИП Земсков А.В стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составляет 128093,56 руб. Расходы на оценку ущерба составили 3090 руб. Имущественный ущерб истцу причинен в результате ненадлежащего содержания автомобильной дороги общего пользования, что повлекло образование на мосту через <адрес> глубокой выбоины. В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии. Выбоина на дороге, в результате наезда на которую был поврежден автомобиль истицы, не соответствует ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", следовательно, обязанности по содержанию данного участка дороги не были исполнены надлежащим образом. Объем ответственности предусмотрен ст. 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Просил взыскать материальный ущерб в размере 128093,56 рублей; расходы на оценку ущерба в размере 3090 руб.; расходы на диагностику в размере 1000 руб, расходы по составлению искового заявления в сумме 1500 руб.; расходы по оплате услуг представителя в размере 7500 руб.; расходы по оплате госпошлины. В судебном заседании представитель истца по доверенности Федосеев Д.А. пояснил, что вина истца в дорожно-транспортном происшествии от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. Представитель ответчика мэрии города Ульяновска и третьего лица – Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска – Карпова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец, управляя транспортным средством, не выполнил требования п. 10.1 Правил дорожного движения РФ. Составленный сотрудниками ГИБДД акт выявленных недостатков дорожного покрытия с участием автомобиля истца выводов относительно обстоятельств ДТП с участием автомобиля истца и наличия причинно-следственной связи между ДТП и выбоиной на дороге, не содержит. Представители третьих лиц, МУП «Ульяновскдорремсервис», ОАО «ЭСКО» в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела. Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, определил рассмотреть гражданское дело при данной явке. Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему. В соответствии со ч.2 ст. 150 ГПК РФ). Сантросяну Т.А. на праве собственности принадлежит автомобиль BMW 530IA, государственный регистрационный знак №, 2002 года выпуска. ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 15 мин. в <адрес>, в районе <адрес> на мосту через <адрес> истец, управляя технически исправным автомобилем, совершил наезд на необозначенное препятствие на проезжей части дороги - глубокую выбоину. В результате указанного события автомобиль BMW 530IA государственный регистрационный знак № получил механические повреждения. Данное обстоятельство подтверждается административным материалом. Из объяснений Сантросяна Т.А., данных им ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам ГИБДД, следует, что он, управляя автомобилем, двигался по мосту через <адрес> со стороны <адрес> <адрес> в сторону <адрес> по второну ряду со скоростью 60 км/час. Не заметил на дороге яму и совершил на нее наезд. Сотрудником ГИБДД ДД.ММ.ГГГГ в 20.10 час. составлен также акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (далее - акт). Из содержания указанного документа следует, что на участке дороги <адрес>, на мосту через <адрес>) выявлена выбоина на проезжей части глубиной 6,5 см, шириной 93 см, длиной 105 см, оснований не доверять которому как доказательству у суда не имеется. Порядок оформления указанного акта предусмотрен Правилами учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (далее - Правила), разработанными во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647, согласованными с начальником Главного управления Госавтоинспекции МВД России 29.05.1998 и утвержденных Приказом Федеральной дорожной службы от 23.07.1998 N 168. Дорожные организации совместно с работниками Госавтоинспекции в установленном порядке участвуют в осмотре мест ДТП, в которых неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали возникновению этих ДТП, с целью определения характеристик дорожных условий на момент совершения ДТП и составления акта, форма которого приведена в Приложении 1 к Правилам. При невозможности участия дорожной организации в осмотре непосредственно после совершения ДТП осмотр проводится в течение суток. В силу пункта 1.5 Правил при определении наличия в месте ДТП дорожных условий, сопутствующих возникновению ДТП, следует руководствоваться характеристиками дорожных условий, указанными в Приложении 2 настоящих Правил и ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Информация представителю организации, обслуживающей данный участок дороги (МУП «Ульяновскдорремсервис») передана 07.04.2011 г. в 20.10 ч. Суд приходит к выводу, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия, следствием которого явилось повреждение автомобиля истца, послужило наличие выбоины на проезжей части автодороги, размеры которой превышали установленные пунктами 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р50597-93 допустимые пределы. Предельные размеры отдельных повреждений (просадок, выбоин и т.п.) не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Размер материального ущерба причиненного истцу повреждением автомобиля BMW 530IA, государственный регистрационный знак № определен заключением судебного эксперта ООО «Симбирск-ЭКСПЕРТИЗА» № от 07 июля 2011 года, в 21019 руб. Также экспертом сделан вывод, что у автомобиля имелись доаварийные повреждения, которые не могли образоваться от наезда на выбоину. В судебном заседании эксперт ООО «Симбирск-ЭКСПЕРТИЗА» Хазов А.