о возмещении материального ущерба, причиненного ДТП



Дело 2-3998/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи А.В. Маслюковой,

при секретаре М.И.Спиридоновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сантросяна Т.А. к мэрии города Ульяновска о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Сантросян Т.А. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возмещении ущерба.

Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит автомобиль BMW 530IA, государственный регистрационный знак , 2002 года выпуска. ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 15 мин. в <адрес>, в районе <адрес> на мосту через <адрес> истец, управляя технически исправным автомобилем, совершил наезд на необозначенное препятствие на проезжей части дороги - глубокую выбоину. В результате указанного события автомобиль BMW 530IA государственный регистрационный знак К 971 ЕА 73 получил механические повреждения. Согласно Заключению ИП Земсков А.В стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составляет 128093,56 руб. Расходы на оценку ущерба составили 3090 руб. Имущественный ущерб истцу причинен в результате ненадлежащего содержания автомобильной дороги общего пользования, что повлекло образование на мосту через <адрес> глубокой выбоины. В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии. Выбоина на дороге, в результате наезда на которую был поврежден автомобиль истицы, не соответствует ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", следовательно, обязанности по содержанию данного участка дороги не были исполнены надлежащим образом. Объем ответственности предусмотрен ст. 15 ГК РФ: под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Просил взыскать материальный ущерб в размере 128093,56 рублей; расходы на оценку ущерба в размере 3090 руб.; расходы на диагностику в размере 1000 руб, расходы по составлению искового заявления в сумме 1500 руб.; расходы по оплате услуг представителя в размере 7500 руб.; расходы по оплате госпошлины.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Федосеев Д.А. пояснил, что вина истца в дорожно-транспортном происшествии от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска и третьего лица – Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии города Ульяновска – Карпова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что истец, управляя транспортным средством, не выполнил требования п. 10.1 Правил дорожного движения РФ. Составленный сотрудниками ГИБДД акт выявленных недостатков дорожного покрытия с участием автомобиля истца выводов относительно обстоятельств ДТП с участием автомобиля истца и наличия причинно-следственной связи между ДТП и выбоиной на дороге, не содержит.

Представители третьих лиц, МУП «Ульяновскдорремсервис», ОАО «ЭСКО» в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, с учетом мнения участников судебного заседания, определил рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.

В соответствии со ч.2 ст. 150 ГПК РФ).

Сантросяну Т.А. на праве собственности принадлежит автомобиль BMW 530IA, государственный регистрационный знак , 2002 года выпуска. ДД.ММ.ГГГГ в 19 час. 15 мин. в <адрес>, в районе <адрес> на мосту через <адрес> истец, управляя технически исправным автомобилем, совершил наезд на необозначенное препятствие на проезжей части дороги - глубокую выбоину. В результате указанного события автомобиль BMW 530IA государственный регистрационный знак получил механические повреждения.

Данное обстоятельство подтверждается административным материалом.

Из объяснений Сантросяна Т.А., данных им ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам ГИБДД, следует, что он, управляя автомобилем, двигался по мосту через <адрес> со стороны <адрес> <адрес> в сторону <адрес> по второну ряду со скоростью 60 км/час. Не заметил на дороге яму и совершил на нее наезд.

Сотрудником ГИБДД ДД.ММ.ГГГГ в 20.10 час. составлен также акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (далее - акт). Из содержания указанного документа следует, что на участке дороги <адрес>, на мосту через <адрес>) выявлена выбоина на проезжей части глубиной 6,5 см, шириной 93 см, длиной 105 см, оснований не доверять которому как доказательству у суда не имеется.

Порядок оформления указанного акта предусмотрен Правилами учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации (далее - Правила), разработанными во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 647, согласованными с начальником Главного управления Госавтоинспекции МВД России 29.05.1998 и утвержденных Приказом Федеральной дорожной службы от 23.07.1998 N 168.

Дорожные организации совместно с работниками Госавтоинспекции в установленном порядке участвуют в осмотре мест ДТП, в которых неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали возникновению этих ДТП, с целью определения характеристик дорожных условий на момент совершения ДТП и составления акта, форма которого приведена в Приложении 1 к Правилам. При невозможности участия дорожной организации в осмотре непосредственно после совершения ДТП осмотр проводится в течение суток.

В силу пункта 1.5 Правил при определении наличия в месте ДТП дорожных условий, сопутствующих возникновению ДТП, следует руководствоваться характеристиками дорожных условий, указанными в Приложении 2 настоящих Правил и ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

Информация представителю организации, обслуживающей данный участок дороги (МУП «Ульяновскдорремсервис») передана 07.04.2011 г. в 20.10 ч.

Суд приходит к выводу, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия, следствием которого явилось повреждение автомобиля истца, послужило наличие выбоины на проезжей части автодороги, размеры которой превышали установленные пунктами 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р50597-93 допустимые пределы.

