РЕШЕНИЕ 01 ноября 2011 г. г. Ульяновск в составе судьи Матвеевой Л.Н., при секретаре Суслиной А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновской городской общественной организации защиты прав потребителей «Общественный контроль» в интересах Мельникова Д.А., Мельниковой Е.И., Мельниковой А.Д. к Открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о защите прав потребителей, установил: Ульяновская городская общественная организация защиты прав потребителей «Общественный контроль» в интересах Мельникова Д.А., Мельниковой Е.И., Мельниковой А.Д. обратились в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о защите прав потребителей. В обоснование иска указала, что в период с 30.07.2011г. по 01.08.2011г. Мельников Д.А., Мельникова Е.И. и Мельникова А.Д. возвращались с отдыха домой поездом № 434 «Адлер-Ульяновск-Ижевск» в 17 купейном вагоне. На основании Приложения №5 «Параметры микроклимата в вагонах» Санитарно-эпидемиологических правил СП 2 5.1 198-03. утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ, температура в пассажирском и служебных вагонов всех типов и классов при температуре наружного воздуха от плюс 20 до плюс 40 градусов не должна превышать 22-26 градусов. Однако, во время поездки кондиционеры и вентиляция в вагоне не работали, температура воздуха достигала +34 град.С, в вечернее время + 30 градусов С. В вагоне открывались только три окна, остальные окна не оборудованы системой для открывания. Высокая температура в вагоне и отсутствие свежего воздуха сделало проезд не комфортным, тяжелым и опасным для здоровья, у пассажиров ухудшилось физическое здоровье и эмоциональное состояние. Во время поездки изнемогали от духоты, чувствовалась нехватка воздуха, испытали чувства раздражения, злости, состояние дискомфорта, состояние здоровья ухудшилось, испытали головные боли и тошноту. Данные обстоятельства подтверждаются коллективной жалобой пассажиров в книге жалоб и предложений, составленной пассажирами актом, фотографиями, звонками пассажиров в Единый информационно-сервисный центр РЖД. Таким образом, в результате некачественной перевозки пассажиры с 30 по 31 июля 2011 г. находились в неблагоприятной среде и испытали мучения от повышенной температуры в вагоне, препятствующей нормальному отдыху в дневное время и нормальному сну. В результате некачественной перевозки они испытали и нравственные страдания, поскольку рассчитывали, что вместе с детьми будут находится в благоприятной среде, отвечающей установленным требованиям. 15 августа 201 1 года потребители обратились к ответчику с претензиями и требовали выплаты им компенсации морального вреда. В ответе на претензию ОАО «ФПК» 21.09.2011 года отказалось удовлетворить требования потребителей. Согласно правовой позиции изложенной Верховным Судом РФ в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 г.» размер присужденной судом компенсации морального вреда должен учитываться при определении размера штрафа, взыскиваемого за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленных законом. Статьей 13 ФЗ «О защите прав потребителей» установлено, что указанный штраф взыскивается в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения его требований. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей, 50% суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 30.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 года "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", судам необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей", в случае удовлетворения иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом), органами местного самоуправления в интересах неопределенного круга потребителей или отдельного потребителя, суд принимает решение о возмещении общественному объединению потребителей (их ассоциации, союзу), органам местного самоуправления всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов на проведение независимой экспертизы (привлечение к участию в деле экспертов), в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам). В соответствии с Уставом УГООЗПП "Общественный контроль" общественная организация вправе заключать договора об оказании юридических услуг для представительства общественной организации в суде, в интересах обратившихся в УГООЗПП "Общественный контроль" потребителей. Стоимость правовых услуг по договору УГООЗПП "Общественный контроль" с ООО "РК"АлмазГрупп" составляет 10000 руб. 00 коп. Просит взыскать с открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» в пользу Мельникова Д.А., Мельниковой Е.И. и Мельниковой А.