Б. настаивал на том, что от наезда на выбоину могли образоваться повреждения диска переднего левого колеса, шины переднего левого колеса Good Year и стойки гидравлической передней левой. Автомобиль истца до осмотра уже имел доаварийные повреждения, поэтому акт осмотра, составленный ИП Земсковым, не соответствует действительности. Рулевые механизмы не могли быть повреждены в данном ДТП При осмотре автомобиля он установил, что стуки с обеих сторон автомобиля при контроле рулевых наконечников свидетельствуют о продолжительном периоде образования дефекта при эксплуатации автомобиля, что исключает его образование одномоментно. В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и пункту 5 части 1 статьи 3 Устава МО "город Ульяновск" муниципальное образование осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности. В соответствии со статьями 125, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 35, 37 Устава МО "город Ульяновск" суд приходит к выводу, что на момент возникновения дорожно-транспортного происшествия лицом, ответственным за надлежащее содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, является МО "город Ульяновск" в лице мэрии г. Ульяновск, что не оспаривается представителем ответчика. Поскольку автодорога через мост <адрес> принята в казну города Ульяновска, что не оспаривается ответчиком, взыскание ущерба должно производиться за счет казны муниципального образования. Оценивая доводы МО "город Ульяновск" в лице мэрии г. Ульяновска относительно вины в ненадлежащем содержании автомобильных дорог МУП "Ульяновскдорремсервис", суд исходит из следующего. Согласно статье 131 и пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имущества относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В связи, с чем право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Данная позиция сформулирована в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22. При таких обстоятельствах заключенный муниципальный контракт № 0274 от 22.12.2010 г. с МУП «Ульяновскдорремсервис» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г.Ульяновске не влечет возникновение вещного права (права хозяйственного ведения) на спорный объект у муниципального предприятия. Таким образом, поскольку собственником объекта инженерной инфраструктуры является муниципальное образование, лицом, ответственным за причинение вреда, является "город Ульяновск" в лице мэрии г. Ульяновска. Относительно утверждения ответчика о наличии вины в ДТП самого истца, суд исходит из следующего. Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, "опасность для движения" - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия, "препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда (п. 1.5 ПДД РФ). В силу п. 10.1 Правил дорожного движения РФ, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Суд полагает, что истец наехал на выбоину, находящуюся по ходу своего движения, которая была недопустимых размеров. Суд находит, что водителю следовало контролировать в должной мере и адекватно оценивать состояние дорожного покрытия, и, следовательно, - ему надлежало руководствоваться требованиями изложенного выше п. 10.1 ПДД РФ. То есть усматривается степень вины водителя в данном дорожно-транспортном происшествии. При таких обстоятельствах суд считает, что в данном дорожно-транспортном происшествии вина водителя составляет 20 %, а 80 % вины в данном дорожно-транспортном происшествии суд относит на ненадлежащее состояние дороги, факт которого не оспаривается сторонами и в полном объеме подтверждается представленными суду доказательствами. Таким образом, за счет ответчика подлежит возмещению ущерб истцу в сумме 20087,20 руб. (21019 руб. + 1000 руб. + 3090 руб. х 80%). То есть исковые требования подлежат частичному удовлетворению. В соответствие со ст. 98 ГПК РФ подлежат удовлетворению требования истца о возмещении ему расходов по госпошлине в размере 802,62 руб. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истца по оплате услуг представителя в разумных пределах, которые суд определяет в сумме 2000 руб., в которую входят расходы истца на составление иска в суд и представительство в суде. Кроме того, согласно ходатайству Общества с ограниченной ответственностью «Симбирск-ЭКСПЕРТИЗА», подлежит оплате производство судебной экспертизы в размере 25200 руб., данные расходы сторонами до настоящего времени не возмещены. При этом подлежит взысканию в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Симбирск-ЭКСПЕРТИЗА», с истца 21369,60 руб. (84,8%), а с ответчика 3830,40 руб. (15,2%). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Сантросяна Т.А. удовлетворить частично. Взыскать с Муниципального образования «Город Ульяновск» за счет средств казны муниципального образования в пользу Сантросяна Т.А. в возмещение материального ущерба 20087,20 руб., расходы по госпошлине в размере 802,62 руб., расходы на представителя в размере 2000 руб., всего – 22889 (двадцать две тысячи восемьсот восемьдесят девять) руб.82 коп. В удовлетворении остальной части иска отказать. Взыскать в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Симбирск-ЭКСПЕРТИЗА» оплату судебной экспертизы: с Муниципального образования «Город Ульяновск» за счет средств казны муниципального образования в размере 3830,40 руб., с Сантросяна Т.А. в размере 21369,60 руб. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья А.В.Маслюкова