об устранении недостатков дорог



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2011 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Алексеевой Е.В.,

при секретаре Карповой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска об устранении нарушений требований безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеназванным исковым требованием, указав, что прокурорской проверкой соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, о безопасности дорожного движения в деятельности мэрии г. Ульяновска выявлены следующие нарушения. По <адрес> от дома до дома , напротив домов выявлены нарушения требований государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от ДД.ММ.ГГГГ составленному государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску Сейфиным Р.Р. с участием помощника прокурора Желтова О.И. участок дороги по указанной улице эксплуатируется с нарушением обязательных требований государственных стандартов.

Имеются участки дороги с повреждениями проезжей части, превышающие предельные размеры отдельных просадок и выбоин- норма по длине не более 15 см, по ширине не более 60 см., глубине- 5 см. При этом, фактически в ходе проверки выявлены выбоины напротив дома по <адрес> имеется выбоина длиной 74 см, шириной 91 см, глубиной 10 см, напротив дома по <адрес> длиной 68 см, шириной 90 см, глубиной 8 см, от дома до дома по <адрес> имеются многочисленные выбоины, не соответствующие ГОСТ Р 50597-93.

На основании п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к числу вопросов местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения. При этом, как следует из содержания п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ, под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В свою очередь, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ). На основании п. 5 ч. 6 ст. 37 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа - компетенция мэрии г. Ульяновска. Однако исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения не исполняются. Согласно п. 1. ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Просят в судебном порядке обязать мэрию г. Ульяновска произвести участок дороги напротив домов по <адрес>, от дома до дома по <адрес> в г. Ульяновске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93.

Представитель истца – помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Спиридонов Е.А. в судебном заседании не присутствовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на иске настаивает.

Представитель ответчика – Мэрии г. Ульяновска и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска Денисова А.Ю. действующая на основании доверенностей в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Представила в суд письменный отзыв на иск, в котором исковые требования не признала, пояснила, что для решения вопросов местного значения в области дорожной деятельности, организации благоустройства, создания условий для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения в границах МО «Г. Ульяновск», решением Ульяновской Городской Думы №48 от 25 мая 2009 года был создан Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска, который является отраслевым ( функциональным) органом мэрии города. Комитет является самостоятельным юридическим лицом, следовательно, применимы правила деятельности юридических лиц. Прокуратура не приводит доказательств того, что в результате выявленных нарушений произошли дорожно-транспортные происшествия, соответственно не доказано, что выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья граждан, пользующихся данной дорогой. Вопросами утверждения средств из бюджета занимается Городская Дума, а не мэрия г. Ульяновска, поэтому самостоятельное выделение дополнительных денежных средств не возможно, так как это не входит в компетенцию мэрии. Автомобильная дорога по указанной улице была передана на основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ за для содержания и обслуживания МУП «Ульяновскдорремсервис». Предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в г. Ульяновске. Следовательно, именно указанная подрядная организация должна нести ответственность за выявленные нарушения состояния дорог. Просит отказать прокурору в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица- УГИБДД УВД по г. Ульяновску Сейфин Р.Р. в судебном заседании поддержал доводы истца, настаивал на удовлетворении иска. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ им был обследован участок дороги по <адрес> в г. Ульяновске, согласно которому ранее выявленные нарушения не устранены.

Представитель 3-го лица МУП «Ульяновскдорремсервис» в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. ст. 21, 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ленинского района города Ульяновска, имеет право обратиться в суд с заявлением об устранении нарушений законодательства, угрожающих жизни и здоровью людей.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К числу полномочий мэрии г. Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования «город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, в силу действующего законодательства лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне, является мэрия города Ульяновска.

Согласно акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от ДД.ММ.ГГГГ, составленному государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УВД по г. Ульяновску с участием помощника прокурора Желтова О.И. участок дороги по <адрес> в г. Ульяновске эксплуатируется с нарушением обязательных требований государственных стандартов. Фактически выявлены выбоины напротив дома по <адрес> длиной 74 см, шириной 91 см, глубиной 10 см, напротив дома по <адрес> длиной 68 см, шириной 90 см, глубиной 8 см, от дома до дома по <адрес> имеются многочисленные выбоины, не соответствующие ГОСТ Р 50597-93.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ недостатки не устранены.

МУП «Ульяновскдорремсервис» приняло на себя обязательство выполнять работы по содержанию автомобильных дорог, в том числе дорог по <адрес> в г. Ульяновске. Контракт выполняется в пределах финансирования и утвержденной заказчиком локальной сметы.

Финансирование по данным работам производится за счет городского бюджета в рамках заключенного муниципального контракта.

Требования Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р 50597-93), введённого в действие Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993г. №221, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, на что прямо указано в ГОСТе.

Выявленные нарушения не только создают неудобства при передвижении, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровью граждан. Исходя из содержания п. 1 ГОСТ Р 50597-93, его нормы являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

На созданное мэрией в рамках своих полномочий –МУП «Ульяновскдорремсервис» действительно возложены обязанности по ремонту и содержанию дорог города, однако данное предприятие в силу гражданско- правовых отношений ответственно за ненадлежащее выполнение задач только перед органом местного самоуправления, тогда как заявленный прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ иск направлен в защиту неопределенного круга лиц, в основном жителей Ленинского района, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения, возложена на Мэрию г.Ульяновска.

Требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение требований ГОСТ Р 50597-93 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» за №196-ФЗ от 10.12.1995 года, определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно указанному Федеральному закону, организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает необходимым возложить на мэрию г. Ульяновска обязанность привести участок дороги по <адрес> напротив дома от дома до дома в г. Ульяновске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в срок до 30.11.2011 года.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц- удовлетворить.

Возложить на мэрию г. Ульяновска обязанность привести участок дороги напротив домов по <адрес>, от дома до дома по <адрес> в г. Ульяновске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 в срок до 30.11.2011 года.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья: Е.В. Алексеева