ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 июня 2011 года г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: судьи Тютькиной З.А., при секретаре Копиловой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности по организации надлежащего содержания и уборке автомобильных дорог, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Засвияжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности по организации надлежащего содержания и уборке автомобильных дорог. В обоснование иска указал, что Прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, направленного на обеспечение дорожной деятельности в границах муниципального образования и безопасности дорожного движения, а также регламентирующего порядок содержания и эксплуатации дорожно-уличной сети, в ходе которой были установлены обстоятельства, требующие прокурорского вмешательства. В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, как следует из содержания п. 6 ст. 3 вышеназванного Федерального закона № 257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Согласно п. 5 ч. 6 ст. 37 Устава муниципального образования «город Ульяновск», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к компетенции мэрии г. Ульяновска. Вместе с тем, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Так, в соответствии с выпиской из реестра объектов муниципальной собственности от 29.03.11 автомобильные дороги, расположенные по улицам Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная г. Ульяновска, находится в собственности муниципального образования «город Ульяновск». При этом состояние указанной автомобильной дороги не соответствует требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее - ГОСТ Р). В силу п. 1 названного ГОСТа Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Между тем, согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог от 30.05.2011 г., составленному по результатам совместной проверки с инспекторами ОГИБДД УВД по г. Ульяновску, некоторые участки вышеуказанных дорог эксплуатируются с нарушением обязательных требований государственных стандартов (ГОСТ Р 50597-93). Вопреки требованиям 3.1.1., 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 имеются участки дороги с повреждениями проезжей части, превышающие предельные размеры отдельных просадок и выбоин (норма по длине - не более 15 см., по ширине - не более 60 см., по глубине- не более 5 см.). Так, от дома №19 до дома №42 по ул.Агрономическая имеются многочисленные выбоины, превышающие допустимые размеры. От дома №5 до дома №17 по ул.Алашеева имеются многочисленные выбоины, превышающие допустимые размеры. Напротив дома №16 по ул.Кадьяна имеется выбоина размером 73х65х7,5 см, напротив дома №10 имеется выбоина размером 81х60х6,5 см. Аналогичные недостатки выявлены на участках дорог от пересечения улиц Самарская-Совхозная, до пересечения улиц Самарская-Алашеева, от пересечения улиц Самарская-Отрадная до пересечения улиц Самарская-Хо-Ши-Мина, а также напротив дома №36 по Отрадная и напротив дома №40 по ул.Отрадная, напротив дома №24 по ул.Камышинская, напротив дома №36 имеется просадок размером 30х350х7 см, выбоины напротив дома №23 по ул.Хо-Ши-Мина, напротив дома №19 по ул. Хо-Ши-Мина. Отсутствие контроля со стороны мэрии г. Ульяновска за качеством эксплуатируемых автомобильных дорог приводит к снижению уровня безопасности дорожного движения на ней и, как следствие, влечет нарушение прав граждан. Указанные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся данной дорогой, так как они могут привести к дорожно-транспортным происшествиям. Исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, поскольку установить конкретных участников дорожного движения на вышеназванной дороге не представилось возможным. Просит признать бездействие мэрии <адрес>, не принимающей надлежащих мер к содержанию автомобильных дорог по адресам: г.Ульяновск, ул. Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная, незаконным. Обязать мэрию г. Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильных дорог, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная, а именно: ликвидирловать выбоины у домов №19, 42, 44, 50 по ул.Агрономическая, выбоины у домов №5,17, 31, 43 по ул.Алашеева, выбоины у домов №10,16, 19, 28 по ул.Кадьяна, выбоины у домов №121, 171 по ул.Самарская, а также многочисленные выбоины от пересечения улиц Самарская-Совхозная, до пересечения улиц Самарская-Алашеева, от пересечения улиц Самарская-Отрадная до пересечения улиц Самарская-Хо-Ши-Мина, а также напротив домов №36, 40 по Отрадная, напротив дома №24 по ул.Камышинская, ликвидировать просадок напротив дома №36 по ул.Камышинская, выбоины напротив дома №18,19,23 по ул.