о возложении обязанности провести капитальный ремонт



Дело №2-6507/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2011 г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Тютькиной З.А.,

при секретаре Зиганшиной Э.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барыльника ФИО7 к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Барыльник ФИО7 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя его тем, что он является собственником квартиры дома № по <адрес>. На протяжении длительного времени в доме не производился ни капитальный, ни текущий ремонт, несмотря на то, что он исправно вносил и вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Задолженности по данным обязательствам не имеет. Условия проживания в указанном доме не соответствуют нормам, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 23.09.2003 г. №170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Дом находится в управлении ООО «<данные изъяты>», которая в нарушение требований ст. 309 ПС РФ и ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» не исполняет должным образом принятые на себя обязательства по управлению многоквартирным домом- не производит все необходимые ремонтные работы, чем нарушает его права. Условия проживания в доме далеко не благоприятные. Истец испытывает моральные страдания, так как считает, что жизнь в таких условиях унижает его человеческое достоинство. Исходя из смысла ст.36 ЖК РФ истец вправе пользоваться местами общего пользования всего дома, поэтому вправе требовать ремонта данных мест общего пользования. Однако обязанность по проведению капитального ремонта возникла еще до введения в действие Жилищного кодекса РФ, действовавшего до 01.03.2005 г. Статья 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Из данной нормы следует, что обязанность по капитальному ремонту многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органом местного самоуправления). Прошу суд обязать мэрию муниципального образования «город Ульяновск» выполнить капитальный ремонт: систем холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, центрального отопления, электроснабжения, кровли в многоквартирном жилом доме по адресу г. Ульяновск, ул. <адрес>.

В судебном заседании истец на иске настаивал, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в иске. Указал, что предъявляет свои исковые требования исключительно к мэрии г. Ульяновска, к иным ответчикам требования заявлять не желает. Пояснил, что проживает в доме № с 1994 года, с момента ввода его в эксплуатацию. Право собственности на квартиру приобрел в порядке приватизации. Из-за ненадлежащего состояния инженерных коммуникаций в доме из подвального помещения исходит неприятный запах, часто отключают воду, «выбивает» электрические пробки.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска, одновременно представлявшая интересы привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица Комитета ЖКХ и экологии мэрии г. Ульяновска, Цыплова ФИО9. в судебном заседании иск не признала. Пояснила, что Мэрия города в договорных отношениях с истцом не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия мэрии города не входит. В соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск», мэрия города является исполнительно-распорядительным органом. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования не поступают.

Собственники помещений спорного многоквартирного дома использовали свое право и обязанность, предоставленные Жилищным кодексом Российской Федерации, о выборе способа управления многоквартирным домом. Управление данным домом осуществляет ООО «<данные изъяты>» города Ульяновска. Данная управляющая организация обязана обеспечить квалифицированное и качественное обслуживание жилого дома, бесперебойную, безаварийную работу всех инженерных систем, сетей. Она является исполнителем услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного ей в управление. Каждый из собственников обязан нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на общее имущество в доме. Расходы по содержанию мест общего пользования, включая их текущий и капитальный ремонт, возложены на всех собственников жилых помещений многоквартирного дома, в том числе и на истца. В соответствии с п.3 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. Согласно п.2 ст. 158 ЖК РФ все вопросы организации капитального ремонта решает только общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Данный вопрос на рассмотрение общего собрания собственников жилых помещений не выносился. Кроме того, не истекли установленные ВСН 58-88(р) "Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. N 312 минимальные сроки эффективной эксплуатации здания и инженерных коммуникаций.

Представитель 3 лица ООО «<данные изъяты>» Борисова ФИО10. в судебном заседании исковые требования Барыльника ФИО7. поддержала. Пояснила, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. <адрес> находится в управлении ООО «<данные изъяты>» с 01.04.2011г. Согласно ст. 423 ГК РФ и ст. 162 ЖК- договор управления многоквартирным домом является возмездным, т.к. договор, по которому сторона должна получить плату за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Согласно, приложению №2 Ведомственных строительных норм №58-88 (Р) минимальная продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов до постановки на капитальный ремонт составляет от 15- до 20 лет. Под капитальным ремонтом здания понимается ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей (п. 2.4.2 Постановления №170 от 27.09.2003г.). В соответствии с п. 2.4.2 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Сведения о проведении капитального ремонта до передачи дома в ООО «<данные изъяты>» не предоставлялись. Обязанность по проведению капитального ремонта дома возникла еще до введения в действие нового ЖК РФ (до 01.03.2005г.), следовательно, правоотношения сторон по капитальному ремонту возникли еще в период действия ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005г. Просила удовлетворить исковые требования Барыльника <данные изъяты> к Мэрии города Ульяновска об обязании выполнить капитальный ремонт в многоквартирном доме.

Выслушав пояснения сторон и 3 лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Судом установлено, что Барыльник ФИО12 является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № дома № по <адрес> в г.Ульяновске, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Право собственности приобретено в порядке приватизации в 2001 году.

Дом находится в управлении ООО «<данные изъяты>» с 01.04.2011г.

В силу заключенного договора Управляющая Организация по заданию собственника за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме.

В соответствии с п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши.

Согласно п.10 Правил Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;

б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;

в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;

г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.

з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (п.11).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:

а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений(п.28).

Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 были утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.

Указанными Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда определены основные направления организации технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационного – правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.

