Дело-2-4841\11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 августа 2011 г. г. Ульяновск Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе Судьи Родионовой В.П. При секретаре Паршиной А.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах ребенка-инвалида Мурсаевой К.И. к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании возместить денежные средства, затраченные на лекарственные препараты, У С Т А Н О В И Л : Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах ребенка-инвалида Мурсаевой Р.К. обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование указав следующее. Мурсаева К.И., 22.12.2008 года рождения является ребенком-инвалидом. 03 июня 2011 года были выписаны рецепты на получение лекарственных препаратов « Кортексин № 10» и « Глиатилин» ( 2 упаковки). Рецепты составлены в соответствии с приложением №6 Приказа Министерства здравоохранения социального развития РФ от 12.02.2007 №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. В ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрено, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную помощь. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению №. В приложении №1 указано, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно. Вместе с тем, при обращении матери несовершеннолетней Мурсаевой Р.К. в аптеки г. Димитровграда за указанными лекарственными препаратами, она получила отказ на их выдачу по рецептам бесплатно, в результате чего приобрела данные лекарственные препараты за свой счет, потратив денежную сумму в размере 2401 руб. Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 №890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Положением о Министерстве финансов Ульяновской области редакции постановления Правительства Ульяновской области от 01.04.2008 №7/143-П) предусмотрено, что Министерство является финансовым opгaном Ульяновской области, осуществляющим составление и организации исполнения областного бюджета, а также иные полномочия предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. В сфере регулирования межбюджетных отношений Министерство финансов области наделено следующими полномочиями: формирование финансово-бюджетных взаимоотношений Ульяновской области; осуществление в установленном законодательством Российской Федерации и Ульяновской области порядке взаимных расчетов областного бюджета с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ульяновской области. В целях осуществления своих полномочий Министерство финансов области взаимодействует с исполнительными органами государственной власти Ульяновской области. Министерство финансов области в соответствии с пунктами 2.1-2.5 настоящего Положения совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области вырабатывает предложения по определению источников финансирования расходов связанных с предоставлением льгот и государственных гарантий Ульяновской области в части социальной защиты отдельных категорий граждан на территории Ульяновской области. Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2010 №128-П, предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере здравоохранение Ульяновской области, а также контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений. Министерство здравоохранения области, в том числе, осуществляет разработку и реализацию региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан; надзор и контроль за соблюдением исполнением законов и иных нормативных правовых актов Ульяновском области в области охраны здоровья граждан; защиту прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан; обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ульяновской области. Министерство здравоохранения области в пределах своей компетенции и в соответствии с пунктами 2.1, 2.2 настоящего Положения реализует установленное бюджетным законодательством РФ право главного распорядителя средств областного бюджета Ульяновской области в соответствии с нормативными правовыми актами Ульяновской области, осуществляет финансирование подведомственных учреждений в пределах утвержденных смет доходов и расходов на их содержание; формирует бюджетные заявки на финансирование расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области на очередной финансовый год; выступает государственным заказчиком по реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ, проживающим на территории Ульяновской области, бесплатной медицинской помощи, программ переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников подведомственных учреждений. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.199-№890 обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой лежит на органы исполнительной власти субъектов РФ. Таким образом, гарантированные законом права ребенка-инвалида Мурсаевой Р.К. на льготное лекарственное обеспечение были нарушены. В соответствии с преамбулой к ФЗ от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституции Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанным принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Инвалиды относятся к наименее социально защищенным категориям граждан. Такие граждане должны получать квалифицированую медицинскую помощь и необходимые лекарственные средства. Ущемление их социальных прав является недопустимым. Отказ в предоставлении несовершеннолетней Мурсаевой К.И. бесплатных лекарственных препаратов является нарушением её прав и законных интересов. На основании изложенного Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах ребенка-инвалида Мурсаевой К.И. просит суд обязать Министерство финансов Ульяновской области Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить финансирование Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинской назначения». Обязать Министерство финансов Ульяновской области и Министерство здравоохранения Ульяновской области возместить денежные средства в размере 2401 руб., затраченные Мурсаевой Р.