Предельные размеры отдельных повреждений (просадок, выбоин и т.п.) не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Размер материального ущерба причиненного истцу повреждением автомобиля BMW 530IA, государственный регистрационный знак определен заключением судебного эксперта ООО «Симбирск-ЭКСПЕРТИЗА» от 07 июля 2011 года, в 21019 руб. Также экспертом сделан вывод, что у автомобиля имелись доаварийные повреждения, которые не могли образоваться от наезда на выбоину.

В судебном заседании эксперт ООО «Симбирск-ЭКСПЕРТИЗА» Хазов А.Б. настаивал на том, что от наезда на выбоину могли образоваться повреждения диска переднего левого колеса, шины переднего левого колеса Good Year и стойки гидравлической передней левой. Автомобиль истца до осмотра уже имел доаварийные повреждения, поэтому акт осмотра, составленный ИП Земсковым, не соответствует действительности. Рулевые механизмы не могли быть повреждены в данном ДТП При осмотре автомобиля он установил, что стуки с обеих сторон автомобиля при контроле рулевых наконечников свидетельствуют о продолжительном периоде образования дефекта при эксплуатации автомобиля, что исключает его образование одномоментно.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и пункту 5 части 1 статьи 3 Устава МО "город Ульяновск" муниципальное образование осуществляет полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности.

В соответствии со статьями 125, 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 35, 37 Устава МО "город Ульяновск" суд приходит к выводу, что на момент возникновения дорожно-транспортного происшествия лицом, ответственным за надлежащее содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, является МО "город Ульяновск" в лице мэрии г. Ульяновск, что не оспаривается представителем ответчика.

Поскольку автодорога через мост <адрес> принята в казну города Ульяновска, что не оспаривается ответчиком, взыскание ущерба должно производиться за счет казны муниципального образования.

Оценивая доводы МО "город Ульяновск" в лице мэрии г. Ульяновска относительно вины в ненадлежащем содержании автомобильных дорог МУП "Ульяновскдорремсервис", суд исходит из следующего.

Согласно статье 131 и пункту 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имущества относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В связи, с чем право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Данная позиция сформулирована в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22.

При таких обстоятельствах заключенный муниципальный контракт № 0274 от 22.12.2010 г. с МУП «Ульяновскдорремсервис» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г.Ульяновске не влечет возникновение вещного права (права хозяйственного ведения) на спорный объект у муниципального предприятия.

Таким образом, поскольку собственником объекта инженерной инфраструктуры является муниципальное образование, лицом, ответственным за причинение вреда, является "город Ульяновск" в лице мэрии г. Ульяновска.

Относительно утверждения ответчика о наличии вины в ДТП самого истца, суд исходит из следующего.

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, "опасность для движения" - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия, "препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда (п. 1.5 ПДД РФ).

В силу п. 10.1 Правил дорожного движения РФ, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Суд полагает, что истец наехал на выбоину, находящуюся по ходу своего движения, которая была недопустимых размеров.

Суд находит, что водителю следовало контролировать в должной мере и адекватно оценивать состояние дорожного покрытия, и, следовательно, - ему надлежало руководствоваться требованиями изложенного выше п. 10.1 ПДД РФ. То есть усматривается степень вины водителя в данном дорожно-транспортном происшествии.

При таких обстоятельствах суд считает, что в данном дорожно-транспортном происшествии вина водителя составляет 20 %, а 80 % вины в данном дорожно-транспортном происшествии суд относит на ненадлежащее состояние дороги, факт которого не оспаривается сторонами и в полном объеме подтверждается представленными суду доказательствами.

Таким образом, за счет ответчика подлежит возмещению ущерб истцу в сумме 20087,20 руб. (21019 руб. + 1000 руб. + 3090 руб. х 80%).

То есть исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствие со ст. 98 ГПК РФ подлежат удовлетворению требования истца о возмещении ему расходов по госпошлине в размере 802,62 руб.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истца по оплате услуг представителя в разумных пределах, которые суд определяет в сумме 2000 руб., в которую входят расходы истца на составление иска в суд и представительство в суде.

Кроме того, согласно ходатайству Общества с ограниченной ответственностью «Симбирск-ЭКСПЕРТИЗА», подлежит оплате производство судебной экспертизы в размере 25200 руб., данные расходы сторонами до настоящего времени не возмещены. При этом подлежит взысканию в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Симбирск-ЭКСПЕРТИЗА», с истца 21369,60 руб. (84,8%), а с ответчика 3830,40 руб. (15,2%).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сантросяна Т.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального образования «Город Ульяновск» за счет средств казны муниципального образования в пользу Сантросяна Т.А. в возмещение материального ущерба 20087,20 руб., расходы по госпошлине в размере 802,62 руб., расходы на представителя в размере 2000 руб., всего – 22889 (двадцать две тысячи восемьсот восемьдесят девять) руб.82 коп.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Симбирск-ЭКСПЕРТИЗА» оплату судебной экспертизы: с Муниципального образования «Город Ульяновск» за счет средств казны муниципального образования в размере 3830,40 руб., с Сантросяна Т.А. в размере 21369,60 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья А.В.Маслюкова