ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 августа 2011 года г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Родионовой В.П., при секретаре Паршиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц в защиту государственных и общественных интересов к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности устроить съезды с тротуаров напротив домов по ул. <адрес> УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование указав следующее. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно п. 3.3 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73, ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1 - 2%. Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что напротив <адрес> поперечный уклон пути движения на пешеходном пути №1 составляет 5%. Напротив <адрес> поперечный уклон пути движения составляет 3%. Помимо того, продольный уклон пути движения на съезде с тротуара на пешеходном пути №1 напротив сквера Карамзина по <адрес> составляет продольный уклон пути движения на съезде с тротуара на пешеходном пути №2 напротив <адрес> составляет 14%. Кроме того, установлено, что напротив домов №№10, 2, 7, 13, 15, 22, 19 (5 шт.) по <адрес> отсутствуют съезды с тротуаров. Более того, напротив <адрес> ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках составляет 1,2 м. В соответствии с п.3.3 таблицы 3.1 Свода правил по проектированию и строительству Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, принятых Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №70, съезды не должны выступать на проезжую часть. Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что напротив сквера Карамзина по <адрес> выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходном пути №1 составляет 4 см; на пешеходном пути №2 выступ съезда с тротуара составляет 7 см. Напротив дома остановки у Ульяновский государственный педагогический университет по <адрес> на пешеходном пути №3 выступ съезда с тротуара составляет 0,5 см; на пешеходном пути №4 выступ съезда с тротуара составляет 5 см; на пешеходном пути №5 выступ съезда с тротуара составляет 2 см. Напротив <адрес> выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходном пути №2 составляет 6 см. Напротив <адрес> выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходном пути №1 составляет 1,5 см; на пешеходном пути №2 выступ съезда с тротуара составляет 2 см. На пересечении <адрес> выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходном пути №1 составляет 2 см. Таким образом, съезды с тротуаров на <адрес> не соответствуют строительным нормам и правилам Российской Федерации, что создает препятствие при движении по тротуару на инвалидной кресло-коляске. Инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан. Такие граждане должны иметь беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. Ущемление их социальных прав является недопустимым. Установить количество лиц, ежедневно пользующихся тротуаром, невозможно. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц. Просит обязать мэрию г.Ульяновска сделать поперечный уклон пути движения на пешеходном пути №1 напротив <адрес> не более 2%; сделать поперечный уклон пути движения напротив <адрес> не более 2%; сделать продольный уклон пути движения на съезде с тротуара на пешеходном пути №1 напротив сквера Карамзина по <адрес> не более 10%; сделать продольный уклон пути движения на съезде с тротуара на пешеходном пути №2 напротив <адрес> не более 10%; устроить напротив домов №№10, 2, 7, 13, 15, 22, 19 (5 шт.) по <адрес> съезды с тротуаров с продольным уклоном пути движения не более 10%, с поперечным уклоном пути движения не более 2%, с шириной пути движения не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602; убрать выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходных путях №№1 и 2 напротив сквера Карамзина по <адрес>; убрать выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходных путях №№3, 4. 5 напротив остановки Ульяновский государственный педагогический университет по ул.Спасская; убрать выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходном пути №2 напротив домов №17 по <адрес>; убрать выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходных путях №№1, 2 напротив домов №19 по <адрес>; убрать выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходном пути №1 на пересечении <адрес>; сделать ширину пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках напротив <адрес> не менее 1,8 м. В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в иске. Представитель ответчика мэрии г.Ульяновска и третьего лица Комитета дорожного хозяйства и благоустройства мэрии г.Ульяновска Денисова А.Ю. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без своего участия. В отзыве указала следующее. Мэрия города Ульяновска не признает заявленные требования прокурора по следующим основаниям: 1.Согласно п.5 ч.1 ст. 16 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Аналогичное установлено в п.6.ч.5 ст.37 Устава муниципального образования «город Ульяновск»: -содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Решением Ульяновской Городской Думы № 90 от 24.05.06г. утверждено Положение о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г.Ульяновска. В соответствии с данным Положением п.3.1.12 к полномочиям Комитета относится организация надлежащего содержания и уборки, озеленения и освещения территории муниципального образования «г.Ульяновск». Следовательно, мэрия города, в лице структурного подразделения (Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта) наделена согласно действующего законодательства, полномочиями по организации содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту деятельность своими силами. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделены правом создавать муниципальные предприятия и учреждения (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.03 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Для содержания и ремонта городских дорог на основании распоряжениями Мэра города Ульяновска были созданы Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Асфальтобетонный завод», переименованное в 2007 г. в МУП «Ульяновскдорремсервис», МУП «Благоустройство Заволжья», УМУС «АТП по уборке города». В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Комитетом был заключен муниципальный контракт № 0274 от 22.12.2010 с МУП «Ульяновскдорремсервис». Предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г.