о выдаче сертификата



Дело № 2-5568/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2011 г г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего судьи Давыдовой Т.Н., при секретаре Корчагиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карсунского района Ульяновской области в интересах Карпуниной А.Г. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании отказа о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья незаконным, обязании выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на предоставление жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Карсунского района Ульяновской области, действуя в интересах Карпуниной А.Г., обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав следующее.

Проведенной прокуратурой Карсунского района проверкой в деятельности Министерства труда и социального развития Ульяновской области установлены нарушения требований законодательства, регламентирующего государственную помощь и социальную защиту ветеранов Великой отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающим пенсию: по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной воины обеспечиваются жильем независимо от их имущест­венного положения.

В соответствии с пунктом 11 статьи 23.2 Федерального закона 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жи­лых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приоб­ретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса РФ также установлено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В настоящее время на территории Ульяновской области вышеназванные правоотношения регулируются законом Ульяновской области от 06.05.2006 №49-30 «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан, нуждающихся в помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее - Закон), а также постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений» (далее - Порядок).

В соответствии со статьей 2 Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области.

. Постановлением администрации МО «Языковское городское поселение» от 27.09.2010 № 121 Карпунина А.Г., являющаяся вдовой умершего участника Великой отечественной войны Карпунина Н.С., была признана нуждающейся в жилом помещении

Решением заседания рабочей группы Министерства труда и социального развития Ульяновской области по вопросам обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от 14.04.2011 №19, Карпуниной А.Г. было отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на основании статьи 53, пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного Кодекса ввиду того, что она, продав 27.04.2007 принадлежащий ей жилой дом, преднамеренно ухудшила свои жилищные условия и не истек пятилетний срок с момента отчуждения жилого помещения.

Однако отказ Карпуниной А.Г. в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья нельзя считать законным.

Так в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помеще­ниях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Пунктом 6 Федерального закона от 21.12.2009 № 327 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»» (далее - Закон) определено внести следующие изменения в названный Закон: в подпункте 4 пункта 1 статьи 21. слова «и вставших на учет до 1 марта 2005 года» исключить, слова «Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, и члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ве­теранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспе­чиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации» заменить словами «Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечествен­ной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством.

Таким образом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального Закона «О ветеранах» (в редакции от 21.12.2009) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечествен­ной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Как установлено проведенной проверкой, Карпунина А.Г. совершила действия по отчуждению принадлежащего ей жилого помещения 27.04.2007, то есть за долго до внесения вышеуказанных изменений в Федеральный закон «О ветеранах», и в отсутствие намерения приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, что свиде­тельствует об отсутствии в ее действиях умысла на преднамеренное ухудшение жилищных условий, а также неправомерности отказа Министерством труда и социального развития Ульяновской области Карпуниной А.Г. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на основании статьи 54 Жи­лищного кодекса РФ.

06.07.2011 года Карпунина А.Г. обратилась в прокуратуру Карсунского района с заявлением о восстановлении своего нарушенного права.

Право прокурора обратиться в данном случае в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав и иных непосредственно связанных с ним отношений, включая социальное обеспечение, установлено ст. 45 ГПК РФ, пунктом 4 статьи 27, статьей 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»

На основании изложенного прокурор просит суд признать отказ Министерства труда и социального развития Ульяновской области в выдаче Карпуниной А.Г. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья незаконным. Обязать ответчика выдать Карпуниной А.Г. свидетельство о приобретении социальной выплаты на приобретение жилья.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска поддержал иск, обосновав его обстоятельствами, изложенными в исковом заявлении.

Истец Карпунина А.Г. просит рассмотреть дело в ее отсутствие, будучи ранее опрошена, просила удовлетворить иск, пояснив, что после перенесенной в марте 2007 г. операции на глаз, вынуждена была переехать жить к дочери. Дом, в котором она проживала, не имел центрального отопления и водоснабжения, приходилось топить дровами, а после возращения из больницы вышла из строя печь. Какие-либо нагрузки после операции ей были противопоказаны, жить самостоятельно в доме без удобств не могла. Дом решила продать. В настоящее время хотела бы иметь отдельное жилье.

Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Ульяновской области Зинченко В.С. просила в иске отказать. Пояснив, что согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно представленным документам Карпунина А.Г. продала имеющийся у нее в собственности дом по адресу: <адрес> общей площадью 63 кв.м. 27.04.2007. В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек срок предусмотренный ст. 53 ЖК РФ. Карпуниной А.Г. намеренные действия по ухудшению жилищных условий были совершены в апреле 2007 г.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Карпунина А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Карпунина Н.С.

Постановлением Главы администрации муниципального образования Языковское городское поселение от 27 сентября 2010 г. № 121 Карпунина А.Г. была признана нуждающейся в жилом помещении

Решением заседания рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Карпуниной А.Г. отказано в выдаче Свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья с указанием, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, продав в 2007 г. свой дом.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» Федерального закона от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Согласно подпункту 2 п. 3, п.3., п. 3.1 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 данной статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

С 29 марта 2007 г. по настоящее время Карпунина А.Г. зарегистрирована и проживает в квартире жилой площадью <адрес> кв.м. по адресу: <адрес>. В указанной квартире по месту жительства зарегистрированы: истица, ее дочь Назарова Л.Г., зять Назаров А.А., и внучка Назарова Т.А. Указанная квартира на праве общей долевой собственности принадлежит Назарову А.А. (1/2 доля) и Назаровой Л.Н. (1/2 доля).

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ Назарова Л.Н., действующая от имени Карпуниной А.Г. по доверенности продала жилое помещение в виде двух жилых домов, находящихся в р.<адрес> <адрес>. И расположенных на земельном участке размером 615 кв.м., предоставленном Карпуниной А.Г. в аренду. Согласно технического паспорта на жилой дом, составленного Ульяновским областным государственным унитарным предприятием технической инвентаризации по состоянию на 23 января 2007 г. на указанном земельном участке расположены один жилой бревенчатый дом, один жилой шлакобетонный дом общей площадью 63,05 кв.м., в том числе жилой площадью 33,64 кв.м.

Согласно ответу <данные изъяты> на запрос суда Курпунина А.Г. действительно проходила стационарное лечение в указанном учреждении в отделении микрохирургии глаза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ей была проведена факоэмульсификация катаракты левого глаза с имплантацией искусственного хрусталика. Пи выписке были даны рекомендации по дельнейшему амбулаторному лечению и соблюдению охранительного режима в течение 1 месяца.

Учитывая указанное обстоятельство, возраст истица на момент продажи жилого дома (79 лет) суд находит доводы истца о вынужденном переезде в квартиру дочери обоснованными.

На момент продажи истцом жилого дома, норма подпункта 4 пункта 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», действовавшая в редакции. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ не предусматривала возможность обеспечения членов жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны независимо от их имущественного положения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Карпунина А.Г. продала принадлежащий ей жилой дом без намерения ухудшить свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В соответствии с п.2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

Решением Совета депутатов муниципального образования Языковское городское поселение от 30.03.2010 № 11 установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере 17 кв.м. общей площади на одного человека.

Обща площадь жилого помещения, в котором в настоящее время проживает истица, составляет менее учетной нормы общей площади на одного человека 12.)(3 кв.м. (48,12 : 4).

В связи с чем, отказ Министерства труда и социального развития Ульяновской области в выдаче Карпуниной А.Г. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на основании ст. 54 Жилищного кодекса РФ является необоснованным. Иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 196, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Карсунского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать отказ Министерства труда и социального развития Ульяновской области в выдаче Карпуниной А.Г. свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья незаконным.

Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области выдать Карпуниной А.Г. свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Н. Давыдова