о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана ВОВ



Дело № 2-4614/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июля 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Кириченко В.В.,

при секретаре Левушкиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисова А. Д. к мэрии города Ульяновска о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье, о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилье,

УСТАНОВИЛ:

Борисов А.Д. обратился в суд с указанным иском к мэрии города Ульяновска, в обоснование иска указав следующее.

Борисов А.Д. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии , выданным Майнским райвоенкоматом Ульяновской области ДД.ММ.ГГГГ, а также инвалидом 1 группы согласно справке серии . С ДД.ММ.ГГГГ г. Борисов А.Д. зарегистрирован в комнате площадью 17,09 кв.м. по адресу: <адрес>. В указанной комнате также зарегистрированы Борисова И.А., Борисова М.А., Борисов Я.С. ДД.ММ.ГГГГ г. на основании договора купли-продажи истцом были проданы земельный участок площадью 1500 кв.м. и жилой дом общей площадью 48,4 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, принадлежавшие Борисову А.Д. на праве собственности. Продажа вышеуказанного жилого дома не является намеренным действием с целью постановки в очередь лиц, нуждающихся в жилье. Борисов А.Д. переехал в город Ульяновск в связи с плохим состоянием здоровья, для получения медицинской помощи и постоянного ухода за ним. С 2005 года он может передвигаться только в инвалидной коляске. В сельском доме не было коммунальных удобств, дом имел трещины, в 2009 году разморозилась система отопления, замерзла скважина, вышел из строя насос холодной воды - единственный источник воды в доме. Надомная служба предлагала работника по уходу только до 12 часов дня, органы социальной защиты в помощи отказали. Родственников в селе не имеется, жена умерла в 2005 году. Все эти обстоятельства вынудили продать дом и переехать к детям в город. Борисов А.Д. обратился в мэрию г. Ульяновска с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ г. им был получен отказ мэрии, мотивированный тем, что им были намеренно ухудшены жилищные условия. Статьей 15 ФЗ «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны. Одной из таких мер является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время Борисов А.Д. пользуется площадью менее 12 кв.м. общей площади на одного человека, в связи с чем является ветераном ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Истец Борисов А.Д., представители истца Борисова И.А. (по доверенности) и Капкаева Е.Н. (по ордеру) в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изожженным в иске.

Представитель ответчика мэрии города Ульяновска – Горничнова Л.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что заявление истца о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны было повторно рассмотрено на Комиссии по учёту и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ. (Протокол №6). В настоящее время обеспечение жилыми помещениями ветеранов ВОВ осуществляется в соответствии с нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», которыми предусмотрено обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ по месту жительства в органе местного самоуправления. Нуждающимися в жилье признаются граждане, не обеспеченные учётной нормой площади жилого помещения. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 г. №136 учётная норма площади жилого помещения, согласно которой гражданин признаётся нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован в одной комнате 3-х комнатной квартиры с составом семьи 4 человека по <адрес>. Собственниками указанной комнаты являются дочери истца. До 2010 года истец был зарегистрирован в частном доме общей площадью 50,9 кв.м. по адресу: <адрес>. Истец являлся собственником данного дома. Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ истец продал вышеуказанное жилое помещение, тем самым ухудшил свои жилищные условия. При этом данный дом не признавался аварийным или ветхим, был пригоден для проживания, имел для этого все необходимое. Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Как правило, под ухудшением гражданами жилищных условий признаются действия (обмен, мена, раздел жилой площади, отчуждение и продажа жилой площади), в результате которых на каждого проживающего стало приходиться менее учётной нормы жилой площади. Учитывая вышеизложенное, истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильём за счёт средств федерального бюджета, в связи с чем ему и было отказано мэрией г. Ульяновска.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства. В ранее представленном письменном отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении иска отказать, в обоснование позиции указав следующее. Статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки ветеранам ВОВ и членам их семей в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся. Жилищным кодексом РФ предусмотрены категории граждан, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Полномочия по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий возложены на органы местного самоуправления, порядок соответствующей их деятельности определен Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма". В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильём отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений», полномочия по обеспечению жильем за счёт средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Только после постановки истца на учёт в качестве нуждающегося администрацией муниципального образования его учётное дело поступит в Министерство труда и социального развития Ульяновской области (далее - Министерство), и он будет включен в сводный список получателей социальной выплаты на приобретение жилья по Ульяновской области. До настоящего времени в списках, представленных в Министерство мэрией города Ульяновска, Борисов А.Д. не значится. Кроме того, учитывая, что истец в 2010 году продал ранее ему принадлежавшие земельный участок и дом, отказ мэрии города Ульяновска в постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является правомерным, основанным на нормах статьи 53 ЖК РФ.

Выслушав истца и представителей сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец Борисов А.Д., ДД.ММ.ГГГГ является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением и не оспаривается сторонами.

