Дело № 2-5692/11 РЕШЕНИЕ 5 сентября 2011 г. Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: Судьи Ибрагимовой Е.А., При секретаре Айметовой Л.И., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Табаковой В.И. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, мэрии города Ульяновска о выдаче сертификата на улучшение жилищных условий, У С Т А Н О В И Л : Табакова В.И. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Сама также является ветераном труда и инвалидом <данные изъяты> группы, ей требуется постоянный уход. Она обратилась в мэрию г. Ульяновска с просьбой выделить денежных средства на улучшение жилищных условий. Она проживает в частном доме, дом не оборудован туалетной комнатой, что затруднительно для нее с ее заболеванием. Улучшением жилищных условий является необходимость подведения канализации и оборудовании туалетной комнаты, подведение соответствующих коммуникаций. Самостоятельно осуществить какой-либо ремонт не представляется возможным. Ответчик отказал в ее просьбе. Полагает, что на основании изменений, внесенных в Указ Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.» и Закона «О ветеранах» она как вдова участника Великой Отечественной войны имеет право на оказание ей социальной меры поддержки в виде помощи в оборудовании и подведении туалетной комнаты в доме ее проживания. Просит обязать Министерство труда и социального развития выдать сертификат на улучшение жилищных условий. Истица Табакова В.И. в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель истицы Табаковой В.И. – Гриценко А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы искового заявления. Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области Бурлёва С.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что Министерство является ненадлежащим ответчиком, так как решение о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий принимается мэрией г. Ульяновска, мэрия направляет в Министерство списки лиц, признанных нуждающимися. В указанных списках Табакова В.И. не значится. На благоустройство жилого помещения, на строительство жилья сертификат не предоставляется. Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Крончева О.В. в судебном заседании исковые требования также не признала. Пояснила, что истице было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как она обеспечена нормой жилой площади (12 кв.м на человека). В соответствии с нормами ЖК РФ нуждающимися являются граждане, не обеспеченные нормой жилой площади. Ссылка истицы на отсутствие туалетной комнаты является необоснованной, так как жилой дом не признан непригодным для проживания, износ дома составляет 37%. Третьи лица Карпец Л.М., Карпец А.Л., Карпец Л.Д., Карпец Ю.Л., действующая также в интересах несовершеннолетней Карпец А.Д., в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, с иском согласны. Представитель третьего лица Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился. Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ). В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. 07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714. Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что Президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах». Установлено, что истица Табакова В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается материалами дела. Табакова В.И. является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию бессрочно. Согласно справке № 132/1014 от 01.09.2011г. истица в соответствии с п.7 постановления Правительства РФ от 21.12.2004г. № 817 имеет право на дополнительную жилую площадь. Как следует из материалов дела, Табакова В.И. зарегистрирована по адресу: г. Ульяновск, с. <адрес>. Данный дом принадлежит на праве собственности дочери истицы – Карпец Л.М. В доме вместе с истицей зарегистрированы: Карпец Л.М., Карпец Ю.Л., Карпец А.Л., Карпец Л.Д., Карпец А.Ю. А всего шесть человек. Как усматривается из технического паспорта на данный дом, общая площадь дома составлляет 91,24 кв.м, дом имеет частичные удобства: электроосвещение, газ, водопровод, местную канализацию. В доме отсутствует ванная, горячая вода, туалет. Согласно Акту обследования жилищно-бытовых условий истицы Табаковой В.И. от 30.08.2011г., в доме имеется газовый котел, ХВС и слив в доме, туалет на улице, баня во дворе. Истица Табакова В.И. обратилась с заявлением в отдел по учету и распределению жилой площадью мэрии г.Ульяновска о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Ответом Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 08.02.2011г. ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.гг. в целях обеспечения жильем на счет средств федерального бюджета. Было указано, что обеспечение жилыми помещениями осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Закона «О ветеранах», которыми предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истица зарегистрирована в частном доме общей площадью 91,24 кв.м, собственником дома является дочь, на данной жилой площади зарегистрированы 6 человек. Учетной нормой площади жилого помещения истица обеспечена как член семьи собственника, согласно ст.51 ЖК РФ к категории граждан, нуждающихся в жилье, не относится. Суд приходит к выводу, что данный отказ истице в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета является правильным по следующим основаниям. В соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Установлено, что истица Табакова В.И. ранее на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования, предъявляемые к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, определены в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47. Так, в ст.12 указанного Положения говорится, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Согласно ст.41 Положения, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Таким образом, отсутствие в доме, где проживает истица Табакова В.И., централизованной канализации, а как следствие, ванной комнаты и туалета в доме, не является основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания и принятии по данной причине на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истица также обеспечена по норме жилой площади (более 12 кв.м на человека). То обстоятельство, что истица имеет право на дополнительную площадь, в соответствии с нормами Жилищного законодательства не является основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. Право на дополнительную площадь реализуется при предоставлении жилого помещения, когда жилое помещение предоставляется с учетом права на дополнительную площадь. Таким образом, исковые требования Табаковой В.И. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Табаковой В.И. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области, мэрии города Ульяновска о выдаче сертификата на улучшение жилищных условий - отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска. Судья: Е.А. Ибрагимова
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