Дело №2-3786/2011 20 июня 2011 года г.Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе председательствующего судьи Чебукиной С.Н. при секретаре Л.А. Присадковой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бахтиной К.А. к Мэрии г. Ульяновска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, УСТАНОВИЛ: Истица Бахтина К.А. обратилась в суд с иском указывая, что она является инвалидом 1 группы, вдовой ветерана В. О. войны 1941-1945 г.г. В настоящее время истица проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Своего жилья истица не имеет. В указанной выше квартире проживает также внучка истицы Б.О.А., они со своим мужем занимают зал. Истица и ее дочь занимают комнату, площадью 12 кв.м. В комнате некуда поставить инвалидную коляску, которой истица могла бы пользоваться, чтобы перемещаться по квартире. Ранее истица проживала в сельской местности в доме без удобств, воду приносили из колонки, дом был непригоден для проживания пожилого человека, в нем отсутствовала вода, канализация, затем истица переехала в город, т.к. ей необходим постоянный уход, истица – старый и больной человек, ей хочется пожить в хороших условиях. Муж истицы защищал Роди ну, сама истица была труженица тыла, имеет государственные награды, в связи с чем заслужила получить от государства отдельное благоустроенное жилье. Истица обратилась в отдел по учету и распределению жилой площади по вопросу включения ее в список на получение субсидии для улучшения жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной войны. 24.02.2011 г. истица получила отказ со ссылкой на то, что она зарегистрирована в двухкомнатной квартире общей площадью 53,35 кв.м. по <адрес>. Собственницей указанной квартиры является дочь истицы, зарегистрированы в ней три человека. Считает, что действиями работников администрации города нарушено право истицы на получение жилья. В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, ФЗ «О ветеранах», предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой отечественной войны по месту жительства в органе местного самоуправления. Истица в судебное заседание не явился, доверив представление своих интересов представителям Бахтиной Р.К. и Ивановой Ю.М. Представитель истицы Бахтина Р.К., действующая на основании нотариальной доверенности, поддержала заявленные требования, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что истица Бахтина К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, – ее мама, она является инвалидом 1 группы, признана реабилитированной, ветеран труда, вдова ветерана Великой Отечественной войны, труженица тыла. Двухкомнатная квартира, общей площадью 53,35 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, в которой проживает и зарегистрирована истица, принадлежит на праве собственности по 1/2 доле ей, Бахтиной Р.К. (дочери истицы) и ее внучке Б.О.А. В указанной квартире, площадью 53,35 кв.м., истица фактически проживает и зарегистрирована. Кроме истицы в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрированы также собственники - ее дочь и внучка, то есть всего три человека. До ДД.ММ.ГГГГ года истица проживала в жилом доме площадью <адрес>А, указанный дом был недостроенный. Зарегистрированы в данном доме были истица и ее дочь Бахтина Р.К. Указанный недостроенный жилой дом и земельный участок истица приобрела в ДД.ММ.ГГГГ году, а в ДД.ММ.ГГГГ году указанный дом и земельный участок истица продала. В том же ДД.ММ.ГГГГ году истица и она, ее дочь Бахтина Р.К., купили квартиру, в которой сейчас проживают. В ДД.ММ.ГГГГ году истица свою 1/2 долю подарила своей внучке Б.О.А. Жиль в двухкомнатной квартире с больным человеком в таких условиях невозможно. Внучка истицы Б.О.А. со своим молодым человеком занимают зал, брак у них не зарегистрирован, он в данной квартире не прописан. Истица и она, ее дочь Бахтина К.А., занимают комнату, площадью 12,45 кв.м. Истица год уже не встает, ухаживать за нею очень тяжело, она должна быть признана нуждающейся. Представитель истицы Иванова Ю.М. все требования и пояснения истицы полностью поддержала, привела аналогичные доводы и пояснения. Представители Мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явились, в представленном отзыве просили рассмотреть в отсутствие представителя, указав, что иск не признают, поскольку с 2008 года истица зарегистрирована в двухкомнатной квартире площадью 53.35 кв.м. с составом семьи 3 человека (она, дочь и внучка). Дочь и внучка истицы являются собственниками указанной квартиры по 1/2 доле за каждой. По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ истица подарила 1/2 долю указанной квартиры своей внучке. До ДД.ММ.ГГГГ года истица была зарегистрирована в частном доме площадью 89, 80 кв.м. в <адрес>. По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истица указанный дом продала. Истица учетной нормой жилой площади обеспечена, нуждающейся в улучшении жилищных условий не признана. Кроме того, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в жилье, не ранее, чем через 5 лет после совершения сделок по отчуждению жилой площади. Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, указав в отзыве, что иск не признает и указала следующее. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Для получения свидетельства гражданин представляет в орган местного самоуправления, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, пакет документов, в том числе заявление о выдаче свидетельства. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующим за отчетным направляет их в Министерство. В представленных органом местного самоуправления списках Бахтина К.А. не значится, Министерство труда и социального развития не вправе выдать жилищный сертификат. Представители Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть данное дело в свое отсутствие, в представленном отзыве привели доводы, аналогичные изложенным в отзыве представителей Министерства труда и социального развития Ульяновской области. Представители Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска в судебное заседание также не явились, извещались. Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска. В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те доводы и обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В судебном заседании установлено, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны. Письмом от 1.03.2011 г. отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска истице было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений. В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 данной статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ). В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Как установлено в судебном заседании истица Бахтина К.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время зарегистрирована и проживает в жилом <адрес> в <адрес>. В указанной квартире по месту жительства зарегистрированы: истица, ее дочь Бахтина Р.К. и внучка Б.О.А. Согласно данным технического паспорта, подготовленного по состоянию на 2007 год, <адрес>, имеет общую площадь 53,35 кв.м. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, собственницей 1/2 доли указанной квартиры с 2008 года является дочь истицы – Бахтина Р.К., собственницей 1/2 доли указанной квартиры с 2009 года является внучка истицы – Б.О.А., которые так же, как и истица зарегистрированы в указанной квартиры. До 2008 года истица проживала и была со своей дочерью зарегистрирована в жилом доме площадью 89 кв.м. по адресу: С<адрес>, <адрес> недостроенный жилой дом и земельный участок истица приобрела в 1996 году, а в 2008 году данный жилой дом и земельный участок истица продала. В том же ДД.ММ.ГГГГ году истица и она, ее дочь Бахтина Р.К., купили квартиру, в которой сейчас проживают. В 2009 году истица свою 1/2 долю подарила своей внучке Б.О.А. В соответствии с п.3 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются также граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение). Соответствующего решения межведомственной комиссии о признании жилого помещения по адресу: г. Ульяновск, ул. Шолмова 45/1, корп. 1, кв. 235, непригодным для проживания на момент рассмотрения дела не представлено. Между тем, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания…», признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Как следует из ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время истица зарегистрирована в квартире, общей площадью 53,35 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. В соответствии с п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии с решением Ульяновской городской Думы № 136 от 13.07.2005 года учетная норма площади жилого помещения, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищный условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. Таким образом, учитывая то обстоятельство, что соответствующего решения межведомственной комиссии о признании непригодным для проживания жилого помещения, в котором проживает и зарегистрирована истица, при рассмотрении дела не представлено, исковые требования истицы не могут быть удовлетворены. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Бахтиной К.А. к Мэрии г. Ульяновска о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение 10 дней. Судья : С.Н. Чебукина