о возменении вреда здоровью



2-6419/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2011г. г. Ульяновск

Ленинский районный суд

в составе председательствующего судьи Першиной С.В.

с участием помощника прокурора Карабанова А.С.

при секретаре Булатовой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сергеева С.В. к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда, причиненного здоровью с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством,

У С Т А Н О В И Л:

Сергеев С.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда, причиненного здоровью с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, указав в обоснование иска следующее.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В связи этим с мая 1996г. ему была установлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу была продлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности и повторно с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности.

При очередном переосвидетельствовании с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно истцу была установлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 8 июня 2001г. № 455 и от 24 августа 2002г. № 629 Военный комиссариат Ульяновской области выплатил истцу недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью за период с 02 июня 1998г. по 14 февраля 2001г. в сумме 63255,78 рублей 78 копеек исходя из его денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пойка, на основании ст. 3 ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ и п. 3 резолютивной части постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.1997г. № 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

По своей инициативе ответчик назначил истцу ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 15.02.2001г. исходя из твёрдой денежной суммы в размере 1000руб. как инвалиду 3 группы, согласно ст. 1 ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Назначив ежемесячную денежную компенсацию в твердой сумме с ДД.ММ.ГГГГ, ответчик занизил размер указанной выплаты, что привело к ухудшению материального положения истца, поскольку размер возмещения вреда, исчисленный исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности и подлежащий выплате с ДД.ММ.ГГГГ составлял 1948,33руб., что значительно превышает размер ежемесячной денежной компенсации, которая была назначена ему как инвалиду третьей группы - 1000руб.

Таким образом, ответчик, исчислив истцу недополученную денежную компенсацию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ исходя из денежного довольствия, признал за ним право на получение возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ, но при этом незаконно лишил его права выбора способа исчисления с ДД.ММ.ГГГГ суммы в возмещение вреда здоровью и без его согласия стал производить ему выплату в фиксированном размере.

С ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в суд с иском об индексации сумм возмещения вреда здоровью.

Решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда здоровью в размере 1000руб. была проиндексирована с ДД.ММ.ГГГГ на индексы уровня инфляции 1,12, 1,12, 1,1. Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью составила 1379,84руб.

Решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда здоровью увеличена на индекс 1,08 и составила 1490,40руб.

Вышеуказанные решения были отменены по вновь открывшемся обстоятельствам.

Решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда здоровью в размере 1000руб. была проиндексирована на индексы прожиточного минимума с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на индексы уровня инфляции и взыскана в пользу истца задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 19943,40руб. и ежемесячно по 2036,17руб., начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией. Требований о перерасчете сумм возмещения вреда здоровью исходя из среднемесячного заработка истец в ходе судебного разбирательства не предъявлял.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ выплаты возмещения вреда здоровью производятся ответчиком без судебного решения исходя из твёрдой денежной суммы.

Военный комиссариат Ульяновской области производил истцу с учетом индексации ежемесячные платежи в счет возмещения вреда здоровью до ДД.ММ.ГГГГ по 3216,77руб., однако, по истечению срока действия судебного постановления выплаты с ДД.ММ.ГГГГ были занижены до 2637,75руб.

С исчислением ежемесячной суммы возмещения вреда в твердом размере истец был не согласен.

ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в Военный комиссариат Ульяновской области с письменным заявлением о перерасчете размера возмещения вреда здоровью исходя от его заработка (денежного довольствия) и выплаты образовавшейся задолженности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 20.12.2010г. № 21-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2
Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На свое обращение получил отказ, датированный ДД.ММ.ГГГГ

Данный отказ считает незаконным по следующим основаниям.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20.12.2010г. № 21-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина» указал, что часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года.

В п.1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010г. № 21-П постановлено: конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Согласно положениям пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.11.1995) инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или

соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Компенсация вреда должна производиться в полном объеме. Государство, учитывая особый статус военнослужащих, гарантирует им и членам их семей полную материальную компенсацию полученного повреждения здоровья, которая реализуется производством выплат в возмещение вреда.

Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992г. (далее Правила).

Согласно статье 14 Правил, среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание.

Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию гражданина) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца.

Согласно ст. 15 среднемесячный заработок за указанный в статье 14 настоящих Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12. Если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях, (в ред. Федерального закона от 24.11.95 № 180-ФЗ).

На основании приказа Министра Обороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ, приказом командира части от ДД.ММ.ГГГГ майор Сергеев С.В. - старший помощник начальника отделения кадров с ДД.ММ.ГГГГ был уволен (исключен из списков части и всех видов обеспечения). Выплаты денежного довольствия Сергееву С.В. за период военной службы и по день увольнения производились Украинскими карбованцами.

Размер денежного довольствия Сергеева С.В. Военным комиссариатом Ульяновской области был определен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» и составлял 172922 руб. Указанный размер денежное довольствие Военным комиссариатом Ульяновской был увеличен (осовременен) на коэффициент 1,8 согласно тарифной сетки и составлял 298591,80 руб. в месяц; (должностной оклад -110466 + оклад по воинскому званию -88920 + надбавка за выслугу лет 30% -59815,80 + продовольственный паек -39390), что подтверждается сведениями в материалах пенсионного дела на имя Сергеева С.В. Учитывая, что ДД.ММ.ГГГГ был последним месяцем службы истца и с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена пенсия, что подтверждается заявлением о назначении пенсии, следовательно, указанный размер денежного довольствия 172922 руб. в силу ст. 15 Правил является заработком в новых условиях и должен применяться для расчета суммы возмещения вреда.

В силу части 3 ст. 11 Правил, при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии. Поскольку данное положение было введено Федеральным законом № 180-ФЗ, то оно применяется при определении сумм возмещения вреда впервые для военнослужащих со 02.06.1998г. (ст. 3 ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ, п. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.1997г. № 18-П и пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005г. № 7).

Согласно статье 2 Федерального закона от 01 ноября 1995 г. № 160-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации» при назначении пенсий или их перерасчете после 1 ноября 1995 года суммы заработка, полученные до 1 ноября 1995 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов, включая коэффициент, предусмотренный статьей 1 настоящего Федерального закона.

Следовательно, сумма среднемесячного заработка, из которого исчисляется возме­щение вреда, увеличивается: с 1 августа 1993 г. - в 1,8 раза; с 1 мая 1994 г. - в 1,3 раза; с 1 апреля 1994 г. - в 1,8 раза; с 1 октября 1994 г. - в 1,51 раза; с 1 ноября 1994 г. - в 1,2 раза; с 1 мая 1995 г. - в 1,27 раза; с 1 июня 1995 г. - в 1,2 раза; с 1 августа 1995 г. - в 1,05 раза; с 1 января 1996 г. - в 1,15 раза; с 1 мая 1996 года - в 1,1 раза. (Постановление ВС Российской Федерации от 14 июля 1993 г. № 5436-1; Феде­ральный закон от 5 мая 1994 г. № 2-ФЗ; Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. № 2121; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. № 30-ФЗ; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. № 31-ФЗ; Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 44-ФЗ; Федеральный закон от 28 нюня 1995 г. № 99-ФЗ; Федеральный закон от 27 июля 1995 г. № 117-ФЗ; Федеральный закон от 01 ноября 1995 г. № 160-ФЗ; Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 55-ФЗ).

Применение указанных индексов подтверждается письмом Пенсионного Фонда Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 06-12/4408-ИН «О сводной таблице коэффициентов для исчисления заработка, минимальных и максимальных пенсий».

С учетом изложенного сумма заработка 172922 руб., из которого исчисляется размер возмещения вреда, с учетом индексации составляет

2428672,26руб. согласно следующему расчету: 172922 х 1,8 х 1,3 х 1,8 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15 = 2428672,26 руб. Следовательно, размер компенсации возмещения вреда, подлежащей назначению истцу на дату установления ему инвалидности 3 группы (с мая 1996 года) с учетом степени утраты трудоспособности 40%, составил 971468,90 руб. (неденоминированных) (2428672,26 руб. х 40%).

