2-3945/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 июля 2011 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе: судьи А.В.Маслюковой, при секретаре М.И.Спиридоновой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азоркина И.Г. к Управлению Министерства внутренних дел России по Ульяновской области о перерасчете выслуги и трудового стажа, УСТАНОВИЛ: Азоркин И.Г. обратился в суд с иском УМВД России по Ульяновской области о перерасчете выслуги и трудового стажа. Иск мотивирован тем, что истец в период с 19 декабря 2000 года по 15 июля 2002 года включительно проходил службу на постоянной основе в УВД МВД РФ по Чеченской Республике по выполнению служебно-боевых задач в составе объединенной группировки войск (сил) МВД России на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Приказом УВД МВД РФ по ЧР № л/с от ДД.ММ.ГГГГ был уволен на пенсию. При увольнении льготное исчисление выслуги и трудового стажа для назначении пенсии засчитывались из расчета один месяц службы за полтора месяца. Согласно Закону РФ от 16 мая 1995 года № 75 ФЗ «О распространении действия Закона РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах «на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений МВД РФ, выполняющих и выполнявших задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике» для назначения пенсии засчитывается из расчета один месяц военной службы за три месяца. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1360 от 09.12.1994 года (п. 10) установлено, что вся территория Чеченской Республики относится к зоне вооруженного конфликта, 11 декабря 1995 года Постановлением Правительства РФ № 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике», в котором вновь подтверждено отнесение всей территории Чеченской Республики к зоне вооруженного конфликта. Управление внутренних дел МВД России по Чеченской Республике, где истец проходил службу, дислоцировалось в г. Гудермесе, а с мая 2001 года в г. Грозном Чеченской Республики. В последующих Постановлениях Правительства РФ № 535 от 07 мая 1997 года, № 1197-68 от 28 октября 1999 года были установлены значительно меньшие выплаты и льготное исчисление выслуги лет, чем предусматривалось в соответствии с Законом для военнослужащих, привлекаемых к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта. При этом специального решения об отмене состояния вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики Правительством РФ принято не было. Такое решение Правительства РФ состоялось лишь 26 декабря 2001 года Постановлением Правительства РФ № 896 «О зонах вооруженных конфликтов», в котором определено «задним числом», что вся территория Чеченской Республики относилась к зоне вооруженного конфликта лишь с декабря 1994 по декабрь 1996 г. Закон обратной силы не имеет. Кроме того в Статье 7 Закона Правительству РФ предоставлено право определить только лишь порядок обеспечения установленными в нем льготами и компенсациями. Устанавливать не предусмотренные Законом дополнительные условия их предоставления Правительство не уполномочено. Что противоречит Закону. Тем не менее, в Постановлении Правительство РФ № 280 от 31 марта 1994 года Правительство вопреки Закону ограничило круг задач, выполнение которых в условиях ЧП дает право на льготы, только задачами по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на указанной территории. На его заявление о перерасчете выслуги лет и трудового стажа руководство УВД МВД России по Ульяновской области ответило отказом. Истец в судебном заседании на иске настаивал, привел доводы, аналогичные изложенным в иске. Представитель УМВД по Ульяновской области Халитова А.А. в судебном заседании просила в иске отказать, поскольку считала УМВД по Ульяновской области ненадлежащим ответчиком по делу. По инициативе суда в качестве третьего лица к участию в деле привлечено МВД по Чеченской Республике, представитель которого в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указано, что МВД по Чеченской Республике считает требования Азоркина И.Г. необоснованными по следующим основаниям. Статьей 1 Федерального закона от 16 мая 1995 года № 75-ФЗ на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, распространено действие Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Согласно статье 2 Правительству Российской Федерации предусматривалось определить зону вооруженного конфликта в Чеченской Республике, время выполнения военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации задач в этой зоне и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций. В связи с чем Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1995 года № 1210 вся территория Чеченской Республики отнесена к зоне, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим: военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах». Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставление им дополнительных гарантий и компенсаций», предусмотрено, что дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками: органов внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. В связи с тем, что статьей 2 Федерального закона от 16 мая 1995 года № 75-ФЗ полномочия по определению зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике, время выполнения военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, задач в этой в этой зоне и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций были предоставлены Правительству Российской. Федерации, пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» было установлено отнести выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных, заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта. Учитывая требования указанных нормативных правовых актов, ни УВД МВД России по Ульяновской области, ни МВД по Чеченской Республике, ни, в том числе, МВД России не могут отнести выполнение служебных задач Азоркиным И.Г. на территории Чеченской Республики в период с 19 декабря 2000 года по 31 декабря 2001 года - к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта, так как Правительством РФ к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики отнесен период только с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. Следовательно, доводы истца о том, что закон обратной силы не имеет и решение Правительства РФ состоялось лишь 26 декабря 2001 г., т.е. определено «задним числом», что вся территория ЧР отнесена к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. и УВД МВД России по Ульяновской области необоснованно отказало в зачете стажа службы на льготных условиях, являются необоснованными. Исковые требования Азоркина И.Г. фактически связаны с обжалованием нормативных правовых актов, изданных Правительством РФ - постановления от 26 декабря 2001 г. № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» и от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», обжалование которых в соответствии с действующим гражданско-процессуальным законодательством РФ осуществляется в ином порядке, нежели настоящее исковое заявление. В удовлетворении исковых требований Азоркину И.