захват мест общего пользования



Дело № 2-4053/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июля 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе: судьи Рыбалко В. И.,

при секретаре Копьевой М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майбороды А.Д. к Ульяновскому областному государственному унитарному предприятию бюро технической инвентаризации о возложении обязанности устранить недостатки выполненной работы, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Майборода А. Д. обратился в суд с иском к Ульяновскому областному государственному унитарному предприятию бюро технической инвентаризации (УОГУП БТИ) о возложении обязанности устранить недостатки выполненной работы, взыскании компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы следующим. Истцу на праве собственности принадлежит <адрес> в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Истец обратился в УОГУП БТИ с заявкой на составление технического и кадастрового паспортов вышеуказанного жилого помещения. За данную услугу истец уплатил 603 руб. Исполнение услуги оформлено актом выполненных работ. Запрашиваемые документы были выданы истцу ДД.ММ.ГГГГ. Однако данные документы содержат недостоверные сведения, так как в них внесено общее имущество собственников многоквартирного жилого дома. Так, в техническом паспорте в состав квартиры истца включены подсобное помещение , тамбур , являющиеся частью лестничной площадки. В кадастровом паспорте указанные помещения также включены в состав квартиры истца, хотя указанные помещения не приобретались в собственность истца. Кроме того, границы квартиры истца определены решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ.

Вышеуказанные неправомерные действия ответчица препятствуют истцу в совершении сделок с принадлежащим ему имуществом.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику претензию с требованием устранения недостатков, однако данная претензия была ответчиком проигнорирована.

Майборода А. Д. просит суд обязать УОГУП БТИ безвозмездно устранить недостатки выполненной работы, предоставив истцу технический и кадастровый паспорта на квартиру с достоверными сведениями в установленных ранее границах, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20000 руб.

В судебном заседании истец Майборода А. Д. поддержал исковые требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что ему на праве общей долевой собственности принадлежит ? доля квартиры по адресу: <адрес>. Перед входом в квартиру истца имеется тамбур, созданный путем установки металлической перегородки с металлической дверью. В металлической двери имеется замок. Слева от входа в квартиру истца расположено подсобное помещение общего пользования – бывшая колясочная. Дверь в подсобное помещение оборудовано замком.

Ответчик необоснованно, неправомерно, руководствуясь субъективным суждением, включил подсобное помещение и тамбур в состав квартиры истца. Указанные помещения относятся к общему имуществу многоквартирного жилого дома. Так, установка в дверях подъездов кодовых замков не лишает подъезды статуса мест общего пользования. Действия ответчика противоречат решению Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика - УОГУП БТИ иск не признал, указал, что по заявке истца техником УОГУП БТИ была проведена техническая инвентаризация <адрес> в <адрес>. В ходе технической инвентаризации установлено, что истец увеличил площадь квартиры за счет образования из мест общего пользования подсобного помещения № 9 и тамбура № 10. Согласно первичной технической инвентаризации данные помещения являлись частью мест общего пользования многоквартирного жилого дома.

УОГУП БТИ, являясь государственным предприятием, осуществляет установленную государством функцию по проведению технической инвентаризации недвижимого имущества. Проведение технической инвентаризации осуществляется в форме осмотров недвижимого имущества. Техник обязан фиксировать увиденное им реальное состояние помещения, он не имеет право «закрыть глаза» на реальное положение и произвести техническую инвентаризацию в том виде, в каком этого требует заказчик. Кроме того, на УОГУП БТИ возложена обязанность информировать органы местного самоуправления обо всех выявленных фактах незаконных перепланировок, реконструкций и строительства.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, гражданское дело № 2, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Майбороды А. Д. к мэрии г. Ульяновска о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии установлено, что согласно данным технического паспорта на квартиру по адресу: <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в квартире имеется перепланировка - позиция 8 - кухня - увеличение площади. Позиция 7 - коридор -уменьшение площади. Позиция 9 - подсобная и позиция 10 - тамбур - из обще­го имущества дома. Данная перепланировка произведена истцом без согласо­вания с органом местного самоуправления и без получения разрешений и со­гласований с компетентными органами.

Истцом представлен в суд рабочий проект произведенной в квартире перепланировки, составленный ООО «ТДЛ АнТа» по факту. Согласно данному проекту конструктивные решения, принятые в рабочих чертежах, соот­ветствуют требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожар­ных и других норм, действующих на территории РФ, и обеспечивают безопас­ную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении пре­дусмотренных рабочими чертежами мероприятий.

Суд, со ссылкой на ст. 36 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ), отказал истцу в удовлетворении требова­ний о сохранении перепланировки квартиры в виде присоединения к квартире подсобного помещения и тамбура, устроенных из мест общего пользования много­квартирного дома.

Судом установлено, что Майбороде А. Д. на праве общей долевой собственности принадлежит ? доля четырехкомнатной квартиры общей площадью 75,24 кв. м., расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от ДД.ММ.ГГГГ. Сособственником указанной квартиры является ФИО2.

По заказу истца УОГУП БТИ составлены технический и кадастровый паспорта на квартиру по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В данных документах отражено наличие в квартире истца самовольной перепланировки – увеличение площади квартиры за счет мест общего пользования путем образования подсобного помещения № 9 и тамбура № 10.

Из представленных ответчиком материалов инвентарного дела следует, что ранее помещения №№ 9 и 10 в квартире истца являлись частью мест общего пользования жилого дома.

Присоединение подсобного помещения № 9 и тамбура № 10 к квартире истца подтверждается материалами гражданского дела – исковым заявлением Майбороды А. Д., рабочим проектом перепланировки квартиры по адресу: <адрес>, выполненным ООО «ТДЛ АнТа».

В силу ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Согласно п.п.1, 3 Положения о государственном учет жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2008), утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 (ред. от 04.09.2000) прихожая (передняя) - часть помещения, имеющая непосредственный выход на лестницу, коридор общего пользования и т.п.

Тамбур - проходное пространство между дверями, служащее для защиты от проникновения холодного воздуха, дыма и запахов при входе в здание, лестничную клетку или другие помещения (приложение N 1 обязательное, СНиП 2.08.01-89*).

Из материалов дела, пояснений истца усматривается, что выход из его квартиры на лестничную клетку производится через тамбур № 10. В тамбур ведет дверь подсобного помещения № 9. Установив двери с замками, истец самовольно ограничил общее пользование помещениями № 9 и № 10, фактически присоединив их к своей квартире.

На правоотношения сторон распространяет действие Закон РФ «О защите прав потребителей».

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

В силу ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

По мнению суда, истцом не представлены доказательства несоответствия действительности составленных УОГУП БТИ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ технического и кадастрового паспортов на квартиру по адресу: <адрес>.

В связи с этим, суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению исковое требование Майбороды А. Д. о возложении на УОГУП БТИ обязанности безвозмездно устранить недостатки выполненной работы, предоставив истцу технический и кадастровый паспорта на квартиру с достоверными сведениями в установленных ранее границах.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку суд не усматривает в действиях УОГУП БТИ нарушения законных прав и интересов истца, суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению исковое требование о взыскании с УОГУП БТИ в пользу Майбороды А. Д. компенсации морального вреда в размере 20000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Майбороды А.Д. к Ульяновскому областному государственному унитарному предприятию бюро технической инвентаризации о возложении обязанности устранить недостатки выполненной работы – предоставить Майбороде А.Д. технический и кадастровый паспорта на <адрес> в <адрес> с достоверными сведениями в установленных ранее границах, взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 руб. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней.

Судья В. И. Рыбалко