К. на лекарственные препараты « Кортексин № 10 », «Глиатилин» ( 2 упаковки). Представитель истца Прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного разбирательства, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель несовершеннолетнего ребенка инвалида Мурсаева Р.К. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без своего участия поддержала заявленные требования. Представитель ответчика Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явилась, в отзыве указала следующее. Согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Постановление) по рецептам врачей дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно. Однако, в п.4 Постановления сказано, органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. Лекарственные средства «Кортексин № 10», «Глиатилин» не входят в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утверждённый Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 18.09.2006 № 665. Более того, пункт 4 Постановления не содержит указаний об источнике финансирования рассматриваемых льгот, а предписывает органам исполнительной власти субъектов Федерации своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых на льготных условиях. За счет средств собственных бюджетов, согласно пункту 5 названного Постановления, органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано вводить дополнительные льготы. Позднее, 17.07.1999 года был принят Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон). Согласно статье 14 Закона настоящий закон вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", то есть с 01.05.2000 года. В частности, данным Законом определены категории граждан, имеющих право на оказание социальной помощи. Статья 6.1 Закона предусматривает право детей-инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в частности, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача необходимыми специализированными продуктами лечебного питания. Согласно статье 4.1 Закона к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:, 1) организация размещения заказов на поставки лекарственных 2) заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных средств, соответствующих государственных контрактов; 3) организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам. Средства на осуществление вышеуказанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, то есть не предусматривается софинансирование из бюджета субъекта Российской Федерации - Ульяновской области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Общий объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта РФ несут ответственность за осуществление полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения и при возложении на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ осуществления отдельных полномочий по предметам ведения Российской Федерации лишь в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий. Данная норма означает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе прекратить исполнение полномочий, в случае отсутствия соответствующего финансирования из федерального бюджета. Представитель соответчика Министерства здравоохранения в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором исковые требования не признал, указав следующее. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в данном вопросе также четко определены. Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Ульяновской области утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2010 № 128-П, Министерство здравоохранения выполняет свои четко закрепленные за ним функции. Органы исполнительной власти Ульяновской области возложенные на них обязанности исполняют в силу закона, в связи с чем принятие отдельного судебного решения по данному вопросу не требуется. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на территории Ульяновской области» финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществляется за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели. На момент принятия постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 бюджет Ульяновской области был сформирован. В областном бюджете Ульяновской области на 2011 год предусмотрены средства на льготное лекарственное обеспечение: - реабилитированных лиц и лиц, признанным пострадавшими от политических репрессий и тружеников тыла (финансирование предусмотрено через органы социальной защиты населения); больных сахарным диабетом (71,3 млн. рублей); льготных категорий граждан по бесплатным рецептам ГУЗ Ульяновская областная больница №2, ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина» (в рамкахрасходовнаст.340 по учреждению здравоохранения). Представитель третьего лица МУП «Димитровград-Фарма» в судебное заседание не явился, извещался о месте и времени судебного заседания. Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Судом установлено, что Мурсаева К.И., 22 декабря 2008 года рождения, является ребенком инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ, выданной 12 апреля 2011 года. 03 июня 2011 года Мурсаевой К.И. были выписаны рецепты на получение лекарственных препаратов « Кортексин № 10» и « Глиатилин» ( 2 упаковки). Рецепты составлены в соответствии с приложением №6 Приказа Министерства здравоохранения социального развития РФ от 12.02.2007 №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания». Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению №1. В приложении №1 указано, что дети-инвалиды в возрасте до 18 лет получают все лекарственные средства бесплатно. Поскольку Мурсаева К.И., 22 декабря 2008 года рождения, является ребенком-инвалидом, соответственно ее право на получение бесплатного лекарственного обеспечения гарантировано названным постановлением. Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Положением о Министерстве финансов Ульяновской области (в редакции постановления Правительства Ульяновской области от 01.04.2008 №7/143-П) предусмотрено, что Министерство является финансовым органом Ульяновской области, осуществляющим составление и организацию исполнения областного бюджета, а также иные полномочия, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации. В сфере регулирования межбюджетных отношений Министерство финансов области наделено полномочиями по формированию финансово-бюджетных взаимоотношений с федеральным бюджетом, бюджетами муниципальных образований Ульяновской области; осуществлению в установленном законодательством Российской Федерации и Ульяновской области порядке взаимных расчетов областного бюджета с федеральным бюджетом и бюджетами муниципальных образований Ульяновской области. Министерство финансов области в соответствии с пунктами 2.1-2.5 настоящего Положения совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области вырабатывает предложения по определению источников финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот и государственных гарантий Ульяновской области в части социальной защиты отдельных категорий граждан на территории Ульяновской области. Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на территории Ульяновской области» финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществляется за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения Ульяновской области в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели. На момент принятия постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 бюджет Ульяновской области был сформирован. В областном бюджете Ульяновской области на 2011 год предусмотрены средства на льготное лекарственное обеспечение: - реабилитированных лиц и лиц, признанным пострадавшими от политических репрессий и тружеников тыла (финансирование предусмотрено через органы социальной защиты населения); больных сахарным диабетом (71,3 млн. рублей); льготных категорий граждан по бесплатным рецептам ГУ Ульяновская областная больница №2, ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М. Карамзина» (в рамкахрасходовнаст.340 по учреждению здравоохранения). В ходе судебного разбирательства установлено, что финансирование затрат на обеспечение бесплатными лекарственными средствами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 на территории г. Димитровграда в 2011г. не производилось в виду отсутствия финансирования, поскольку в областном бюджете на 2011 года не предусмотрено финансирование во исполнение постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890. Таким образом, возмещение расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов для ребенка- инвалида должно производиться за счет средств казны Ульяновской области с Министерства финансов Ульяновской области, поскольку в соответствии с нормами вышеприведенного постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890, а также Постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой лежит на органах исполнительной власти субъектов РФ. Исходя из вышеизложенного надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Ульяновской области. Приказом Министерства здравоохранения Ульяновской области от 01.04.2011 г. № 208 были утверждены перечни учреждений здравоохранения Ульяновской области, врачей (фельдшеров), которые вправе выписывать бесплатные и льготные рецепты на лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которых осуществляются за счет средств областного бюджета Ульяновской области, аптечных учреждений, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения по бесплатным и льготным рецептам. Согласно указанным перечням в г. Димитровграде лечебным учреждением, которое вправе выписывать бесплатные рецепты на льготные препараты является ФГУЗ «Медико-санитарная часть № 172 Федерального медико-биологического агентства», именно данным учреждением Мурзаевой К.И. были выписаны рецепты. Истцом представлены документы о приобретении родителями ребенка-инвалида Мурзаевой Р.К. лекарственных препаратов на сумму 2401 руб., которые и подлежат взысканию. Требования по возложению обязанности на Министерства финансов Ульяновской области и Министерства здравоохранения Ульяновской области обеспечивать финансирование постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствам и изделиями медицинского назначения» удовлетворению не подлежат. Порядок обеспечения детей- инвалидов лекарственна средствами урегулирован на законодательном уровне, и данный порядок не нуждается в дополнительном закреплении судебным решением. Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в данном вопросе также четко определены. Согласно утвержденным Положениям оба Министерства выполняют свои четко закрепленные за ними функции. Органы исполнительной власти Ульяновской области возложенные на них обязанности исполняют в силу закона, в связи с чем принятие отдельного судебного решения по данному вопросу не требуется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах ребенка-инвалида Мурсаевой К.И. удовлетворить частично. Взыскать в пользу Мурсаевой Р.К. в возмещение расходов, затраченных на приобретение лекарственных препаратов « Кортексин» № 10, «Глиатилин» ( 2 упаковки) для ребенка-инвалида Мурсаевой К.И., в размере 2401 руб. с Министерства финансов Ульяновской области за счет средств казны Ульяновской области. В остальной части иска и в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Ульяновской области Прокурора г. Димитровграда Ульяновской области, действующему в интересах ребенка-инвалида Мурсаевой К.И. отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 дней через районный суд. Судья : В.П.Родионова
федеральным бюджетом, бюджетами муниципальных образований
средств;
области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 15.04.2010 №128-П, предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере здравоохранения Ульяновской области, а также контроль деятельности находящихся в его ведении учреждений.