о возмещении вреда здоровью



Дело 2-4492/11 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2011 г. г.Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи З.А.Тютькиной,

с участием прокурора Карабанова А.С.,

при секретаре Зиганшиной Э.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алмазова ФИО3 к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда, причинённого здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Истец Алмазов ФИО3 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением. Исковые требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и повторно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ- бессрочно, истцу была установлена 2 группа инвалидности с утратой 60% трудоспособности. На основании Постановления Правительства РФ от 8 июня 2001г. № 455 (в ред. от 24.08.2002г. № 629) Военный комиссариат Ульяновской области выплатил истцу недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью за период со 02 июня 1998г. по 14 февраля 2001г. исходя из его денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка. По своей инициативе Военный комиссариат Ульяновской области назначил истцу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 15.02.2001г. исходя из твёрдой денежной суммы в размере 1000руб. Назначив истцу ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме в соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ с 15 февраля 2001 года, ответчик занизил размер указанной выплаты, что привело к ухудшению его материального положения, поскольку размер возмещения вреда, исчисленный исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности и подлежащий выплате с 1 января 2001 года составлял 2022,71руб., что значительно превышает размер ежемесячной денежной компенсации, которая была назначена ему как инвалиду третьей группы - 1000руб. Истец полагает, что после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ ответчик должен был производить выплату денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, исчисленный исходя из денежного довольствия и степени утраты трудоспособности. 16 февраля 2011г. истец обращался в Военный комиссариат Ульяновской области с письменным заявлением о перерасчете размера возмещения вреда здоровью исходя от его заработка (денежного довольствия). Военный комиссариат Ульяновской области о назначении ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из его заработка (денежного довольствия) отказал. В связи с тем, что период выплаты, перерасчет выплат в возмещение вреда здоровью исходя из заработка и коэффициенты увеличения заработка, являются иным предметом и рассматриваются по другим основаниям, то истец имеет право вновь обратится в суд с исковыми требованиями о восстановлении его конституционных прав. Просил суд единовременно взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Алмазова ФИО3 недополученную сумму по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001г. по 30.06.2011г. в размере 168629,78руб., за счёт средств федерального бюджета. Ежемесячно взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Алмазова ФИО3 в возмещение вреда здоровью в размере 9759,94руб., начиная с 01.07.2011г. - бессрочно, за счёт средств федерального бюджета с последующей индексацией в соответствии с законодательством.

Истец в судебном заседании не участвовал, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Дегтярев ФИО13. уточнил исковые требования, просил суд единовременно взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Алмазова ФИО3 недополученную сумму по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001г. по 31.08.2011г. в размере 391442,82руб., за счёт средств федерального бюджета. Ежемесячно взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Алмазова ФИО3 в возмещение вреда здоровью в размере 12729,12 руб., начиная с 01.09.2011г. - бессрочно, за счёт средств федерального бюджета с последующей индексацией в соответствии с законодательством. Пояснил, что согласно ст. 15 среднемесячный заработок за указанный в статье 14 настоящих Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12. Если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях, (в ред. Федерального закона от 24.11.95 № 180-ФЗ). На основании приказа Главнокомандующего Сухопутными Войсками от 16.12.1991г., приказом командира части от 29.02.1992г. № 51 подполковника Алмазова В.И. - командира части по ст. 59 п. б (по болезни) с 27 апреля 1992 года был уволен из рядов Вооруженных Сил (исключен из списков части и всех видов обеспечения). С ДД.ММ.ГГГГ Военным комиссариатом Ульяновской области назначена истцу пенсия за выслугу лет из увеличенного на коэффициенты размера денежного довольствия Алмазова ФИО3 который составлял 41141,67руб. в месяц (оклад по воинскому званию -8000 + должностной оклад -18500 + надбавка за выслугу лет 30% -7950 + продовольственный паек -6691,67), согласно расчета (стр.1 пенсионного дела) на имя ФИО3 Размер денежного довольствия Алмазова ФИО3. Военным комиссариатом Ульяновской области был определен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» и на 27.04.1992г. (на день увольнения) составлял 41141,67 руб. в месяц, что подтверждается сведениями в материалах пенсионного дела на имя Алмазова ФИО3. Учитывая, что апрель 1992 года был последним месяцем службы Алмазова ФИО3 и с 27.04.1992г. ему была назначена пенсия, что подтверждается заявлением о назначении пенсии, следовательно, указанный размер денежного довольствия в силу ст. 15 Правил является заработком в новых условиях и должен применяться для расчета суммы возмещения вреда.