Д. компенсацию морального вреда в размере по 15000 рублей каждому. Взыскать с открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» штраф за нарушение прав потребителя в размере 50% от присужденной суммы в доход муниципального образования "Город Ульяновск", из которого 50% взыскать в пользу Ульяновской городской общественной организации защиты прав потребителей «Общественный контроль". Взыскать с открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» в пользу Ульяновской городской общественной организации зашиты прав потребителей "Общественный контроль" судебные издержки по договору оказания правовых услуг с ООО "РК "АлмазГрупп" в размере 10 000 руб. 00 коп. В судебном заседании истцы на иске настаивали. В судебном заседании представитель Ульяновской городской общественной организации защиты прав потребителей «Общественный контроль» на иске настаивал. Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Открытое акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» с исковым заявлением УГООЗПП «Общественный контроль» не согласно, считал их необоснованным, а требования, выдвигаемые в нем, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям Согласно ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется выдачей железнодорожного проездного документа. Перевозчик перевез Мельникова Д.А., Мельникову Е.И., Мельникову А.Д. от станции Хоста до г. Ульяновск в установленный срок. Согласно п. 5.1.72 «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03» (далее - Правила), введенных в действие Постановлением главного санитарного врача РФ от 04.03.2003 года № 12, подготовленный в рейс состав за 2 часа до подачи под посадку пассажиров принимается постоянно действующей комиссией (ПДК), в состав которой в обязательном порядке входит представитель органов Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте. Отправка состава производится после разрешающей записи работника Госсанэпиднадзора в Книге предъявления вагонов пассажирского парка к техническому обслуживанию (далее - книга формы ВУ-14). Как видно из Книги формы ВУ - 14. 27 июля 2011 года прицепные вагоны сообщением «Ульяновск Адлер» к поезду № 433/434, сообщением «Ижевск - Адлер», были обследованы ПДК на предмет работоспособности оборудования, в том числе установки кондиционирования воздуха МАБ-2 в вагоне с техническим номером 063-13902. После проверки сделаны соответствующие отметки о готовности оборудования и вагона в целом к отправке в рейс. Подпись работника Госсанэпиднадзора так же проставлена. Из этого следует, что вагон № 063-13902 был включен в схему поезда № 433/434, сообщением «Ижевск - Адлер», с исправным УКВ. Из записи в Книге жалоб и предложений (далее - книга формы АДУ-20), сделанной 31.07.2011 года пассажирами вагона порядковый номер 17 видно, что УКВ работала. В исковом заявлении истец указал, что пассажиры вагона открывали три окна. Из этого следует, что уменьшить теплоприток и снизить температуру воздуха в вагоне за счет механической подачи наружного воздуха или путем открывания окна нельзя, так как температура вне вагона может быть выше 26 градусов С. Согласно пункту 2.2 Руководства по эксплуатации 4445.00.00.000 РЭ, запрещается эксплуатация УКВ при открытых форточках и дверях. Следовательно, эффективность работы УКВ была снижена вследствие того, что пассажиры открывали форточки и двери купе. Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года № 2300-1, моральный вред подлежит компенсации при наличии вины причинителя. Истец не представил суду доказательства, подтверждающие вину Ответчика в причинении физических и нравственных страданий Мельниковым. Какие либо доказательства, подтверждающие причинение вреда здоровью Мельниковым также в деле отсутствуют. Из вышеизложенного следует, что вина ответчика в данной ситуации отсутствует. Кроме того, ответчиком не совершено каких либо действий, причинивших моральный вред истцу. Принимая во внимание, что пассажиры вагона, в том числе и Мельниковы, способствовали, чтобы УКВ работала не эффективно, основания к удовлетворению требований истца отсутствуют. Просит в удовлетворении исковых требований Ульяновской городской общественной организации защиты прав потребителей «Общественный контроль» в интересах Мельникова Д.А., Мельниковой Е.И., Мельниковой А.Д. о взыскании морального вреда, штрафа и компенсации судебных издержек отказать в полном объеме. Выслушав стороны, пояснения свидетелей, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что в период с 30.07.2011г. по 01.08.2011г. Мельников Д.А., Мельникова Е.И. и Мельникова А.Д. возвращались с отдыха домой поездом № 434 «Адлер-Ульяновск-Ижевск» в 17 купейном вагоне. Для проезда от ст.Хоста до ст.