по иску прокурора в интересах граждан



Дело № 2-4228/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2011 года г.Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе: судьи Алексеевой Е.В.,

при секретаре Карповой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Ульяновской области о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество.

Исковые требования мотивированы следующим. В ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что на территории МО «Коптевское сельское поселение» в 1 км к северу от с. Алакаевка расположен скотомогильник (яма Беккари), эксплуатирующийся ООО «Возрождение», жителями с. Алакаевка, с. Лобановка.

В ходе проверки установлено, что скотомогильник (Яма Беккари) соответствует требованиям «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от04.12.1995 за № 13-7-2/469 (далее - Правила).

Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечения экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной среды.

Согласно ч. 3 ст. Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам.

Однако в нарушение указанных требований законодательства санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильник (яму Беккари), расположенный на территории МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области отсутствует.

Вследствие бесхозяйности скотомогильника не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому соблюдение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 названного Закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Согласно п. 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 № 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривают обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области безхозяйного места захоронения биологических отходов.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области не передавались.

Согласно ст.12 Закона Ульяновской области № 043-ЗО от 09.06.2005 «О Правительстве Ульяновской области» Правительство Ульяновской области в пределах компетенции Ульяновской области участвует в проведении единой государственной политики по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и обеспечению населения информацией о состоянии окружающей среды.

Скотомогильник, находящийся на территории МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области фактически является бесхозным, порядок его использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника (ямы Беккари) как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Ульяновской области.

Существование на территории поселения скотомогильника в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей. Таким образом, бездействие Правительства Ульяновской области по не постановке на учет бесхозного скотомогильника (ямы Беккари), непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.

В связи с вышеизложенным Прокурор Новоспасского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц просит суд обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет безхозяйного недвижимого имущества в виде скотомогильника (ямы Беккари), расположенного в 1 км к северу от с. Алакаевка Новоспасского района Ульяновской области, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области.

Представитель прокуратуры в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания извещался.

Представитель ответчика - Правительства Ульяновской области в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что из материалов дела не следует, что прокуратурой проводилась проверка исполнения требований ветеринарно-санитарного и природоохранного законодательства.

Из содержания искового заявления усматривается, что вышеуказанный объект недвижимости эксплуатируется ООО «Возрождение». В материалах, приложенных к исковому заявлению, содержится ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник или биотермическую яму №3 от 09 июня 2007 года, где в п. 3 владельцем объекта указывается ООО «Возрождение».

В соответствии с п.6.1 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469) скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет.

Следовательно, скотомогильник, расположенный в 1 км к северу с. Алакаевка Новоспасского района Ульяновской области не может быть отнесен к числу бесхозных объектов недвижимости.

Правительство Ульяновской области заявленные требования не признает и считает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу.

В соответствии с п. «з» ч.1 ст.72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с Федеральным Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» расходным обязательством РФ является осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, расходным обязательством субъектов РФ является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий. Законодатель не определил, к чьим обязанностям относится обустройство скотомогильников (ям Беккари), в этой связи данная обязанность является расходным обязательством РФ. В части касающейся мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий также не определено, что обустройство скотомогильников (ямы Беккари) входит в вышеуказанную систему мер.

Указание на п.п. «ц» п.2 ст.26.11 Федерального закона № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на то, что в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы), не может свидетельствовать о возложении обязанности по обустройству скотомогильников на Правительство Ульяновской области.

Таким образом, Российская Федерация не предусматривает наделение полномочиями субъекта Российской Федерации по обустройству бесхозяйного недвижимого имущества в виде скотомогильника (ямы Беккари).

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для муниципальных образований предусмотрена возможность иметь в муниципальной собственности объекты, необходимые для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе и биологически-социальных чрезвычайных ситуаций.

С учетом изложенного иск прокурора не подлежит удовлетворению.

Представители третьего лица Департамента ветеринарии Ульяновской области в судебном заседании поддержали позицию ответчика, указав следующее.

Скотомогильник (яма Беккари), расположенный на территории Новоспасского района Ульяновской области – в 1 км к северу от с. Алакаевка эксплуатируется ООО «Возрождение». Данный скотомогильник (яма Беккари) соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

В ОГУ «Новоспасская районная станция по борьбе с болезнями животных» имеется современная установка для биологических отходов (крематор), позволяющая жителям района осуществлять надлежащее уничтожение биологических отходов.