Представитель ответчика в судебном заседании не участвовала, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В представленном отзыве на иск указала, что Алмазов ФИО3 является пенсионером МО РФ с ДД.ММ.ГГГГ и получает пенсию за выслугу лет (21г.). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ- бессрочно была установлена 2 группа инвалидности с утратой 60% трудоспособности. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы Алмазову ФИО3. назначается и выплачивается в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года. После 15.02.2001г. в действие вступил ФЗ от 12.02.2001г. №5-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Законодатель перестал отождествлять возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, с возмещением вреда, причиненного в связи с трудовыми отношениями. Алмазову ФИО3 была назначена сумма возмещения вреда здоровью по ст. 14 п. 15 в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (№ 1244 -1 от 15.05.1991 г.). Требования Алмазова ФИО3 о выплате недополученных сумм по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровья за период с 15.02. 2001г. по 30.06.2011г. являются несостоятельными, т.к. ежемесячная денежная выплата в возмещение вреда здоровью была изначально (с 15.02.2001г.) определена Алмазову ФИО3., исходя из твердой денежной суммы в размере 1000,00 руб. В личном деле отсутствуют заявления первичного обращения о выплатах в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (№ 1244 -1 от 15.05.1991г.), в которых указывалась бы просьба назначать ВВЗ с учетом заработной платы и утраты его трудоспособности. Таким образом, в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (№ 1244 -1 от 15.05.1991 г.) по ст.14 п. 15 все выплаты возмещения вреда здоровью Алмазову ФИО3 производились верно.

Выслушав представителя истца, заключение прокурора, полагавшего требования истца подлежащими удовлетворению, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Судом установлено, что Алмазов ФИО3. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и повторно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ- бессрочно, истцу была установлена 2 группа инвалидности с утратой 60% трудоспособности.

Заключением судебной медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в рамках рассматриваемого спора, степень утраты профессиональной трудоспособности Алмазова ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время 60% утраты профессиональной трудоспособности. Степень ограничения к трудовой деятельности вторая.

На основании пункта 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью.

Алмазову ФИО3 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата денежных сумм возмещения вреда не производилась, за их назначением он не обращался.

15 февраля 2001 года Военным комиссариатом Ульяновской области Алмазову ФИО3 была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, исходя из твердой денежной суммы в размере 1000 руб., как инвалиду третьей группы вследствие чернобыльской катастрофы, с учетом индексации ответчиком суммы возмещения вреда здоровью ее размер в настоящее время составляет 7969 руб. 47 коп.

Истец обращался в суд с иском об индексации сумм возмещения вреда здоровью.

Решением Ленинского районного суда от 17.10.2003г. возмещение вреда здоровью в сумме 1000руб. была проиндексирована с 01.01.2002г. на индекс прожиточного минимума 1,17 и с 01.01.2003г. на индекс 1,2. Сумма выплаты составила 1000руб х1,17x1,2=1404руб.

Данное решение было отменено по вновь открывшемся обстоятельствам.