Г. о перерасчете выслуги лет в органах внутренних дел с 19 декабря 2000 года по 31 декабря 2001 года из расчета один месяц службы за три месяца в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, просил отказать. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Суд установил, что истец в период с 19 декабря 2000 года по 15 июля 2002 года включительно проходил службу на постоянной основе в УВД МВД РФ по Чеченской Республике по выполнению служебно-боевых задач в составе объединенной группировки войск (сил) МВД России на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Приказом УВД МВД РФ по ЧР № л/с от ДД.ММ.ГГГГ был уволен на пенсию. При увольнении льготное исчисление выслуги и трудового стажа для назначении пенсии засчитывался из расчета один месяц службы за полтора месяца. Истец полагает, что ему неправильно исчислена выслуга лет. Рассматривая возникший спор, суд исходит из следующего. Основы правового регулирования отношений, связанных с предоставлением государством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, установлены на законодательном уровне. В ст. 25 Федерального закона "О статусе военнослужащих" закреплены общие положения о том, что таким военнослужащим должны предоставляться дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На законодательном уровне конкретные основные льготы и компенсации указанным военнослужащим, а также порядок их предоставления установлены Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях, военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и Федеральным законом от 16 мая 1995 года N 75-ФЗ "О распространении действия Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике". Федеральным законом от 25 июля 1998 года "О борьбе с терроризмом" также установлен ряд льгот для лиц, непосредственно участвовавших в контртеррористических операциях (Глава V). В Постановлении Правительства Российской Федерации N 280 от 31 марта 1994 года "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что установленные Законом дополнительные гарантии и компенсации предоставляются (помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан) военнослужащим, выполняющим задачи: - по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); - в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба (пункт 1). Согласно пункту 5 этого Постановления перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должны быть определены Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в соответствии с п. 2 Постановления должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп. Таким образом, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 280 от 31 марта 1994 года для предоставления военнослужащим установленных Законом дополнительных гарантий и компенсаций необходимо: 1. Отнесение в установленном порядке соответствующих местностей, в которых они проходили службу, к территориям, где введено чрезвычайное положение или к зонам вооруженных конфликтов решениями Правительства Российской Федерации. 2. В случае выполнения задач в условиях чрезвычайного положения - выполнение задач определенного вида: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на указанной территории. 3. Включение воинской части, в которой они проходят военную службу, в перечень воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. 4. Наличие приказа с указанием конкретного периода выполнения этими военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. Согласно Закону Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи при вооруженных конфликтах, период выполнения этих задач для назначения пенсии засчитывается из расчета один месяц военной службы за три месяца. При рассмотрении дел о предоставлении военнослужащим, выполняющим задачи на территории Чеченской Республики, льгот и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" судам следует учитывать, что первоначально эта территория была отнесена к зоне вооруженного конфликта 9 декабря 1994 г. после того, как Правительство РФ издало Постановление N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа". В п. 10 данного Постановления установлено, что вся территория Чеченской Республики относится к зоне вооруженного конфликта. 11 декабря 1995 г. было издано Постановление Правительства РФ N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике", в котором было вновь подтверждено отнесение всей территории Чеченской Республики к зоне вооруженного конфликта, и, кроме того, предоставлено право Министерству обороны и другим федеральным органам исполнительной власти принимать совместные решения об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта. В период действия указанных Постановлений Правительства РФ военнослужащие, проходившие военную службу на территории Чеченской Республики, имели право на получение двойного оклада по воинской должности и воинскому званию, на льготное исчисление выслуги лет и другие льготы, предусмотренные названным выше Законом, поскольку проходили службу в зоне вооруженного конфликта. Такое решение Правительства РФ состоялось лишь 26 декабря 2001 г. (Постановление N 896 "О зонах вооруженных конфликтов"), в котором определено, что вся территория Чеченской Республики относилась к зоне вооруженного конфликта лишь с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. В связи с тем, что статьей 2 Федерального закона от 16 мая 1995 года № 75-ФЗ полномочия по определению зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике, время выполнения военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, задач в этой в этой зоне и порядок предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций были предоставлены Правительству Российской Федерации, то ни УВД МВД России по Ульяновской области, ни МВД по Чеченской Республике, ни, в том числе, МВД России не могут отнести выполнение служебных задач Азоркиным И.Г. на территории Чеченской Республики в период с 19 декабря 2000 года по 31 декабря 2001 года - к выполнению задач в условиях вооруженного конфликта. Следовательно, доводы истца о том, что закон обратной силы не имеет и решение Правительства РФ состоялось лишь 26 декабря 2001 г., т.е. определено «задним числом», УВД МВД России по Ульяновской области необоснованно отказало в зачете стажа службы на льготных условиях, являются необоснованными. Исковые требования Азоркина И.Г. фактически связаны с обжалованием нормативных правовых актов, изданных Правительством РФ постановления от 26 декабря 2001 г. № 896 «О зонах вооруженных конфликтов» и от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», обжалование которых в соответствии с действующим гражданско-процессуальным законодательством РФ осуществляется в ином порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Азоркина И.Г. к Управлению Министерства внутренних дел России по Ульяновской области о пересчете выслуги и трудового стажа, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней. Судья А.В.Маслюкова