В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288), статьей 318 ГК Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда.

Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации: с 1 апреля 1996 года в 1, 2 раза, с 1 января 1997 года - в 1,1 раза, с 1 июля 2000г. - в 1,581 раза, с 1 января 2001г. - в 1,515 раза.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ. от 05.04.2005г. № 7, в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренные ч 1 и 2 этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. (ч. 2 п. 3.2 Определения Конституционного Суда РФ. от 21.12.2005г. № 364-О).

Таким образом, с 01.01.2002г. следует применить индекс 1,17; с 01.01.2003г. - индекс 1,24; с 01.01.2004г. - индекс 1,16; с 01.01.2005г. -индекс 1,11; с 01.01.2006г.- 1.09, с 01.01.2007г.- 1.08, с 01.01.2008г.- индекс 1.105, с 01.01.2009г.- индекс 1.13, с 01.01.2010г. – индекс 1.1, с 01.01.2001г. – 1.065.

В силу пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1, при рассмотрении иска по данной категории дел (к примеру, о назначении или перерасчете сумм в возмещение вреда), предъявленного по истечении трех лет со времени возникновения права на удовлетворение требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, следует иметь в виду, что в силу статьи 208 ГК РФ выплаты за прошлое время взыскиваются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Вместе с тем суд вправе взыскать сумму возмещения вреда и за период, превышающий три года, при условии установления вины ответчика в образовавшихся недоплатах и несвоевременных выплатах гражданину.

Данная правовая позиция подтверждена Определением судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации № 80-В-11-2 от 8 апреля 2011г. по делу Салтыкова А.М. к Военному комиссариату Ульяновской области о взыскании задолженности по ежемесячным выплатам сумм возмещения вреда здоровью с 29 июня 2000г. по 2010 г.

В рассматриваемом случае ежемесячная выплата своевременно не исчислена исходя из денежного довольствия истца только по вине Военного комиссариата Ульяновской области, который обязан осуществлять такие выплаты. Таким образом, сумму задолженности в возмещение вреда здоровью с учётом индексации истцу следует выплатить за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за вычетом выплаченного ранее. Размер задолженности по выплатам возмещения вреда здоровью за вышеуказанный период составит 535923 рубля 50 копеек.

Просит взыскать с ответчика сумму образовавшейся задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 535923,50руб., за счёт средств федерального бюджета и обязать ВК Ульяновской области, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до- бессрочно производить ежемесячную выплату в возмещение вреда здоровью в размере 9880 рублей 28 копеек с последующей индексацией в соответствии с законодательством.

В судебном заседании представитель истца Дегтярев А.В. на удовлетворении исковых требований настаивал, дав суду аналогичные пояснения.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменный отзыв на иск. В письменном отзыве просит в удовлетворении исковых требований Сергееву С.В. отказать по следующим основаниям.

Сергеев С.В. является пенсионером МОРФ с ДД.ММ.ГГГГ и получает пенсию за выслугу лет (27л.). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с этим в настоящее время Сергеев С.В. С ДД.ММ.ГГГГ имел 3 группу инвалидности, связанную с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС, установленную со сроком до ДД.ММ.ГГГГ включительно. С ДД.ММ.ГГГГ имеет 3 группу инвалидности, связанную с заболеванием, полученным при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на ЧАЭС, установленную бессрочно.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы Сергееву С.В. назначается и выплачивается в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» № 1244-1 от 15 мая 1991 года.

После 15.02.2001г. в действие вступил ФЗ от 12.02.2001г. №5-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Закон РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС». Законодатель перестал отождествлять возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, с возмещением вреда, причиненного в связи с трудовыми отношениями.

Сергееву С.В. была назначена сумма возмещения вреда здоровью по ст.14 п. 15 в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (№ 1244 -1 от 15.05.1991 г.) с 15.02.2001г., в частности ежемесячной выплаты возмещения вреда здоровью (ст.14 п.15).