С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован и фактически проживал в собственном жилом доме общей площадью 50,9 кв.м. (согласно кадастровому паспорту от 11.10.2010 г. – 48,4 кв.м.) по адресу: <адрес>

Согласно договору купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ г. истец продал указанные дом и земельный участок за <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ г. и по настоящее время истец зарегистрирован и фактически проживает в комнате жилой площадью 17,09 кв.м., расположенной в трехкомнатной квартире общей площадью 64,02 кв.м. по адресу: <адрес>.

Данная комната принадлежит на праве собственности в порядке приватизации дочерям истца – Борисовой И.А. и Борисовой М.А. (что соответствует 43/200 доли в праве собственности у каждой из них на трехкомнатную квартиру общей площадью 64,02 кв.м. по адресу: <адрес>

На указанной жилой площади, помимо Борисова А.Д., зарегистрированы и фактически проживают ее собственники - Борисова И.А. и Борисова М.А., а также сын последней – Борисов Я.С.

Какого-либо иного жилья на праве собственности или на ином праве истец, а также Борисова И.А., Борисова М.А., Борисов Я.С. не имеют.

По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона, предоставляются, в том числе, такие меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно статье 23.2 указанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 указанного Закона граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 статьи 23.2 Закона.

Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, Президент РФ постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Согласно названному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, участники и инвалиды Великой Отечественной войны. В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138, полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения Ульяновской области. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. Согласно п.3 названного Постановления социальная выплата предоставляется:

- лицам, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка (т.е. участникам и инвалидам Великой Отечественной войны), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

В соответствии с данным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы. Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области. Департамент на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области. Как следует из вышеприведенных положений Федерального закона «О ветеранах», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Федеральным законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Федеральным законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Возражая против исковых требований, сторона ответчика ссылается на тот факт, что истец умышленно ухудшил свои жилищные условия, продав в 2011 г. принадлежавшие ему жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>

С данной позицией суд не может согласиться по следующим основаниям.

Действительно, в силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении. В результате их вселения в жилое помещение жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы. Возникает право постановки на учет. Намеренными действиями могут быть признаны и действия по отчуждению жилья, по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания, и т.д.

Однако истец Борисов А.Д., его представитель Борисова И.А., свидетели Борисова М.А., Винокурова Т.М. в судебном заседании пояснили суду, что истец был вынужден продать указанные земельный участок и жилой дом и переехать к дочерям и внуку в имеющееся у них единственное жилье по адресу: <адрес>, так как организовать самостоятельное проживание истца в ранее принадлежавшем ему доме, учитывая его возраст, состояние здоровья, а также учитывая техническое состояние указанного дома и уровень обеспеченности его коммунальными услугами, - невозможно.

Факт того, что истец нуждается в постоянном постороннем уходе, подтверждается представленными суду справкой ВК , выданной МУЗ «Городская поликлиника №6», и справкой об инвалидности серии МСЭ-2006 , выданной филиалом №5 «ГБ МСЭ по Ульяновской области».

Истец является инвалидом первой группы, передвигается и использованием инвалидного кресла, нуждается в посторонней помощи как при передвижении, так и при совершении элементарных действий, направленных на самообслуживание. Суд убедился в этом в процессе судебного разбирательства.

Борисовы И.А. и М.А., а также сын последней являются единственными близкими родственниками истца, которые взяли на себя функции по осуществлению ухода за ним. Жилое помещение, которое они предоставили истцу, и в котором они сами проживают, является единственным жильем, на которое они сами, а также истец имеют какие-либо права.

Каких-либо доказательств, опровергающих изложенные выше доводы, стороной ответчика суду не предоставлено.

При таких условиях, оценив все обстоятельства данного дела в совокупности, суд приходит к выводу, что продажа истцом в 2011 г. принадлежавших ему земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, а также переселение к дочерям в жилое помещение по адресу: <адрес>, - явились для истца вынужденными мерами, направленными на обеспечение нормальных условий жизни и достойной старости, в связи с чем такие действия истца не являются намеренным ухудшением жилищных условий по смыслу статьи 53 ЖК РФ.

Статья 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Так, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. 13 июля 2005 года Ульяновской Городской Думой было принято решение за №136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», согласно которому учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м.

Истец Борисов А.Д., а также совместно проживающие с ним родственники по месту проживания в г. Ульяновске в настоящее время учетной нормой жилья не обеспечены, что установлено представленными суду доказательствами и не оспаривается стороной ответчика.

Принимая во внимание статус истца, положения Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714, а также то, что истец не обеспечен учетной нормой площади жилого помещения, суд приходит к выводу о необходимости признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В связи с этим истец подлежит включению в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Следовательно, заявленные исковые требования обоснованны и подлежат полному удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Борисова А. Д. удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска признать Борисова А. Д. нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить его в список лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья В.В. Кириченко