о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



2-4949/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2011г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе

судьи Родионовой В.П.

при секретаре Паршиной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайчиковой Т.Н. к Мэрии г. Ульяновска, Правительству Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по предоставлению сертификата на приобретение жилья

УСТАНОВИЛ:

Истица обратился в суд с иском указывая, что является Ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы. Неоднократно обращалась в администрацию г. Ульяновска Ульяновской обл. с вопросом о постановке в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, но истцу отказывали в устной форме на том основании, что она является обеспеченной жилой площадью по нормам общей площади на человека, что не соответствует действительности, поскольку она не имеет жилого помещения по договору социального найма, не является членом семьи собственника жилого помещения пользуюсь выше указанным жилым помещением на условиях поднайма, указанные обстоятельства не исключают условий определенных ст. 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации о признании истца нуждающейся в жилых помещениях. Кроме того на истца распространяются требования Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ( с изменениями и дополнениями от 9 января 2010 года), в котором он постановил: 1.Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших/умерших/ инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5 ФЗ «О ветеранах». 2.Правительству Российской Федерации: В 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств Федерального бюджета лиц названных в п.1 настоящего Указа, исходя из общей площади на одного человека 22 кв. метра; предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий предусмотренных настоящим Указом. 3.Предложить высшим должностным лицам /руководителям высших исполнительных органов государственной власти/субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в п.1 настоящего Указа. 4.Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах обеспечить контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. 5.Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Однако, игнорируя выше изложенное, игнорируя требования ст.40 Конституции Российской Федерации согласно которой: 1.Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2.Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3.Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами, Правительство Ульяновской области отказало в принятии мер о признании истца нуждающейся в жилом помещении, в предоставлении сертификата на строительство или на приобретение жилого помещения, т.е. Правительство Ульяновской обл. нарушило ее жилищные права. Выше изложенные обстоятельства подтверждаются: Справкой Администрации Ульянов­ской области от22 января 2010 г. в том, что истица в г.Ульяновске и Ульяновской области не имеет приватизированного жилья. Право собственности на квартиры и частное домовладение на истца не зарегистрировано, следовательно, относится к категории нуждающихся в жилье на основании Указа Президент а РФ. Лицевым счетом квартиросъемщика № 120165171D по адресу Щорса улица 40-3 свидетельствующим о том, что основным квартиросъемщиком по выше указанному адресу является Агешина Л.В., а истица проживает по выше указанному адресу на условиях договора поднайма, следовательно, нуждается в жилище. Копией паспорта гражданки РФ, Справкой Сер.МСЭ 013 № 888020 свидетельствующей о том, что истец инвалид второй группы Удостоверением Серия ВВ № 3518946 свидетельствующее о том она является Ветераном Великой Отечественной Войны и имеет право на жилье на основании Указа Президента РФ. Копия Трудовой книжки свидетельствует о том, что с 1941 по 1948г.г. она работала на военном-оборонном заводе имени «Володарского». Письменными отказами Мэрии г. Ульяновска от 30.12.20, №2680-11, от 10.02.10г., №2680-11 в обеспечении истца Ветерана Великой Отечественной жильем и в признании ее нуждающейся в жилье. Просит признать истца, ветерана Великой Отечественной войны, инвалида второй группы нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать Правительство Ульяновской области обеспечить жилым помещением или предоставить Сертификат на строительство или приобретение.

В качестве ответчиков были привлечены Мэрия г. Ульяновска и Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Истец в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях. Указала, что является тружеником тыла, не имеет собственного жилья. С семьей дочери проживать затруднительно, квартира не благоустроена.

Представитель Мэрии г. Ульяновска иск не признала, пояснила, что истица пользуется льготами как труженик тыла на основании ст. 20 ФЗ « О ветеранах». Льгот на обеспечение жилым помещением для данной категории лиц Федеральным законом не предусмотрено.Полагает, что нет законных оснований для обеспечении истца жилым помещением.

Представитель Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы письменного отзыва, указывая следующее. Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на данную меру социальной поддержки в соответствии с законом «О ветеранах» имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Зайчикова Т.Н. 1923 г.р. в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" относится к категории лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР (труженица тыла) меры социальной поддержки которых статьей 20 названного Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. О чем имеет соответствующее удостоверение. В Ульяновской области меры социальной поддержки данной категории граждан определены статьёй 3 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 N 086-30 "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области".Предоставление социальных выплат на приобретение жилья в собственность для тружеников тыла законодательством не предусмотрено. Права на жилищный сертификат, выдаваемый по Указу Президента РФ от 07.05.2008 № 714 не имеет.

Представитель Правительства Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области поддержала доводы письменного отзыва, указывая следующее. Как следует из искового заявления и документов, направленных в адрес Правительства Ульяновской области, истица имеет удостоверение ветерана Великой Отечественной войны и пользуется льготами, установленными ст.20 Федерального закона «О ветеранах». В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменился принцип установления системы мер социальной зашиты льготных категорий граждан.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.20 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенных норм федерального законодательства субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять условия социальной поддержки названных льготных категорий граждан. Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года 122-ФЗ установлено, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены.

Федеральный закон «О ветеранах» по состоянию на 31 декабря 2004 года не предусматривал льгот на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений для категорий граждан, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона.

На территории субъекта Российской Федерации - Ульяновской области лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны предусматриваются и оказываются меры социальной поддержки в соответствии со ст. 3 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 № 086-30 «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».

Льгот на обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан за счёт средств федерального или регионального бюджета не предусмотрено.

Кроме того, Правительство Ульяновской области как высший исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области «О Правительстве Ульяновской области» не обладает полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Полномочия по ведению граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложены на органы местного самоуправления в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-30. Просит суд в удовлетворении исковых требований к Правительству Ульяновской области отказать в полном объеме.

Выслушав истца, представителей ответчиков, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те доводы и обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей получение и содержание жилых помещений.

В соответствии с подп. 4 ч. 1 ст. 14 вышеназванного Федерального закона, инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714.

Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании установлено, что Зайчикова Т.Н. 1923 г.р. в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" относится к категории лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР (труженица тыла) меры социальной поддержки которых статьей 20 названного Федерального закона определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Указанные обстоятельства подтверждаются удостоверением серии ВВ 3 3518946, выданным 30 июня 2003 года.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.20 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон «О ветеранах» по состоянию на 31 декабря 2004 года не предусматривал льгот на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений для категорий граждан, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона.

На территории субъекта Российской Федерации - Ульяновской области лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны предусматриваются и оказываются меры социальной поддержки в соответствии со ст.3 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 № 086-30 «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области». Труженикам тыла в соответствии с настоящим Законом оказываются следующие меры государственной социальной поддержки:

1) преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, а также при получении земельных участков для жилищного строительства;

2) сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;

3) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 14 рабочих дней в году;

4) преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому;

5) оплата в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, в соответствии с ассортиментом лекарственных средств при амбулаторном лечении;

6) бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;

7) ежемесячная выплата в размере стоимости социального проездного билета для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных); (в ред. Законов Ульяновской области от 04.07.2005 N 049-ЗО, от 29.12.2005 N 155-ЗО, от 30.01.2007 N 11-ЗО)

8) оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения.

Льгот на обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан за счёт средств федерального или регионального бюджета не предусмотрено.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Зайчиковой Т.Н. к Мэрии г. Ульяновска, Правительству Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой отечественной войны и возложении обязанности по предоставлению сертификата на приобретение жилья – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Судья: В.П.Родионова