иски об обеспечении жильём



Дело № 2-3966/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июля 2011г. г.Ульяновск

Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе

судьи Елистратова А.М.

при секретаре Макушиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганиятова Х.С. к мэрии города Ульяновска, о возложении обязанности поставить в очередь в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о возложении обязанности выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья с применением льгот, предусмотренных для инвалида Великой Отечественной войны

УСТАНОВИЛ

Ганиятов Х.С. обратился в суд с иском к мэрии города Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья с применением льгот, предусмотренных для инвалида Великой Отечественной войны. Исковые требования мотивированы следующим.

Ганиятов Х.С. является инвалидом Великой Отечественной войны. С 20.01.1988г. истец зарегистрирован и проживает в принадлежащей дочери квартире, по адресу г.Ульяновск, <адрес>. В квартире общей площадью 64,60 кв.м. проживают шесть человек. На основании ст. 21 ФЗ «О ветеранах» истец имеет право на обеспечение жильём за счёт средств федерального бюджета.

Истец Ганиятов Х.С., третьи лица Яхин Х.А., Губайдуллина Р.С. в суд не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Жмуров А.А. на удовлетворении иска настаивал, привёл доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска Горничнова Л.Н. просила в иске отказать, пояснила, что истец, обращаясь в мэрию города Ульяновска, а затем и в суд не предоставил документы подтверждающие то обстоятельство, что принадлежащий супруге истца жилой дом в с. Боровка непригоден для проживания. Акт обследования жилищных условий не может расцениваться как заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области Федорова И.А. просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Представитель Правительства и Министерства Финансов Ульяновской области Корастелева Е.А. в суд не явилась, в отзыве указала, что в связи с отсутствием заключения о непригодности для проживания жилого дома в с.Боровка, принадлежащего супруге истца, решение об отказе в обеспечении истца жильём за счёт средств федерального бюджета является обоснованным.

Представитель администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» в суд не явился.

Третье лицо Яхина С.Х., дочь истца просила иск удовлетворить, пояснила что жилой дом в с.Боровка стоит на влажном грунте, деревянные столбы, на которых стоит дом и брёвна нижних венцов дома сгнили. Своим местом жительства истец считает квартиру по адресу г.Ульяновск, <адрес>. Однако истец вынужден в тёплое время года истец проживает в доме по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, село Боровка, <адрес> поскольку проживать в стеснённых условиях для престарелого человека тяжело. В зимнее время пол в доме не прогревается, сквозь щели дует холодный воздух.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец является инвалидом Великой Отечественной войны, зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу г.Ульяновск, ул. <адрес>.

Общая площадь квартиры 64,60 кв.м. Квартира принадлежит дочери истца.

В квартире на правах членов семьи собственника Яхиной С.Х., кроме истца зарегистрированы ещё 4 человека, то есть всего 6 человек.

Учётная норма общей площади жилого помещения в г. Ульяновске составляет 12 кв.м.

С учётом этого истец не обеспечен учётной нормой жилого помещения 64,6 /6 = 10,76 кв.м.).

Возражая против иска, представители мэрии города Ульяновска, Правительства и Министерства Финансов Ульяновской области указали, что истец обеспечен жильём, поскольку в собственности его супруги имеется жилой дом, общей площадью 42 кв.в., расположенный по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, село Боровка, ул. Речная, 6.

Исследованными судом доказательствами обоснованность возражений против иска не подтверждена.

В силу ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Супруге истца принадлежит дом общей площадью 42 кв. м. по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, село Боровка, <адрес>

Из пояснений представителя истца и третьего лица Яхиной С.Х. следует, что истец своим местом жительства считает квартиру по адресу г.Ульяновск, ул. <адрес>. В связи с отсутствием комфортных условия для проживания, из-за стеснённости, в тёплое время года истец проживает в доме супруги по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, село Боровка, <адрес>

Согласно сведениям, предоставленным по запросу суда Главой администрации Муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» дом по адресу Ульяновская область, Мелекесский район, село Боровка, <адрес> не пригоден для проживания. К ответу на запрос суда Главой администрации Муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» приложен «Акт проверки жилищных условий заявителя» от 02.02.2011г.

Из содержания указанного акта следует, что комиссия в составе которой приняли участие в том числе глава администрации МО «Старосахчинское сельское поселение» - председатель межведомственной комиссии, главный архитектор МО «Мелекесский район» произвела обследование жилого дома, установила не соответствие жилого дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению и на основании пунктов 10, 11, 12 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" пришла к выводу о непригодности жилого помещения для проживания.

В подтверждение тому, что жилой дом в селе Бровка находится в состоянии не позволяющим считать его пригодным для проживания истцом предоставлен технический отчёт (заключение) ООО «Строительно-техническая экспертиза Димитровградского управления строительства».

В отчёте отражены результаты обследования технического состояния жилого дома.

При обследовании цокольной части дома специалистом установлено, что столбчатый фундамент поражён гнилью, в недопустимом состоянии. Нижние венцы деревянных рубленных стен замачиваются. В период весеннего паводка поверхностные воды заливают подпольное пространство. Общее техническое состояние цокольной части дома недопустимое.

Общее техническое состояние рубленных стен недопустимое, нижние венцы сруба имеют значительное поражение гнилью, стены дома перекосились.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Ораном местного самоуправления Муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» была создана комиссия для рассмотрения вопроса о признании жилого дома непригодным для проживания. Решение комиссии отражено в форме «Акта проверки жилищных условий заявителя» от 02.02.2011г.

Члены комиссии, председателем которой являлся Глава администрации Муниципального образования «Старосахчинское сельское поселение» со ссылкой на п. п. 10, 11, 22 Положения пришли к выводу о том, что жилой дом не пригоден для проживания.

Согласно п. 10 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

В силу п. 11 Положения жилое помещение должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения.

Техническим отчётом о результатах обследования состояния дома подтверждается непригодность дома для проживания в том числе в связи с недопустимым техническим состояние столбчатого фундамента и рубленных стен имеющих значительное поражение гнилью.

В суде дочь истца Яхина С.Х. пояснила, что дом стоит на сильно увлажнённом грунте, из-за гнили разрушается, перекосился. Двери и окна перекошены не закрываются. Доски на полу перемещаются, истцу передвигаться по дому трудно из-за перепада высот настила пола. Зимой дом прогреть невозможно, пол промерзает, в щели между брёвнами проникает холодный воздух.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истец не может быть признан обеспеченным жилым помещением.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010г.) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" установлена обязанность обеспечить жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В силу ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Законом Ульяновской области от 06.05.2006 N 49-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" установлено, что ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области (ст. 2 закона).

Истец является инвалидом Великой Отечественной войны, нуждается в улучшении жилищных условий, следовательно, в силу положений Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

Таким образом, суд находит обоснованными исковые требования к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, к Министерству труда и социального развития Ульяновской области – о возложении обязанности выдать истцу свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья с применением льгот, предусмотренных для инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с Постановление Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 N 138.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ганиятова Х.С. к мэрии города Ульяновска удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска принять Ганиятова Х.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Исковые требования Ганиятова Х.С. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области выдать Ганиятову Х.С. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья с применением льгот, предусмотренных для инвалида Великой Отечественной войны в соответствии с Постановление Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 N 138.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Судья А.М. Елистратов