Решением Ленинского районного суда от 18.08.2006г. сумма возмещения вреда здоровью в размере 2500 руб. была проиндексирована на индексы прожиточного минимума с 01.01.2002г. на индекс 1,17, с 01.01.2003г. на индекс 1,24, с 01.01.2004г. на индекс 1,16, с 01.01.2005г. на индексы уровня инфляции 1,1, с 01.01.2006г. на индекс 1,085, и составила 5021,43руб.(2500x1,17x1,24x1,16x1,1x1,085). Взыскана задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002г. по 31.07.2006г. в сумме 25866,01руб. и ежемесячно по 5021,43руб., начиная с 1 августа 2006 года бессрочно с последующей индексацией.

Решением Ленинского районного суда от 19.03.2007г. ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью была проиндексирована на индексы уровня инфляции 2006г. 1,09 и 2007г. 1,08. Взыскана задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2006г. по 28.02.2007г. в сумме 1131,06руб. и ежемесячно по 5448,12руб., начиная с 1 марта 2007 года бессрочно с последующей индексацией.

При рассмотрении гражданского дела в 2006г. и в 2007г. истец в своих исках, требование об исчислении сумм возмещение вреда здоровью с 15.02.2001г. исходя из среднемесячного заработка (денежного довольствия) не заявлял и в ходе судебного разбирательства не уточнял.

С исчислением ежемесячной суммы возмещения вреда в твердом размере истец был не согласен.

16 февраля 2011г. истец обращался в Военный комиссариат Ульяновской области с письменным заявлением о перерасчете размера возмещения вреда здоровью исходя от его заработка (денежного довольствия).

Военный комиссариат Ульяновской области о назначении ему ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью исходя из его заработка (денежного довольствия) отказал.

Истец не согласен с расчетом его денежной компенсации возмещения вреда здоровью, полагает, что она должна быть рассчитана исходя из заработка в новых условиях, в связи, с чем просит взыскать задолженность названной денежной компенсации за период с 15.02.2001г. по 31.08.2011г. в размере 391442,82руб., ежемесячно взыскивать в возмещение вреда здоровью компенсацию в размере 12729,12 руб., начиная с 01.09.2011г. - бессрочно.

Оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Алмазова ФИО3., о взыскании выплаты в возмещение вреда здоровью, исчисленную исходя из денежного довольствия и степени утраты трудоспособности.

Оснований для исчисления среднемесячного заработка исходя из заработка в новых условиях суд не усматривает, поскольку истцом не представлено доказательств тому, что в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, имели место изменения специальности, квалификации или должности.

Указанные выводы суда основаны на следующем.

Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 2001 года № 5- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлен новый подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью, в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации ее последствий. До 15 февраля 2001 года (дата вступления названного Федерального закона в законную силу) суммы возмещения вреда инвалидам- чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, после - выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности. При этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, предоставлялась возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме.

Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 02 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 года № 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001-2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2001 года № 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 02 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Указанный нормативный правовой акт не обуславливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 607.

Тем самым в правовом регулировании было подтверждено право инвалидов- чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размере пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, а также признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 02 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия.

Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 этого же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года.

Данные выводы сделал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 20 декабря 2010 года № 21-П По делу о проверки конституционности части 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина ФИО7.

Названным Постановлением часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться, как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

По названному делу Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 1 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Постановление вступило в силу немедленно, то есть 20 декабря 2010 года.

Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до 15 февраля 2001 года определялись пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ).

Вышеуказанная норма материального права гарантировала инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Учитывая, что радиация обусловленная наружным и внутренним облучением имеет тенденцию постоянно накапливаться в организме человека, максимальное негативное воздействие на организм человека (повреждение здоровья - увечье или страховой случай в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ) приходится на последний день пребывания в зоне особого риска (30-ти км. зоне), то временем наступления страхового случая (увечья) является последний день пребывания в 30-ти км зоне.

На основании приказа Главнокомандующего Сухопутными Войсками от 16.12.1991г., приказом командира части от 29.02.1992г. № 51 подполковника Алмазова ФИО3 - командира части по ст. 59 п. б (по болезни) с 27 апреля 1992 года был уволен из рядов Вооруженных Сил (исключен из списков части и всех видов обеспечения).

