об обязании к перерасчету пенсии по случаю потери кормильца



Дело-2-6786/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи А.В.Маслюковой,

при секретаре О.А.Кезиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Беглова О.В. обратилась в суд с иском к Военкомату Ульяновской области о взыскании задолженности по пенсии по случаю потери кормильца, которую получает с сентября 1986 года.

Иск мотивирован тем, что истица является дочерью ФИО2, который погиб 04.09.1986 года при выполнении боевого задания в Демократической Республике Афганистан. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. В соответствии со ст. 5 и Приложением Закона «О ветеранах» Беглов В.Э. является ветераном боевых действий. В связи с этим истцу была назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 40% денежного довольствия погибшего. Впервые пенсия была назначена военкоматом Куйбышевской области с 01.10.1986 года по 31.08.1993 года, затем в Ульяновской области с 01.09.1993 г. по 31.05.2003 г., с 01.10.2004 г. по 31.08.2005 г. В соответствии со ст. 45 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», истец, как член семьи погибшего ветерана боевых действий, имеет право на повышение в размере 32% расчетного размера пенсии, установленного в размере базовой части трудовой пенсии по старости. На ее обращение о перерасчете пенсии в военный комиссариат Ульяновской области был получен отказ, мотивированный тем, что пенсии повышаются ветеранам боевых действий, а не членам их семей. Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» № 4468-1 от 12.02.1993 г. предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии -пенсия по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших и умерших военнослужащих. Размер же всех видов пенсий зависит от денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст. 43 Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец. Статья 45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитывается общее для всех видов пенсий. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг. Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие. Субъектами же получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего. Таким образом, данная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членом семьи и назначенной в соответствии с данным Законом, поскольку данный вид пенсии указан в статье 45 Закона, дающей право на повышение. Этот же вывод вытекает и из содержания статьи 46 того же Закона, предусматривающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего. Данное толкование норм материального права дано и Президиумом Верховного суда РФ в его постановлении от 2.02.2000 г. № 213 пв-99 пр. В связи с тем, что ст. 58 Закона № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» гласит: «Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком».

В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указал, что в материалах пенсионного дела БУ-30234 имеются данные о том, что истица является дочерью ФИО2 который погиб 04.09.1986 года при выполнении боевого задания в Демократической Республике Афганистан. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. Пенсия Министерства обороны Российской Федерации по случаю потери кормильца впервые назначена военкоматом Куйбышевской области с 01.10.1986 года по 31.08.1993 года, затем в Ульяновской области с 01.09.1993 г. по 31.05.2003 г., с 01.10.2004 г. по 31.08.2005 г. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». 31.08.2011 г. истица обратилась в военный комиссариат области с заявлением повысить размер выплачиваемой ей пенсии на 32% к расчетному размеру с момента назначения. С заявлением ответчик не согласен по следующим основаниям. В Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» № 4468-1 впервые ссылка на Закон «О ветеранах» указана в дополнении к названному Закону в 2002 году (Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 68-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2002 года), где пункт «г» статьи 45 гласит: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а так же ветеранам боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» из числа военнослужащих - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. В этой редакции он действовал до 1 января 2008 года. В последующем на основании Федерального закона от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ пункт «г» статьи 45 был изменен на следующую редакцию: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 3 Федерального закона «О ветеранах» - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Таким образом, если говорить о невыплате повышения пенсии ветерану боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»), то не ранее 1 января 2002 года из расчета минимальной пенсии по старости и с 1 января 2008 года из расчетного размера пенсии. В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-Ф3 к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. По смыслу ст.45 Закона повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров, получающим пенсию по случаю потери кормильца, относится к тем лицам, которые лично принимали участие в боевых действиях. Просил отказать в удовлетворении иска.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истица является дочерью ФИО2 который погиб 04.09.1986 года при выполнении боевого задания в Демократической Республике Афганистан. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы. Пенсия Министерства обороны Российской Федерации по случаю потери кормильца впервые назначена военкоматом <адрес> с 01.10.1986 года по 31.08.1993 года, затем в Ульяновской области с 01.09.1993 г. по 31.05.2003 г., с 01.10.2004 г. по 31.08.2005 г.

31.08.2011 г. истица обратилась в военный комиссариат области с заявлением о повышении размера выплачиваемой пенсий на 32% к расчетному размеру с момента ее назначения.

07.09.2011 г. ей был дан ответ о том, что повышение пенсии на 32% расчетного размера пенсии членам семьи ветерана боевых действий действующим законодательством не предусмотрено.

Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии с п. «г» ст. 45 Закона в редакции, действующей в настоящее время, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 3 Федерального закона «О ветеранах» - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. "г" ст. 45 Закона "РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. - пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе, исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Беглов В. Э. относился к лицам, на которых распространяется действие Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. и являлся ветераном боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах".

Вышеуказанная ст. 45 помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного закона.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Таким образом, довод ответчика об отсутствии у истицы права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца является несостоятельным, поскольку указанная надбавка исчисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего военнослужащего и назначенной в соответствии с названным законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в ст.45 закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.

Этот же вывод вытекает из содержания ч.5 ст. 46 того же закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.

Ответчиком представлен расчет недополученной пенсии за период с 01 февраля 1993 года по 31 августа 2011 года с учетом индексации на уровень инфляции в потребительском секторе Ульяновской области. Размер задолженности составляет 128395,17 руб.

Суд считает возможным взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу ФИО3 задолженность по пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 февраля 1993 года по 31 августа 2011 года с учетом индексации в размере 128395,17 руб.

На основании положений ст. 333.20 НК РФ считает возможным снизить размер подлежащей уплате в доход местного бюджета госпошлины до 500 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу ФИО3 задолженность по пенсии по случаю потери кормильца за период с 01 февраля 1993 года по 31 августа 2011 года с учетом индексации в размере 128395(сто двадцать восемь тысяч триста девяносто пять) руб.17 коп.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в доход местного бюджета госпошлину в размере 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней.

Судья А.В.Маслюкова