Ульяновск у пассажиров имелись проездные документы № стоимостью 3478 руб. 30 коп., место № 5, № № стоимостью 3478 руб. 30 коп., место № 6, № № стоимостью 3478 руб. 30 коп., место № 7. В силу ст. 784 Г К РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003г. N 18-ФЗ ""Устав железнодорожного транспорта РФ" пассажиры как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством РФ о защите прав потребителей. В соответствии с п. 2, 5 ст.4 ФЗ «О защите прав потребителей» при отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар, работа, услуга) такого рода обычно используется, если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям». Статьей 11 Федерального Закона от 30.03.1999г №52-ФЗ <Ю санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Согласно ст.80 ФЗ от 10.01.03г. №18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ", пассажирские вагоны, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На основании Приложения №5 «Параметры микроклимата в вагонах» Санитарно-эпидемиологических правил СП 2 5.1 198-03. утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ, температура в пассажирском и служебных вагонов всех типов и классов при температуре наружного воздуха от плюс 20 до плюс 40 градусов не должна превышать 22-26 градусов. В силу п. 5,1.34. СП 2.5.1 198-03 система вентиляции должна быть рассчитана на непрерывную работу для обеспечения подачи наружного воздуха летом не менее 20 куб. ч и зимой не менее 10 куб м/ч на каждое место в вагоне. Согласно п 5.1.70. СП 2.5.1198-03 запрещается включение в схему поезда пассажирских вагонов, имеющих неисправности систем вентиляции, холодильных установок. Вагоны с вышеуказанными недостатками подлежат отцепке в пунктах формирования, запрещается проезд в них из пунктов оборота. Таким образом, ОАО «Федеральная пассажирская компания» обязано осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с требованиями санитарных норм. В судебном заседании установлено, что температура воздуха в вагоне № 17, в котором находились во время поездки истцы, достигала +34 градусов С, что противоречит указанным выше нормативным требованиям. Это установлено пояснениями истцов, свидетелей - пассажира Хасанзанова М.Х., проводника Улыбышевой Л.А., которые пояснили, что действительно температура во время поездки в вагоне № 17 превышала нормативные требования. Также данное обстоятельство подтверждается представленными фотоизображениями, записями пассажиров в книге жалоб и предложений, составленным пассажирами актом. К доводам представителя ответчика, что нарушение температурного режима было вызвано действиями пассажиров, в том числе пассажиров Мельниковых, заявлены без каких-либо оснований. Свидетель Улыбышева Л.А. пояснила, что Мельниковы при ней окна не открывали, это делали другие пассажиры. Кроме того, Улыбышева Л.А. подтвердила доводы истцов о том, что форточки можно было закрыть ключом, однако этого сделано не было. Обязанность выполнения санитарных нормативов лежит на перевозчике, а не на пассажирах. В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» потребителю компенсируется моральный вред причиненный вследствие нарушения исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией прав потребителя. 15 августа 2011 года потребители обратились к ответчику с претензиями и требовали выплаты им компенсации морального вреда. В ответе на претензию ОАО «ФПК» 21.09.2011 года отказалось удовлетворить требования потребителей. С учетом требований разумности, учитывать степень физических и нравственных страданий истцов, суд полагает, что в пользу каждого из истцов с ответчика следует взыскать компенсацию морального вреда по 2 500 рублей каждому. Статьей 13 ФЗ «О защите прав потребителей» установлено, что указанный штраф взыскивается в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения его требований. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей, 50% суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям. Таким образом, в доход местного бюджета следует взыскать 1875 рублей, в пользу УГООЗПП "Общественный контроль" 1875 рублей. В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей. В силу ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В соответствии с Уставом УГООЗПП "Общественный контроль" общественная организация вправе заключать договора об оказании юридических услуг для представительства общественной организации в суде, в интересах обратившихся в УГООЗПП "Общественный контроль" потребителей. Стоимость правовых услуг по договору УГООЗПП "Общественный контроль" с ООО "РК"АлмазГрупп" составляет 10000 руб. 00 коп. С учетом принципа разумности взысканию подлежит 4000 рублей. Исковые требования удовлетворить частично. Взыскать с открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» в пользу Мельникова Д.А., Мельниковой Е.И. и Мельниковой А.Д. компенсацию морального вреда в размере по 2 500 рублей каждому. Взыскать с открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» штраф пользу Ульяновской городской общественной организации защиты прав потребителей «Общественный контроль" 1875 рублей, в доход местного бюджета 1875 рублей. Взыскать с открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» в пользу Ульяновской городской общественной организации зашиты прав потребителей "Общественный контроль" судебные издержки в размере 4 000 руб. 00 коп. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья Л.Н. Матвеева