С 27.04.1992г. Военным комиссариатом Ульяновской области назначена истцу пенсия за выслугу лет из увеличенного на коэффициенты размера денежного довольствия ФИО3 который составлял 41141,67руб. в месяц (оклад по воинскому званию -8000 + должностной оклад -18500 + надбавка за выслугу лет 30% -7950 + продовольственный паек -6691,67), согласно расчета (стр.1 пенсионного дела) на имя Алмазова ФИО3

Среднемесячный заработок (денежное довольствие) истца, из которого должен исчисляться размер возмещения вреда здоровью, составляет 4206руб. согласно следующему расчету: размер денежного довольствия Алмазова ФИО3. в период службы и по день увольнения, по март 1992 года составлял 4206руб. в месяц; (оклад по воинскому званию -305 руб. + должностной оклад -2400 руб. + надбавка за выслугу лет 20% -541 руб. + продовольственный паек -960 руб. (32руб. в сутки х 30дней), что подтверждается сведениями расчетной книжки в материалах пенсионного дела на имя Алмазова ФИО3

Для определения среднего месячного заработка (денежного довольствия) за период с 1 января 1991г. до 31 января 1993г., суммы заработка должны увеличиваться соответственно в три раза, на коэффициент увеличения заработка, определенного в 1991 году ( п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 г. № 4214-1).

Согласно статье 2 Федерального закона от 01 ноября 1995 г. №160-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации» при назначении пенсий или их перерасчете после 1 ноября 1995 года суммы заработка, полученные до 1 ноября 1995 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов, включая коэффициент, предусмотренный статьей 1 настоящего Федерального закона.

Следовательно, сумма среднемесячного заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, увеличивается: с 1 ноября 1992 г. — в 2,5 раза; с 1 февраля 1993 г. - в 1,9 раза; с 1 мая 1993 г. - в 1,9 раза; с 1 августа 1993 г. - в 1,8 раза; с 1 мая 1994 г. - в 1,3 раза; с 1 апреля 1994 г. - в 1,8 раза; с 1 октября 1994 г. - в 1,51 раза; с 1 ноября 1994 г. - в 1,2 раза; с 1 мая 1995 г. - в 1,27 раза; с 1 июня 1995 г. - в 1,2 раза; с 1 августа 1995 г. - в 1,05 раза; с 1 января 1996 г. - в 1,15 раза; с 1 мая 1996 года - в 1,1 раза. (Закон Российской Федерации от 21 октября 1992 г.. № 3697-1; Постановление ВС Российской Федерации от 15 января 1993 г. № 4296-1; Постановление ВС Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4810-1; Постановление ВС Российской Федерации от 14 июля 1993 г. № 5436-1; Федеральный закон от 5 мая 1994 г. № 2-ФЗ; Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. № 2121; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. № ЗО-ФЗ; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. № 31-ФЗ; Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 44-ФЗ; Федеральный закон от 28 нюня 1995 г. № 99-ФЗ; Федеральный закон от 27 июля 1995 г. № 117-ФЗ; Федеральный закон от 01 ноября 1995 г. № 160-ФЗ; Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 55-ФЗ).

Для определения среднего месячного заработка (денежного довольствия) за период с 1 января 1991г. до 31 января 1993г., суммы заработка должны увеличиваться соответственно в три раза.

С учетом изложенного, сумма заработка 4206 руб., из которого исчисляется размер возмещения вреда, с учетом индексации составляет 1599397,44руб. согласно следующему расчету: 4206руб. х 3 х 2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,3 х 1,8 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15 = 1599397,44руб.

Следовательно, размер компенсации возмещения вреда, подлежащей назначению истцу на дату установления ему инвалидности второй группы (28 марта 1995 года) с учетом степени утраты трудоспособности 40%, составил 639758,98 руб. (неденоминированных) (1599397,44 руб. х 40%).

