о восстановлении на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело № 2-3944/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи А.В.Маслюковой,

при секретаре М.И.Спиридоновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокулатова В.В. к мэрии города Ульяновска о признании незаконным решения комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска, о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Прокулатов В.В. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о признании незаконным решения комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска, о восстановлении в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Иск мотивирован тем, что истец проходил службу в Вооружённых Силах с 1979 года по 1981 год и с 1984 года по 1991 год. Уволен с действительной военной службы по состоянию здоровья. С 1992 года состоит на учёте при областном психиатрическом диспансере, является инвалидом 2 группы, установленной бессрочно. Причиной инвалидности явилось заболевание, полученное в период прохождения военной службы. 22.02.1994 года отделом по учёту и распределению жилой площади включен в список очереди за , как демобилизованный офицер с составом семьи 1 человек. На момент постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Прокулатов В.В. проживал у своей родной сестры в 2-х комнатной коммунальной квартире, в которой семья сестры занимала комнату 12 кв. м, по адресу: Ульяновск, <адрес>. С 1995 года истец проживает по адресу: Ульяновск, <адрес>. Вышеуказанная квартира принадлежит на праве собственности супругу сестры истца Лушавину П.В.. Членом семьи собственника жилого помещения Прокулатов В.В. не является. Общее хозяйство с собственником жилого помещения и его семьёй не ведёт. Письмом от 28.02.2011, полученным истцом, по почте 03.03.2011г., ответчик сообщил Прокулатову В.В. о том, что решением комиссии по учёту и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска он исключен из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с тем, что имеет выслугу менее 10 лет. Принятое решение ответчик обосновал п.6 ст.15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 № 4338-1, действовавшего на период постановки истца на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Считает вышеуказанное решение незаконным и существенно нарушающим конституционные права Прокулатова В.В., на обеспечение жильём.

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Дырдина Э.Ю. в судебном заседании на иске настаивала. Пояснила суду, что истец является инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, которое само по себе дает истцу право требования обеспечения его жильем. У Прокулатова В.В. затянувшееся <данные изъяты> Он состоит на учете в психиатрической больнице, в которой периодически проходит стационарное лечение. Заболевание получено в период прохождения военной службы. Истец по данному заболеванию был уволен из Вооруженных Сил. На момент постановки на учет и далее практически ежегодно предоставлял в мэрию г. Ульяновска все требуемые от него документы, при этом каких-либо недостоверных сведений – не предоставлял. Имея психическое заболевание, он в 1999 году подал в мэрию города Ульяновска заявление об обеспечении его во внеочередном порядке жильем, однако получил отказ по мотиву того, что жилья не имеется, а истец с 22.02.1994 года стоит в очереди за номером как уволившийся из Вооруженных Сил. Таким образом, ответчик правомерность постановки его в очередь нуждающихся в обеспечении жильем как военнослужащего не оспаривал. Так как истец стоял в указанной очереди в мэрии г. Ульяновска, он не стал настаивать на том, чтобы его обеспечили жильем по имеющемуся у него заболеванию. В итоге его сняли с учета в мэрии с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий как военнослужащего вследствие якобы имевшей место ошибки при постановке на учет, допущенной 18 лет назад не по вине истца, а истец по-прежнему нуждается в улучшении жилищных условий, так как не обеспечен жилой площадью.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Горничнова Л.Н. в судебном заседании настаивала на том, что истец неправомерно 22.02.1994 года был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий как уволенный военнослужащий, поскольку на тот момент вступил в силу Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 года, согласно п.6 ст. 15 которого было предусмотрено обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и членов их семей, органами местного самоуправления по установленным нормам. Истец на момент постановки на учет имел менее 10 лет выслуги военной службы, то есть был принят на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем необоснованно. В связи с этим решением комиссии по учёту и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ года (протокол ), истец был исключен из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сам истец каких-либо недостоверных сведений или документов в мэрию не предоставлял, ошибка была допущена не по его вине, а в силу того, что на момент постановки его на очередь сотрудникам отдела по учету и распределению жилья еще не были известны нормы нового закона. Когда это, вскоре после постановки на учет, выяснилось, снимать с очереди истца сразу не стали, так как ждали, что, возможно, в законодательстве что-то снова изменится. И лишь в конце 2010 – начале 2011 года новым начальником отдела был инициирован вопрос о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, уволенных с военной службы, выслуга которых на момент постановки на учет составляла менее 10 лет. В их числе оказался и истец. Мэрия г. Ульяновска полагает принятое решение законным и обоснованным, так как истец был поставлен на учет ошибочно.

Представитель третьего лица Военного комиссариата Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Решение оставил на усмотрение суда.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что истец проходил службу в Вооружённых Силах в качестве прапорщика с 1979 года по 1981 год и с 1984 года по 1991 год.

