Дело №2-5600/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 сентября 2011 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: председательствующего судьи Тютькиной З.А., при секретаре Зиганшиной Э.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаева ФИО10, Николаевой ФИО11 к Министерству финансов Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного бездействием государственного органа, У С Т А Н О В И Л : Николаевы ФИО10. и ФИО11 обратились в суд с иском к Министерству финансов Ульяновской области, указывая, что в 2010 г. они обратились к прокурору г. Димитровграда за защитой интересов ребенка-инвалида ФИО2 в связи с нарушением прав на льготное лекарственное обеспечение. Решением Димитровградского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ были признаны незаконными бездействие Министерства финансов Ульяновской области по не обеспечению финансирования Постановления Правительства РФ №890, были возмещены расходы истцов на приобретение лекарств. До настоящего времени ситуация не изменилась. 29.07.11 г. решением Ленинского районного суда г. Ульяновска понесенные истцами расходы на приобретение лекарственных средств для ребенка-инвалида ФИО2, были возмещены. В связи с тем, что ответчиком не обеспечивается реализация гарантированных прав истцов на приобретение бесплатных лекарственных препаратов, истцы испытывают нравственные переживания. Просили суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 100000 руб., расходы по госпошлине в сумме 200 руб. В судебное заседание истец Николаева ФИО11. не явилась, извещена надлежаще о слушании дела. Истец Николаев ФИО10 в судебном заседании на иске настаивал, уточнив, что просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в равнодолевом порядке, по 50000 руб. в пользу каждого из истцов. Пояснения дал, аналогичные доводам, изложенным в иске. Представитель ответчика Гусева ФИО16 в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что 29.07.2011г. Ленинским районным судом г. Ульяновска в части исковых требований Прокурора г. Димитровграда Ульяновской области к Министерству финансов Ульяновской области об обязании Министерства финансов Ульяновской области обеспечить финансирование Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 « О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» было отказано. В мотивировочной части решения суд указал, что порядок обеспечения детей-инвалидов лекарственными средствами урегулирован на законном уровне, данный порядок не нуждается в дополнительном закреплении судебным решением. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в данном вопросе также четко определены. Согласно утвержденным Положениям оба Министерства выполняют свои четко закрепленные за ними функции. Органы исполнительной власти Ульяновской облает л возложенные на них обязанности исполняют в силу закона, в связи, с чем принятие отдельного судебного решения по данному вопросу не требуется. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (далее постановление Пленума № 10 от 20.12.1994) дает разъяснения ст. 151 ГКРФ. Так, п.1 постановления Пленума № 10 от 20.12.1994 рекомендует судам устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. П.3 постановления Пленума № 10 от 20.12.1994 гласит: «В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя». В данном случае, отсутствие вины государственного органа в виде бездействия доказано решением Ленинского районного суда от 29.07.2011года. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела №2-1863/10, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доказательствам, которые представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судом установлено, что ФИО2 является ребенком-инвалидом, в ноябре 2010 года девочка находилась в РРЦ «Детство», где ей выставлен диагноз: Синдром Дауна. Системное недоразвитие речи 2-3 уровень. Доброкачественная внутричерепная гипертензия, компенсация. MAP: ЛХЛЖ. Миопия, астигматизм, амблиопия. Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению №1.В приложении №1 указано, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно. Поскольку ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является ребенком-инвалидом, соответственно ее право на получение бесплатного лекарственного обеспечения гарантировано названным постановлением. Как установлено судом, финансирование затрат на обеспечение бесплатными лекарственными средствами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 на территории г. Ульяновска не обеспечено в 2010 -2011 г.г. Вступившим в законную силу решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 15.11.10 г. были признаны незаконными бездействие Министерства финансов Ульяновской области по не обеспечению финансирования Постановления Правительства РФ №890, были возмещены расходы истцов на приобретение лекарств. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29.07.2011г. в части исковых требований Прокурора г. Димитровграда Ульяновской области к Министерству финансов Ульяновской области об обязании Министерства финансов Ульяновской области обеспечить финансирование Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 « О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» было отказано, в пользу Николаевых с Министерства финансов Ульяновской области за счет средств казны взысканы расходы, затраченные на приобретение лекарственных препаратов. В мотивировочной части решения суд указал, что порядок обеспечения детей-инвалидов лекарственными средствами урегулирован на законном уровне, данный порядок не нуждается в дополнительном закреплении судебным решением. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в данном вопросе также четко определены. Согласно утвержденным Положениям оба Министерства выполняют свои четко закрепленные за ними функции. Органы исполнительной власти Ульяновской облает л возложенные на них обязанности исполняют в силу закона, в связи, с чем принятие отдельного судебного решения по данному вопросу не требуется. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статья 52). Реализуя названные предписания Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в статьях 1069 и 1070 ГК Российской Федерации основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти, в том числе судебной, и их должностных лиц. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. По общему правилу, исходя из норм ст. 1069 ГК РФ, ответственность за убытки, причиненные лицам и их имуществу вследствие незаконных действий государственных органов наступает при наличии следующих условий: неправомерность действий государственных органов, наличие убытков, причиненных лицу или имуществу, причинная связь между неправомерными действиями этих органов и наступившими убытками, виновность государственных органов. В соответствии с действующим законодательством обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются: наличие страданий, т.е. морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательств на иные нематериальные блага, неправомерные действия (бездействие) причинителя вреда, причинная связь между неправомерными действиями и моральным вредом и вина причинителя. Однако совокупность этих элементов отсутствует, поскольку ответчиком не совершено каких-либо противоправных действий по отношению к истцам: не причинены ни физические, ни нравственные страдания, не совершено действий посягающих на нематериальные блага (неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.д.), не нарушены их личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и др.). Истцами не предоставлено суду доказательств, подтверждающих факт причинения нравственных или физических страданий, какими действиями ответчика они нанесены и степень вины причинителя. Как указано выше, возмещение вреда за счет средств казны возможно лишь при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истцов неблагоприятными последствиями. Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Истцом Николаевым ФИО10 в суде не оспаривалось, что причинение морального вреда он обуславливает необходимостью несения материальных затрат на приобретение лекарственных препаратов для ребенка-инвалида, которыми он должен быть обеспечен бесплатно. Таким образом, истцы не представили суду доказательств причинения ему морального вреда (физических и нравственных страданий) действиями, нарушающими их личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, то есть не представлено доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими у истцов неблагоприятными последствиями. Более того, нарушенные имущественные права истцов восстановлены в судебном порядке, вышеуказанными решениями судов в их в пользу взысканы понесенные расходы. Учитывая изложенное, заявленные Николаевыми исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме. Поскольку в иске истцам отказано, не подлежат возмещению в их пользу судебные расходы, согласно ст.98 ГПК РФ. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Николаева ФИО10, Николаевой ФИО11 к Министерству финансов Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного бездействием государственного органа, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней. Судья З.А. Тютькина