Ульяновске. В соответствии с пунктом 1.4. Контракта Подрядчик гарантирует выполнение обязательств по объемам и качеству работ в соответствии с проектно-сметной документацией и условиями Контракта. Комитет определяет допустимый уровень транспортно-эксплуатационного состояния автодорог: -поддержание установленного допустимого уровня содержания с обеспечением круглосуточного бесперебойного, безопасного движения автотранспорта по автодорогам, состояния конструктивных элементов дорог и искусственных сооружений; -состояние покрытия проезжей части, обочин и укрепительных полос, состояния технических средств организации дорожного движения, качество выполненных работ по контракту установлены ГОСТ Р 50597-93. Выполнение работ по содержанию автодорог производится в соответствии с установленными требованиями, предъявляемыми к каждому элементу дороги на основании локальной сметы, утвержденной Заказчиком (п.2.2. Контракта). Также в соответствии с п. 6.8. Контракта Подрядчик несет полную материальную ответственность перед физическими и юридическими лицами, по искам третьих лиц в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий Контракта. Таким образом, в случае выявления нарушений ответственность за них в соответствии с действующим законодательством должна нести подрядная организация, осуществляющая в соответствии с муниципальным контрактом работы по содержанию автомобильных дорог г.Ульяновска, которой в данном случае является МУП «Ульяновскдорремсервис». Просит в удовлетворении заявленных требований к Мэрии города Ульяновска отказать. Представитель Министерства труда и социального развития в судебное заседание не явился, В заявлении просил о рассмотрении дела без своего участия. В отзыве указал следующее. В соответствии со статьей 15. Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры находится в ведении Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм. В соответствии с законодательством инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) должны создаваться условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Нормы федерального законодательства обязательны к исполнению. Министерство труда и социального развития поддерживает доводы изложенные в исковом заявлении прокурора Ленинского района г. Ульяновска. Представитель ОГИБДД УВД по г. Ульяновску в судебное заседание не явился по неизвестной причине. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей. Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ленинского района города Ульяновска, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно п. 3.3 СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73, ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1 - 2%. В соответствии с п.3.3 таблицы 3.1 Свода правил по проектированию и строительству Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения, принятых Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 №70, съезды не должны выступать на проезжую часть. Однако как установлено судом напротив <адрес> поперечный уклон пути движения на пешеходном пути №1 составляет 5%. Напротив <адрес> поперечный уклон пути движения составляет 3%. Помимо того, продольный уклон пути движения на съезде с тротуара на пешеходном пути №1 напротив сквера Карамзина по <адрес> составляет продольный уклон пути движения на съезде с тротуара на пешеходном пути №2 напротив <адрес> составляет 14%. Кроме того, установлено, что напротив домов №№10, 2, 7, 13, 15, 22, 19 (5 шт.) по <адрес> отсутствуют съезды с тротуаров. Более того, напротив <адрес> ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках составляет 1,2 м. Напротив сквера Карамзина по <адрес> выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходном пути №1 составляет 4 см; на пешеходном пути №2 выступ съезда с тротуара составляет 7 см. Напротив дома остановки у Ульяновский государственный педагогический университет по <адрес> на пешеходном пути №3 выступ съезда с тротуара составляет 0,5 см; на пешеходном пути №4 выступ съезда с тротуара составляет 5 см; на пешеходном пути №5 выступ съезда с тротуара составляет 2 см. Напротив <адрес> выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходном пути №2 составляет 6 см. Напротив <адрес> выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходном пути №1 составляет 1,5 см; на пешеходном пути №2 выступ съезда с тротуара составляет 2 см. На пересечении <адрес> выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходном пути №1 составляет 2 см. Таким образом, съезды с тротуаров на <адрес> не соответствуют строительным нормам и правилам Российской Федерации. Требования СНиП и ГОСТ являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в данных документах. Выявленные нарушения на день принятия судебного решения не устранены, что подтверждается актом проверки, составленным государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УВД по городу Ульяновску Сейфиным Р.Р. В связи с вышеизложенным, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности привести в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 пути движения для инвалидов по <адрес> подлежат удовлетворению. Довод ответчика о необходимости возложения ответственность на подрядную организацию, осуществляющую в соответствии с муниципальным контрактом работы по содержанию автомобильных дорог г.Ульяновска, которой в данном случае является МУП «Ульяновскдорремсервис» признается несостоятельным, поскольку, несмотря на право органов местного самоуправления создавать соответствующие муниципальные предприятия, сами органы местного самоуправления в то же время обязаны постоянно осуществлять контроль и организацию работ по надлежащему состоянию автомобильных дорог. Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска – удовлетворить Обязать мэрию города Ульяновска устроить поперечный уклон пути движения на пешеходном пути №1 напротив <адрес> не более 2%; сделать поперечный уклон пути движения напротив <адрес> не более 2%; сделать продольный уклон пути движения на съезде с тротуара на пешеходном пути №1 напротив сквера Карамзина по <адрес> не более 10%; сделать продольный уклон пути движения на съезде с тротуара на пешеходном пути №2 напротив <адрес> не более 10%; устроить напротив домов №№10, 2, 7, 13, 15, 22, 19 (5 шт.) по <адрес> съезды с тротуаров с продольным уклоном пути движения не более 10%, с поперечным уклоном пути движения не более 2%, с шириной пути движения не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602; убрать выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходных путях №№1 и 2 напротив сквера Карамзина по <адрес>; убрать выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходных путях №№3, 4. 5 напротив остановки Ульяновский государственный педагогический университет по <адрес>; убрать выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходном пути №2 напротив домов №17 по <адрес>; убрать выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходных путях №№1, 2 напротив домов №19 по <адрес>; убрать выступ съезда с тротуара на проезжую часть на пешеходном пути №1 на пересечении <адрес>; сделать ширину пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках напротив <адрес> не менее 1,8 м. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Ульяновска. Судья В.П.Родионова