Уволен с действительной военной службы по ст. 46, п.6 (по болезни) приказом ПУрВО -ПМ от ДД.ММ.ГГГГ

При этом Ульяновским областным Вонкоматом ему было выдано удостоверение установленной формы как прапорщику запаса о том, что 24.04.1991 года он уволен с действительной военной службы по болезни и имеет право на льготы, предусмотренные Постановлением Совета Министров СССР от 21.03.1989 г. № 237-71, от 20.01.1960 г. № 74, Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 г. № 193.

С 1992 года состоит на учёте при областном психиатрическом диспансере, является инвалидом 2 группы, установленной бессрочно. Причиной инвалидности явилось заболевание, полученное в период прохождения военной службы.

22.02.1994 года отделом по учёту и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска включен в список очереди за с составом семьи 1 человек.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) Прокулатов В.В. был исключен из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на том основании, что на момент постановки на очередь он имел менее 10 лет календарной выслуги, а пунктом 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 года, действовавшего на момент постановки истца на учет, было предусмотрено обеспечение жильем органами местного самоуправления по установленным нормам граждан, уволенных с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Суд находит данное решение мэрии г. Ульяновска незаконным и необоснованным по следующим причинам.

Согласно ст.2 Закона РФ "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся, в частности, офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту).

Статьей 15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" было закреплено, что государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений (п.1).

Действительно, пунктом 6 статьи 15 указанного Закона было предусмотрено, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства - при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Однако, как бесспорно установлено по делу, Прокулатов В.В. был уволен с действительной военной службы в запас 24.04.1991 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих».

Юридическим фактом, определяющим для Прокулатова В.В. объем и перечень причитающихся ему льгот, в данной ситуации будет являться именно увольнение с военной службы, а не постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Последняя, по сути, является уже элементом механизма реализации тех льгот, предоставление которых обусловлено фактом увольнения военнослужащего из вооруженных сил по болезни.

Соответственно, вопреки мнению ответчика, при определении права Прокулатова В.В. на обеспечение жилым помещением за счет государства необходимо руководствоваться не Законом РФ от 22.01.1993 N 4338-1 «О статусе военнослужащих», вступившим в силу после увольнения истца из армии, а тем законодательством, которое действовало на момент увольнения, то есть – на 24.04.1991 года.

Таковым являлось Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.01.1960 N 74 (ред. от 23.10.1989) "О трудоустройстве и материально-бытовом обеспечении военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил СССР в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР", согласно пункту второму которого Советы Министров союзных республик и исполкомы Советов депутатов трудящихся обязаны были обеспечивать офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, жилой площадью (независимо от ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны СССР и пограничных войск) в первую очередь, но не позднее чем в 3-месячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

Аналогичным образом регулировался данный вопрос Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утв. Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193. Пункт 19 указанного Положения предусматривал, что военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки.

Таким образом, каких-либо ограничений по минимальному сроку выслуги, необходимой для обеспечения жильем прапорщика, уволенного в запас по болезни, законодательство, действовавшее на момент увольнения Прокулатова В.В. из рядов Вооруженных сил, не предусматривало.

Факт изменения данного законодательства в сторону снижения уровня льгот для уволенных по болезни военнослужащих к моменту обращения истца для постановки на учет в мэрию г. Ульяновска юридического значения в данном случае не имеет и основанием для отказа истцу в льготах, которые ему были гарантированы государством на момент увольнения, служить не может.

Следовательно, решение комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) об исключении Прокулатова В.В. из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, со ссылкой на пункт 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 года – является незаконным.

Суд также установил, что в настоящее время Прокулатов В.В. проживает и зарегистрирован в двухкомнатной квартире общей площадью 52,5 кв.м по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Лушавину П.В.

В силу п.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

Членом семьи Лушавина П.В. Прокулатов В.В. не является.

Данное обстоятельство также подтвердили в судебном заседании свидетели Лушавин П.В. и Лушавина Л.В.

Кроме того, Прокулатов В.В. обращался в мэрию города Ульяновска с заявлением об обеспечении его жилым помещением по имеющемуся у него заболеванию, отнесенному к тяжелой форме хронического заболевания, включенному в соответствующий Перечень заболеваний.

Так, частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

В то же время, имея все необходимые документы для решения вопроса Прокулатова В.В. по существу, мэрия города Ульяновска письменно отказала ему в обеспечении жильем по мотиву того, что он стоит в очереди на получение жилья как военнослужащий. Данные действия мэрии города Ульяновска Прокулатов В.В. обжаловать не стал.

Таким образом, мэрия города Ульяновска признавало за истцом законность постановки его в очередь нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, исковые требования Прокулатова В.В. следует признать обоснованными и подлежащими полному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокулатова В.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) об исключении Прокулатова В.В. из очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать мэрию г. Ульяновска восстановить Прокулатова В.В. в указанной очереди.

Взыскать с мэрии города Ульяновска в доход местного бюджета оплату государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья А.В.Маслюкова