Согласно п.1.9.1 Правил Граждане, проживающие в домах муниципального и государственного жилищного фонда, пользуются жильем в порядке, установленном гражданским и жилищным законодательством.

Обслуживание и ремонт мест общего пользования в многоквартирных жилых домах выполняются в установленном порядке.

Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями.

Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведен в приложении N 7.

Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; чистоту чердачных помещений и освещенность.

Учитывая, что истец Барыльник ФИО7. не состоит с ответчиком мэрией г. Ульяновска в договорных отношениях, рассматриваемый судом спор не регулируется нормами закона «О защите прав потребителей». Следовательно, бремя доказывания возлагается на обе стороны в споре. Истцу необходимо доказать обоснованность своих требований, а ответчику представить доказательства обоснованности своих возражений.

Согласно акту обследования жилого дома № по ул.<адрес> от 26.09.11г. (л.д.40-41), проведенному ГЖИ Ульяновской области в присутствии истца было выявлено: частично отсутствует теплоизоляционный слой на трубопроводе отопления, коррозия на трубопроводах ХВС, ГВС, отопления, наличие хомутов на трубопроводах ХВС, ГВС, локальные протечки ГВС над 5 подъездом, отсутствует опора под трубопроводом ГВС над подъез<адрес>, локальные пробоины канализации, частично отсутствует освещение в подвале, скрутки проводки, влажность в электрощитке в помещении ГРЦ, захламленность электрощитовой, воздушные пузыри под кровельным ковром, коррозия металлических конструкций парапета, наличие локальных порывов кровельного ковра, неплотное примыкание кровельного ковра к ДВК.

Таким образом, исходя из анализа характеристики выявленных повреждений, норм Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", строительных норм ВСН 58-88(р), предусмотренных "Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. N 312, суд приходит к выводу, что для устранения данных повреждений требуется текущий ремонт отдельных элементов здания и инженерных коммуникаций.

Истцом не представлено суду доказательств о необходимости проведения капитального ремонта дома. При обсуждении вопроса о необходимости проведения по делу строительно-технической экспертизы, истец от ее проведения отказался, о чем в деле имеется расписка.

Дом по <адрес> построен в 1994 году, нормативный срок эксплуатации зданий до постановки на капитальный ремонт составляет от 10 до 25 лет в зависимости от вида жилого здания и условий эксплуатации, установленного строительными нормами ВСН 58-88(р) "Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. N 312.

Право общей долевой собственности на квартиру № дома № по ул.<адрес> в г.Ульяновске истец приобрел в порядке приватизации в 2001 году, то есть передача квартиры в собственности проводилась в период, когда дому не требовалось проведение капитального ремонта (7 лет с начала эксплуатации).

Данные инвентарного дела, содержащие сведения об инвентаризации и технических характеристиках жилого дома № по ул.<адрес>, также не содержат доказательств о необходимости проведения в доме капитального ремонта.

Более того, в силу п.2 ст. 158 ЖК РФ все вопросы организации капитального ремонта решает только общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Доказательств, что собственники жилых помещений в доме приняли решение о проведении капитального ремонта, суду не представлено.

Из материалов дела следует, что истец обратился с иском в суд от своего имени, но характер заявленного спора и требования истца, изложенные в иске, свидетельствуют о том, что обращение в суд направлено на защиту прав и интересов всех собственников помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме, поскольку истцом предъявлены требования о возложении обязанности по ремонту общего имущества многоквартирного дома, которое в силу ст. 36 ЖК РФ находится в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 2 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Требования истца о производстве капитального ремонта многоквартирного дома связаны с распоряжением общим имуществом в многоквартирном доме, затрагивают права и интересы всех собственников, и могут разрешаться судом при наличии соглашения всех участников общей долевой собственности, выраженного в определенной форме.

Многоквартирный жилой дом представляет собой особый объект прав, включает в себя как жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности различных субъектов, так и общее имущество, находящееся в общей собственности.

Действующим жилищным законодательством предусмотрено, что органом управления таким многоквартирным жилым домом является общее собрание собственников помещений (ч. 1 ст. 44 ЖК РФ).

В силу этого обращение в суд отдельных лиц в интересах всех сособственников помещений в многоквартирном доме, с требованиями, вытекающими из отношений по управлению многоквартирным домом и по владению и распоряжению общим имуществом в многоквартирном доме, возможно лишь при наличии по этим вопросам положительного решения общего собрания собственников помещений.

Из материалов дела следует, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о необходимости ремонта общего имущества в многоквартирном доме не принималось, так же как и решение собственников о перечне необходимых работ в ходе такого капитального ремонта, об обращении в суд и о наделении истца правом обращаться в суд в интересах всех собственников помещений в многоквартирном доме и других лиц, проживающих в доме.

Статьями 3 и 4 ГПК РФ предусмотрено, что граждане и организации вправе обратиться в суд, а последний возбуждает дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав и свобод. При этом, в силу положений ст. 46 ГПК РФ, граждане и организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом. Применительно к данному случаю, закон не предусматривает право собственника одного помещения в многоквартирном доме обратиться в суд в защиту интересов всех других собственников и жильцов дома.

В силу ст.196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных требований.

Учитывая характер заявленных Барыльником ФИО7. требований, суд находит мэрию г. Ульяновска ненадлежащим ответчиком по делу. К иным ответчикам истец требований не заявлял.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для возложения на ответчика обязанности по производству работ, относящихся к текущему ремонту.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Барыльника ФИО7 к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.

Судья З.А. Тютькина