В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288), статьей 318 ГК Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда.

Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации:

с 1 апреля 1996 года в 1, 2 раза (статья 1 Федерального закона от 2 апреля 1996 года № 40-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда») и составлял 767710,78 руб. (639758,98руб. х 1,2).

с 1 января 1997 года - в 1,1 раза (статья 1 Федерального закона от 9 января 1997 года №6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда») и составлял 844,48руб. (767710,78руб. х 1,1) : 1000 с учетом деноминации с 1 января 1998г.

-с 1 июля 2000г. - в 1,581 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000г. № 82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда») и составлял 1335,12 руб. (844,48 руб. х 1,581).

-1 января 2001г. - в 1,515 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда») и составлял 2022,71 руб. (1335,12 руб. х 1,515).

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ. от 05.04.2005г. № 7, в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренные ч 1 и 2 этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. ( ч. 2 п. 3.2 Определения Конституционного Суда РФ. от 21.12.2005г. № 364-О).

Таким образом, с 01.01.2002г. следует применить индекс 1,17, который выводится из соотношения величины прожиточного минимума на всё население по Ульяновской области за 1 квартал 2001 года (1285руб.) и 1 квартал 2002года (1509 руб.)

С 01.01.2003г. на индекс 1,24 (1232,25:991,25) который выводится из соотношения величины прожиточного минимума за 2001г.- 991,25руб.(962+962+1001+1040:4кв.) и 2002г.-1232,25руб. (1140+1227+1254 +1308:4кв.).

С 01.01.2004г. на индекс 1,16 (1426,25:1232,25) который выводится из соотношения величины прожиточного минимума за 2002г.-1232,25руб.( 1140 - 1227 +1254 +1308:4кв.) и 2003г.-1426,25руб.(1403+1443+1420+1439:4кв.).

С 01.01.2005г. следует применить индекс 1,11, согласно Постановлению Правительства РФ от 24.03.2006г. № 163, фактического уровня инфляции в 2005году.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007г. № 143 с 01.01.2006г. установлен индекс 1,09.

Постановлением Правительства РФ от 27.03.2007г. № 171 с 01.01.2007г. установлен индекс 1,08.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.2008г. № 655 с 01.01.2008г. установлен индекс 1,105.

Постановлением Правительства РФ от 07.07.2009г. № 545 с 01.01.2009г. установлен индекс 1,13.

Постановлением Правительства РФ от 16.12.2009г. №1024 с 01.01.2010г. установлен индекс 1,1.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010г. № 1079 с 01.01.2011г. установлен индекс 1,065.

Таким образом, ежемесячную сумму возмещения вреда здоровью определенную из денежного довольствия на 01.01.2001г. в размере 6357,53руб., с учетом индексов МРОТ, с 01.01.2002г. следует проиндексировать на индексы прожиточного минимума, а с 01.01.2005г. на индексы уровня инфляции.

С 15.02.2001г. по 31.12.2001г.-2022,71руб.х10,5мес.=21238,45руб.

С 01.01.2002г. по 31.12.2002г.-2022,71руб.х1,17=2366,57x12=28398,84руб.

С 01.01.2003г. по 31.12.2003г.-2366,57руб.х1,24=2934,55x12=35214,60руб.

С 01.01.2004г. по 31.12.2004г.-2934,55руб.х1,16=3404,08x12=40848,96руб.

С 01.01.2005г. по 28.02.2005г.-3404,08руб.х1,11=3778,53 х2 = 7557,06 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ. Алмазову ФИО3. установлена II группа инвалидности и 60% утраты трудоспособности бессрочно, в связи с чем размер возмещения вреда здоровью с марта 2005 года должен составлять 5667,80 руб. (3778,53 : 40% х 60%).

С 01.03.2005г. по 31.12.2005г.-5667,80руб.х 10 мес =56678,00руб.

С 01.01.2006г. по 31.12.2006г.-5667,80руб.х1,09=6177,90x12=74134,80руб.

