Дело № 2-5818/11 РЕШЕНИЕ 26 августа 2011 г. Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: Судьи Ибрагимовой Е.А., При секретаре Айметовой Л.И., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черненко В.Е. к военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, У С Т А Н О В И Л : Истец Черненко В.Я. обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о признании отказа в повышении пенсии на 32% незаконным, признании за ним права на повышение размера пенсии на 32% расчетного размера пенсии по случаю потери кормильца с 03.02.200г., об обязании произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32 % расчетного размера пенсии с 03.02.2003г. и выплатить образовавшуюся задолженность. Иск мотивирован тем, что он является отцом погибшего в Чеченской Республике Ч.В.В., лейтенанта, погибшего в марте 1996 года при боевых действиях. В соответствии со ст.30 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» ему была назначена пенсия по случаю потери кормильца с 3 февраля 2003 года. В июне этого года он узнал, что согласно ст.45 данного закона имеет право на повышение пенсии в размере 32% расчетного размера пенсии. Он обратился к ответчику, но ему было отказано в повышении пенсии, мотивируя тем, что право на повышение пенсии имеет только сам ветеран боевых действий, а не члены его семьи. Считает данный отказ незаконным, в связи с чем и обратился в суд с настоящим иском. В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал, в обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в иске. Представитель ответчика в судебном заседании не присутствовал, представил в суд письменный отзыв на иск, в котором просил рассматривать дело в свое отсутствие, по существу требований указал следующее. Исковые требования не признает. Ч.В.В. погиб ДД.ММ.ГГГГ при выполнении служебного долга в зоне конфликта в Чеченской Республике. Пенсия по случаю потери кормильца назначена военным комиссариатом Ульяновской области на отца Черненко В.Е. с 03.02.2003г. по настоящее время. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В Законе № 4468-1 впервые ссылка на закон «О ветеранах» указана в дополнении к названному закону в 2020 году (Федеральный закон от 12.06.2002г. № 68-ФЗ вступил в силу с 01.01.2002г.), где п. «г» ст.45 гласит: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» из числа военнослужащих – на 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в части 1 статьи 46 настоящего Закона. В этой редакции он действовал до 1 января 2008 года. В последующем на основании Федерального закона от 03.12.2007г. № 319-ФЗ пункт «г» ст.45 был изменен на следующую редакцию: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числе лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 3 Федерального закона «О ветеранах» - на 32% расчетного размера пенсии, указанной в части 1 статьи 46 настоящего Закона. Таким образом, если говорить о невыплате повышения пенсии ветерану боевых действий, то не ранее 01.01.2002г. из расчета минимальной пенсии по старости и с 01.01.2008г. – из расчета расчетного размера пенсии. Кроме того, в п.п.1 п.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах» указаны лица, относящиеся к категории ветеранов боевых действий. Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ отнесено к зоне вооруженного конфликта с 01.01.2004г. на основании дополнений от 27.11.2002 №158-ФЗ в ФЗ «О ветеранах». В Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ (приложение к ФЗ «О ветеранах») выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях РФ, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994г. по декабрь 1996г., а также выполнение задач в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999г. включены также с 01.01.2004г. Самому ветерану боевых действий в Чечне повышение пенсии в размере 100% минимального размера пенсии выплачивалось бы с 01.01.2004г., а из расчета 32% расчетного размера пенсии – с 01.01.2008г. Следовательно, производить перерасчет пенсии с момента ее назначения истцу неправомерно. В исковых требованиях просит отказать. Также просит применить к исковым требованиям срок исковой давности. Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что истец Черненко В.Е. является отцом Ч.В.В., что подтверждается свидетельством о его рождении. Ч.В.В. погиб ДД.ММ.ГГГГ при выполнении боевого задания в Чеченской Республике. С 03.02.2003г. и по настоящее время истец получает пенсию по случаю потери кормильца от Военного комиссариата Ульяновской области. Также судом установлено, что пенсия по потере кормильца выплачивается истцу без учета повышений, надбавок и увеличений, предусмотренных п. «г» ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что не оспаривалось ответчиком. По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично в связи со следующим. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности. Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсию по инвалидности и за выслугу лет – получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии – пенсию по случаю потери кормильца, которую получают в соответствии со ст.28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсии зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.43 Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец. В соответствии с п. «г» ст. 45 указанного Закона в редакции, действующей с 01.01.2008г. по настоящее время, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 3 Федерального закона «О ветеранах» - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Согласно редакции п. «г» ст.45 Закона, действовавшей с 01.01.2002г. по 01.01.2008г., пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. С 01.01.2004г. в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (Приложение к ФЗ «О ветеранах») внесены дополнения, согласно которым, к зоне вооруженного конфликта отнесено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации в период с декабря 1994г. по декабрь 1996г. ФИО8., погибший ДД.ММ.ГГГГ. при выполнении боевого задания в Чеченской Республике, относился к лицам, на которых распространяется действие Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. и являлся ветераном боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах". Статья 45 в разделе «Исчисление пенсий» определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг. Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются живые военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца, в соответствии со ст.29 закона, являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего. Таким образом, вышеуказанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи и назначенной в соответствии с данным Законом, поскольку данный вид пенсии прямо указан в ст.45 Закона, дающей право на повышение. Согласно ст.46 указанного Закона, повышения, предусмотренные п. «г» ст.45 Закона, начисляются к пенсии, исчисленной без надбавок и других повышений. При назначении пенсии по случаю потери кормильца на нескольких нетрудоспособных членов семьи, указанные повышения начисляются к пении, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на повышение. Исходя из вышеприведенных положений законодательства, при назначении пенсии по случаю потери кормильца членам семьи, к пенсии также начисляются повышения, предусмотренные п. «г» ст.45 Закона. Учитывая вышеизложенное, истец Черненко В.Е. имеет право на повышение размера пенсии в соответствии с п. «г» ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», поскольку повышение пенсии предусмотрено не только для самих ветеранов, но и для членов их семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца. Довод ответчика о применении срока исковой давности к правоотношениям суд считает необоснованным, в связи со следующим. В соответствии с частью второй статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Перерасчет пенсии должен был быть произведен получателям пенсии военным комиссариатом, однако этого им сделано не было. Поскольку истцу пенсия по случаю потери кормильца выплачивалась без учета вышеуказанных повышений, то, соответственно, необходимо обязать Военный комиссариат Ульяновской области произвести Черненко В.Е. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца и выплатить ему недополученную сумму пенсии с повышением размера за период с 01.01.2004г. по 31.12.2007г. с учетом повышения на 100% минимального размера пенсии, с 01.01.2008г. по 31.07.2011г. с учетом повышения на 32% расчетного размера пенсии. Помимо этого, суд также полагает необходимым обязать ответчика, начиная с 01.09.2011г. и в последующем выплачивать Черненко В.Е. пенсию по случаю потери кормильца с учетом произведенного перерасчета пенсии соответствии со статьями 45 и 46 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с последующей индексацией в установленном законом порядке. Следовательно, в остальной части исковых требований истца (об обязании произвести перерасчет пенсии с 03.02.2003г.) следует отказать. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Черненко ФИО9 удовлетворить частично. Обязать Военный комиссариат Ульяновской области произвести Черненко В.Е. перерасчет пенсии по случаю потери кормильца и выплатить ему недополученную сумму пенсии с повышением размера за период с 01.01.2004г. по 31.12.2007г. с учетом повышения на 100% минимального размера пенсии, с 01.01.2008г. по 31.08.2011г. с учетом повышения на 32% расчетного размера пенсии. Обязать Военный комиссариат Ульяновской области с 01 сентября 2011г. и в дальнейшем выплачивать Черненко В.Е. пенсию по случаю потери кормильца с учетом произведенного перерасчета пенсии соответствии со статьями 45 и 46 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с последующей индексацией в установленном законом порядке. В удовлетворении остальной части исковых требований Черненко В.Е. к Военному комиссариату Ульяновской области перерасчете пенсии по случаю потери кормильца – отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска. Судья: Е.А. Ибрагимова
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