В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Возрождение» пояснил, что скотомогильник (яма Беккари) в 1 км к северу от с. Алакаевка действительно эксплуатируется ООО «Возрождение» по согласованию с Администрацией МО «Коптевское сельское поселение». ООО «Возрождение» привело скотомогильник с соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, несет расходы на его содержанию. Однако данный скотомогильник не принадлежит ООО «Возрождение», не учтен в основных средствах предприятия.

Представители третьих лиц - Администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ульяновской области, Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на территории МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области – в 1 км к северу от с. Алакаевка расположен скотомогильник (Яма Беккари). Эксплуатацию данного скотомогильника осуществляет ООО «Возрождение».

Согласно Ветеринарно-санитарной карточке на скотомогильник или биотермическую яму №3 по состоянию на 09.06.2007 года, на 09.06.2007 года скотомогильник (Яма Беккари) в 1 км к северу от с. Алакаевка не соответствовал Ветеринарно-санитарным правилам (яма Беккари не обвалована, не огорожена, не оборудованы ворота, ров, переходные мостки).

По результатам проверок, в частности последней от 18 мая 2011 года установлено, что данный скотомогильник соответствует Ветеринарно-санитарным правилам.

Из материалов настоящего гражданского дела не следует, что существующие в настоящее время в Новоспасском районе сельхозпроизводители, на чьей территории находится скотомогильник (яма Беккари), владели федеральной собственностью, наделялись имуществом, являющимся федеральной собственностью. Спорный скотомогильник не учтен на балансе муниципальных образований Новоспасского района Ульяновской области.

Доказательства принадлежности скотомогильника на праве собственности ООО «Возрождение», суду не представлены.

Суду не представлены сведения о принадлежности земельного участка, на котором расположен скотомогильник.

Согласно сообщениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновского областного государственного унитарного предприятия бюро технической инвентаризации вышеуказанный скотомогильник не учтен в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Ответчиком не представлены суду сведения о том, что спорный скотомогильник включен Департаментом государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в Реестр объектов государственной собственности Ульяновской области.

Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановление природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде; на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил, вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со ст.ст. 42, 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ; запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

В силу статьи 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозных вещей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.03г. № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления в территориальный орган Федеральной службы.

Однако в связи с тем, что скотомогильники не могут находиться в муниципальной собственности, следовательно, они не могут быть постановлены на учет в качестве бесхозяйного имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Доказательств отнесения данного скотомогильника к федеральному имуществу, к собственности Российской Федерации со стороны ответчика – Правительства Ульяновской области, суду не представлено. Из исследованных судом доказательств усматривается, что спорный скотомогильник не является собственностью Российской Федерации, так как не возводился на средства федерального бюджета, на балансе юридических лиц, относящихся к федеральной собственности, не находился, средства на его содержание из федерального бюджета не выделялись.

Таким образом, скотомогильник (яма Беккари), расположенный в 1 км к северу от с. Алакаевка Новоспасского района Ульяновской области, должен быть поставлен на учет как имущество, являющееся объектом государственной собственности Ульяновской области.

Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Правительство Ульяновской области.

К такому выводу суд пришел и в связи со следующим.

Согласно п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

В Приложении № 1 к данному постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники не указаны.

Не указаны скотомогильники и в Приложении № 2, где перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В приложении № 3 перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Скотомогильники, как указывалось ранее, в муниципальной собственности находиться не могут.

Следовательно, скотомогильники относятся к государственной собственности, а именно, собственности субъекта Российской Федерации – Ульяновской области.

В связи с тем, что объект недвижимого имущества – скотомогильник, расположенный в 1 км к северу от с. Алакаевка Новоспасского района Ульяновской области, до настоящего времени не значится в реестре государственной собственности Ульяновской области, что подтверждается сообщением Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, следовательно, он должен быть поставлен на учет, но не в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области как просит прокурор, а в Реестре государственной собственности Ульяновской области.

Поэтому суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования частично - возложить обязанность на Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет как объекта государственной собственности Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника (ямы Беккари), расположенного в 1 км к северу от с. Алакаевка Новоспасского района Ульяновской области.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет как объекта государственной собственности субъекта Российской Федерации - Ульяновской области недвижимого имущества – скотомогильника (ямы Беккари), расположенного в 1 км к северу от с. Алакаевка Новоспасского района Ульяновской области.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья Е.В. Алексеева