С 01.01.2007г. по 31.12.2007г.-6177,90руб.х1,08=6672,13x12=80065,56руб.

С 01.01.2008г. по 30.06.2008г.-6672,13руб.х1,105=7372,70x12=88472,40руб.

С 01.01.2009г. по 31.10.2009г.-7372,70руб.х1,13=8331,15x12=99973,80руб.

С 01.01.2010г. по 31.12.2010г.-8331,15руб.х1,1 =9164,26x12=109971,12руб.

С 01.01.2011г. по 30.06.2011г.-9164,26руб.х1,065=9759,94x6=58559,64руб.

Таким образом, с учетом изложенного, суд находит, что с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Алмазова В.И. подлежит взысканию ежемесячная компенсация из наиболее благоприятного критерия индексации возмещения вреда здоровью, с 01 сентября 2011 года, в размере 9759 руб. 94 коп.

В судебном заседании установлено, что фактически Военный комиссариат Ульяновской области с 01 января 2011 года выплачивает истцу компенсационную выплату в размере 7969 руб. 47 коп.

Истец просит произвести ему перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, исходя из суммы денежного довольствия, начиная с 15 февраля 2001 года и взыскать с указанного периода задолженность.

По мнению суду, оснований для удовлетворения требований Алмазова ФИО3 в полном объеме не имеется.

Так, в силу рассматриваемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года № 21-П расчет сумм возмещения вреда здоровью Алмазову ФИО3 исходя из его денежного довольствия, предшествующего наступлению вреда здоровью, следует произвести с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации данного Постановления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с изложенным выше, право выбора у истца на расчет ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью исходя из твердой суммы либо из заработка ранее отсутствовало.

Поскольку рассматриваемым Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации впервые дано разъяснение конституционно-правового смысла положения части 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, в связи с чем, именно с этой даты могут быть исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью истцу по заявленному им расчету.

С 20 декабря 2010 года истцу по 31 мая 2011 года суммы ежемесячной денежной компенсации должен составлять 102 071 руб. 02 коп., исходя из следующего расчета:

с 20 декабря 2010 года по 31 декабря 2010 года: 8331 руб. 15 коп. : 30 дн. = 277 руб. 70 коп. х 11 дн. = 3054 руб. 70 коп.;

с 1 января 2011 года по 31 августа 2011 года: 9759 руб. 94 коп. х 8 мес. = 78079

руб.52 коп.;

3054 руб. 70 коп. + 78079 руб.52 коп. = 81134 руб. 22 коп.

За указанный период с 20 декабря 2010 года по 31 августа 2011 года Военный комиссариат Ульяновской области выплатил Алмазову В.И. 66499 руб. 54 коп. : (7 483 руб. 07 коп. : 30 дн. х 11 дн.) = 2743 руб. 78 коп. + (7969 руб. 47 коп. х 8 мес.) =63755 руб. 76 коп. = 66499 руб. 54 коп.

Недоплата составляет: 81134 руб. 22 коп. - 66499 руб. 54 коп. = 14634 руб. 68 коп., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В связи с удовлетворением требований истца, с ответчика Военного комиссариата Ульяновской области подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 585 руб. 36 коп. в порядке ст. 103 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ,

суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алмазова ФИО3 удовлетворить частично.

Взыскивать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Алмазова ФИО3 сумму возмещения вреда здоровью ежемесячно в размере 9759 руб. 94 коп., начиная с 01 сентября 2011 года бессрочно, индексируя указанную сумму в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Алмазова ФИО3 задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью с учетом индексации за период с 20 декабря 2010 года по 31 августа 2011 года в размере 14634 руб. 68 коп.

В остальной части иска Алмазова ФИО3 к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании задолженности по выплатам денежной компенсации возмещения вреда здоровью отказать.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в доход местного бюджета госпошлину в сумме 585 руб. 36 коп.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Судья: З.А. Тютькина