Хо-Ши-Мина. Обязать мэрию г. Ульяновска организовать надлежащее содержание автомобильных дорог, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная. В судебном заседании помощник прокурора Засвияжского района города Ульяновска Кузяшин ФИО7. на иске настаивал. Денисова ФИО8 - представитель мэрии г. Ульяновска и Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном отзыве с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что поскольку мэрией г. Ульяновска заключен муниципальный контракт с МУП «Ульяновскдорремсервис», УМУС «АТП по уборке города» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске, то обязанность по устранению выявленных нарушений по содержанию автомобильной дороги надлежит возложить на последних. Просила отказать в удовлетворении исковых требований. Сейфин ФИО9 -представитель третьего лица ОГИБДД УВД по г. Ульяновску в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. Пояснил, что на настоящий момент на указанной дороге проведены работы по устранению нарушений, однако часть выбоин не устранена. Выслушав пояснения Сейфина ФИО9., мнение прокурора Кузяшина ФИО7 полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. Представитель третьего лица - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству и транспорту мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, извещался. Суд определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке. Выслушав стороны, изучив материал гражданского дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей. Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления. В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за №196-ФЗ от 10.12.1995 года, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Учитывая вышеприведенные положения законодательства, надлежащим ответчиком по делу будет являться именно мэрия г.Ульяновска. Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог от 22.06.11, составленному по результатам совместной проверки с инспекторами ОГИБДД УВД по г. Ульяновску, автомобильные дороги, расположенные по адресу: г. Ульяновск, ул. Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная эксплуатируются с нарушением обязательных требований государственных стандартов (ГОСТ Р 50597-93). Нарушения требований п.3, п.п. 3.1.1., 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 на проезжей части автомобильных дорог, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная устранены не в полном объеме. Между тем, все ранее имеющиеся нарушения свидетельствуют о бездействии мэрии города Ульяновска, не принимавших надлежащих мер к ликвидации выбоин на автомобильных дорогах по адресу: г. Ульяновск, ул. Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная. Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе. Выявленные нарушения не только создавали неудобства при передвижении, но и не обеспечивали безопасность жизни и здоровью граждан. По мнению суда, требования прокурора о признании незаконным бездействия мэрии города Ульяновска, выразившееся в отсутствии надлежащей организации работ по содержанию автомобильных дорог, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная, подлежат удовлетворению по вышеуказанным основаниям. Помимо этого, требования прокурора о возложении обязанности на мэрию г.Ульяновска организовать надлежащее содержание автомобильных дорог, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная, также заявлено обоснованно, поскольку, несмотря на право органов местного самоуправления создавать соответствующие муниципальные предприятия, сами органы местного самоуправления, в то же время, обязаны постоянно осуществлять контроль и надлежащую организацию работ по содержанию автомобильных дорог. В связи с чем, следует обязать мэрию города Ульяновска организовать надлежащее содержание автомобильных дорог, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93. Руководствуясь ст. ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать незаконным бездействие мэрии города Ульяновска, не принимающей надлежащих мер по содержанию автомобильных дорог, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная. Обязать мэрию города Ульяновска организовать надлежащее содержание автомобильных дорог, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная, в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93. Обязать мэрию г. Ульяновска устранить имеющиеся на автомобильных дорогах, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Агрономическая, Алашеева, Хо-Ши-Мина, Кадьяна, Камышинская, Самарская, Отрадная, а именно: ликвидировать выбоины у домов №19, 42, 44, 50 по ул.Агрономическая, выбоины у домов №5,17, 31, 43 по ул. Алашеева, выбоины у домов №10, 16, 19, 28 по ул. Кадьяна, выбоины у домов №121, 171 по ул.Самарская, а также многочисленные выбоины от пересечения улиц Самарская-Совхозная, до пересечения улиц Самарская - Алашеева, от пересечения улиц Самарская - Отрадная до пересечения улиц Самарская - Хо-Ши-Мина, а также напротив домов №36, 40 по Отрадная, напротив дома №24 по ул. Камышинская, ликвидировать просадок напротив дома №36 по ул. Камышинская, выбоины напротив дома №18,19,23 по ул. Хо-Ши-Мина, превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные п.3.1.2. ГОСТ Р 50597-93. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Судья: З.А. Тютькина