о перерасчете пенсии



Дело-2-6521/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи В.П.Родионовой

при секретаре А.В.Паршиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондратьевой Р.А. к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете пенсии

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с вышеназванным иском, указывая, что, является членом семьи погибшего лейтенанта Кондратьева О.В.. В соответствии со ст. 5 и Приложением Закона «О ветеранах» Кондратьев О.В. является ветераном боевых действий. В связи с этим истцу была назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 40% денежного довольствия погибшего. Период получения пенсии по случаю потери кормильца от военного комиссариата Ульяновской области с 01.01.2000 г. по настоящее время. В соответствии со ст. 45 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», истец, как член семьи погибшего ветерана боевых действий, имеет право на повышение в размере 32% расчетного размера пенсии, установленного в размере базовой части трудовой пенсии по старости. На ее обращение о перерасчете пенсии в военный комиссариат Ульяновской области был получен отказ, мотивированный тем, что пенсии повышаются ветеранам боевых действий, а не членам их семей. Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12.02.1993 г. предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии -пенсия по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших и умерших военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст. 43 Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец. Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитывается общее для всех видов пенсий. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг. Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего. Таким образом, данная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членом семьи и назначенной в соответствии с данным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в статье 45 Закона, дающей право на повышение. Этот же вывод вытекает и из содержания статьи 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего. Данное толкование норм материального права дано и Президиумом Верховного суда РФ в его постановлении от 2.02.2000 г. № 213 пв-99 пр. В связи с тем, что ст. 58 Закона № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» гласит: «Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком» считает, что перерасчет пенсии по случаю потери кормильца должен быть осуществлен с момента ее назначения. Просит взыскать с военного комиссариата Ульяновской области в пользу пенсионера МО РФ Кондратьевой Р.А. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца с 01 января 2000 года по настоящее время в размере 32% расчетного размера пенсии из расчета на сегодняшний день (т.е. 3178,54 руб.х32%=1017,14 руб. ежемесячно).Выплачивать с 01.10. 2011 года пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного ст. 45 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г.

В судебное заседание истец Кондратьева Р.А. не явилась, просила о рассмотрении дела без своего участия.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия, в отзыве указал следующее. Как указано в материалах пенсионного дела БУ-36671 Кондратьева О.В., 10 декабря 1994 года офицер был откомандирован для выполнения специального задания в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской республики. В ночь с 31 декабря 1994 года на 01 января 1995года при штурме г.Грозный он пропал без вести. Решением Железнодорожного суда г. Ульяновска от 21 октября 1999 года Кондратьев О.В. признан умершим-погибшим при исполнении обязанностей военной службы.

Пенсия Министерства обороны Российской Федерации по случаю потери кормильца назначена военным комиссариатом Ульяновской области на мать Кондратьеву Р.А. с 01.01.2000г. по настоящее время.

Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

22.06.2011 г. истец обратился в военный комиссариат области с заявлением повысить размер выплачиваемой пенсии на 32% к расчетному размеру с момента назначения. С заявлением не согласны по следующим основаниям.

В Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» № 4468-1 впервые ссылка на Закон «О ветеранах» указана в дополнении к названному Закону в 2002 году (Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 68-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2002 года), где пункт «г» статьи 45 гласит: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а так же ветеранам боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» из числа военнослужащих - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. В этой редакции он действовал до 1 января 2008 года. В последующем на основании Федерального закона от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ пункт «г» статьи 45 был изменен на следующую редакцию: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 3 Федерального закона «О ветеранах» - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Таким образом, если говорить о невыплате повышения пенсии ветерану боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»), то не ранее 1 января 2002 года из расчета минимальной пенсии по старости и с 1 января 2008 года из расчетного размера пенсии.

2. В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Одновременно сообщаю, что выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации отнесено к зоне вооруженного конфликта. В Федеральный Закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 1995г. вышеуказанные дополнения включены с 1 января 2004г. на основании Федерального Закона от 27 ноября 2002г. № 158-ФЗ.

В Раздел Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному Закону «О ветеранах» выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года отнесены с 01.01.2004г.

Самому ветерану боевых действий в Чечне повышение пенсии в размере 100% минимального размера пенсии выплачивалось бы с 1 января 2004 года, а из размера 32% расчетного размера пенсии с 1 января 2008 года. Таким образом, произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения считаю неправомочным, к тому же Кондратьева Р.А. требует произвести повышение пенсии только с учетом 32%,а в данной редакции закон вступил в силу с 01.01.2008 года.

3. Между тем, статья 45 закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» называется «Повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров». Далее в названной статье законодателем приведён исчерпывающий перечень категорий самих пенсионеров (независимо от вида получаемой пенсии), которым за особые заслуги перед Отечеством и народом государство гарантирует повышение уровня пенсионного обеспечения по сравнению с другими пенсионерами, не имеющими аналогичных личных заслуг. Ссылка в ст. 45 Закона на повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров, получающим пенсию по случаю потери кормильца, относится к тем лицам, которые лично принимали участие в боевых действиях.

В связи с изложенным, считает, что требования истца о повышении назначенной пенсии, как ветерану боевых действий, незаконны и необоснованны, т. к. права и льготы, полагающиеся самому ветерану боевых действий не могут автоматически быть перенесены на членов семьи.

Звание «ветеран боевых действий» при жизни погибшему не присваивалось, удостоверение ветерана боевых действий не выдавалось.

В соответствии со ст. 199 Гражданского Кодекса прошу применить срок исковой давности. Просит в удовлетворении исковых требований к военному комиссариату Ульяновской области отказать в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Кондратьев О.В. являлся сыном Кондратьевой Р.А., который 10 декабря 1994 года офицер был откомандирован для выполнения специального задания в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской республики. В ночь с 31 декабря 1994 года на 01 января 1995года при штурме г.Грозный он пропал без вести. Решением Железнодорожного суда г. Ульяновска от 21 октября 1999 года Кондратьев О.В. признан умершим-погибшим при исполнении обязанностей военной службы.

Пенсия Министерства обороны Российской Федерации по случаю потери кормильца назначена военным комиссариатом Ульяновской области на мать Кондратьеву Р.А. с 01.01.2000г. по настоящее время.

В июне 2011 г. истица обратилась в военный комиссариат области с заявлением о повышении размера выплачиваемой пенсий на 32% к расчетному размеру с момента ее обращения. 29.06.2011 г. ей был дан ответ о том, что повышение пенсии на 32% расчетного размера пенсии членам семьи ветерана боевых действий действующим законодательством не предусмотрено.

Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с п. «г» ст. 45 Закона в редакции, действующей в настоящее время, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 3 Федерального закона «О ветеранах» - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. "г" ст. 45 Закона "РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. - пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе, исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Суд полагает, что Кондратьев О.В. относился к лицам, на которые распространяется действие Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. и являлся ветераном боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".

Вышеуказанная ст. 45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного закона.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Таким образом, довод ответчика об отсутствии у истицы права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца является несостоятельным, поскольку указанная надбавка исчисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего военнослужащего и назначенной в соответствии с названным законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в ст.45 закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.

Этот же вывод вытекает из содержания ч.5 ст. 46 того же закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.

Размер недополученной пенсии с 01 января 2004 года по 31 августа 2011 года с учетом индексации на уровень инфляции в потребительском секторе Ульяновской области составляет 61103 руб. 41 коп. и взыскивает указанную сумму с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Кондратьевой Р.А.

Оснований для взыскания задолженности по пенсии с 2000 года не имеется.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации отнесено к зоне вооруженного конфликта. В Федеральный Закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 1995г. вышеуказанные дополнения включены с 1 января 2004г. на основании Федерального Закона от 27 ноября 2002г. № 158-ФЗ.

В Раздел Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному Закону «О ветеранах» выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года отнесены с 01.01.2004г.

На основании положений ст. 333.20 НК РФ считает возможным снизить размер подлежащей уплате в доход местного бюджета госпошлины до 500 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кондратьевой Р.А. удовлетворить в части.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Кондратьевой Р.А. задолженность по пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 января 2004 года по 31 августа 2011 года с учетом индексации в размере 61103 руб. 41 коп.

Обязать Военный Комиссариат Ульяновской области выплачивать Кондратьевой Р.А. с 01 сентября 2011 года пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения на 32% расчетного размера пенсии, установленного в ч.1 ст.46 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-1, бессрочно с последующей индексацией в установленном законом порядке.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в доход местного бюджета госпошлину в размере 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья В.П.Родионова