С 15.02.2001г. -28.02.2001г. 500,00руб.; с 01.03.2001г.- 1000 рублей. С 01. 12.2004г. размер выплаты составил 1379 рублей 84 копейки, с 01.01.2005г. - 1518,00 рублей, с 01.01.2006г.- 1647,03 рублей. С 01.12.2006г.- 2036,17 рублей, с 01.01.2007г.- 2199,06 рублей, с 01.01.2008г. -2429,96 рублей, с 01.01.2009г. - 2745,85 рублей, с 01.01.2010г. - 3020,44 рублей, с 01.01.2011г. - 3216,77рублей, с 01.06.2011г. – 2637 рублей 75 копеек.

Требования Сергеева С.В. о выплате недополученных сумм по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровья за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются несостоятельными, т.к. ежемесячная денежная выплата в возмещение вреда здоровью была изначально (с ДД.ММ.ГГГГ) определена Сергееву С.В., исходя из твердой денежной суммы в размере 1000,00руб.

В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (№ 1244 -1 от 15.05.1991 г.) по ст.14 п. 15 все выплаты возмещения вреда здоровью Сергееву С.В. производились верно.

Представитель ВК Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в отсутствие. Решение оставляет на усмотрение суда.

Выслушав мнение представителя истца, заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим частичному удовлетворению, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В связи этим с мая 1996г. ему была установлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу была продлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности и повторно с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности. При очередном переосвидетельствовании с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно истцу была установлена 3 группа инвалидности с утратой 40% трудоспособности.

На основании пункта 15 статьи 14 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.

Как инвалиду 3 группы вследствие чернобыльской катастрофы ДД.ММ.ГГГГ ВК Ульяновской области истцу была назначена денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в размере 1000 рублей.

14 мая 2003г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.06.2001г. № 455 «Об утверждении порядка и условий возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы» за период с 02.06.1998г. по 14.02.2001г. Сергееву С.В. была выплачена компенсация в сумме 63255 рублей 78 копеек исходя из его денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка.

Начиная с 15.02.2001г. истцу была назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью исходя из твёрдой денежной суммы в размере 1000руб. как инвалиду 3 группы, согласно ст. 1 ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда здоровью в размере 1000 рублей была проиндексирована с 19.06.2002г. на индексы уровня инфляции 1,12, 1,12, 1,1. Размер ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью установлен в размере 1379 рублей 84 копеек.

Решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда здоровью увеличена на индекс 1,08 и составила 1490,40руб.

Вышеуказанные решения были отменены по вновь открывшимся обстоятельствам.

Решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ сумма возмещения вреда здоровью в размере 1000руб. была проиндексирована на индексы прожиточного минимума с 2002г. по 2004г., с 2005г. по ноябрь 2006г. на индексы уровня инфляции и взыскана в пользу истца задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002г. по 30.11.2006г. в сумме 19943,40руб. и ежемесячно по 2036,17руб., начиная с 01 декабря 2006 года до 01.06.2011г. с последующей индексацией.

В силу пункта 3 ст. 209 ГПК РФ, в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 21-П выявлен конституционно-правовой смысл, согласно которому положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

В силу пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) Сергееву С.В. как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающему пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата денежных сумм возмещения вреда не производилась, и за их назначением он не обращался.

В связи с изменениями в правовом регулировании, обусловленными принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П, которым лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на возмещение вреда здоровью было признано противоречащим Конституции Российской Федерации, и введенными спустя три года Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, которым данное право гарантировалось всем военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, истец обратился в Военный комиссариат Ульяновской области с заявлением об установлении ему соответствующей ежемесячной денежной компенсации. На основании пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) с 15 февраля 2001 года истцу как инвалиду третьей группы была назначена ежемесячная денежная компенсация в размере 1 000 рублей, а на основании принятого во исполнение предписания статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ Постановления Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 455 единовременно выплачена неполученная денежная компенсация за период со 2 июня 1998 года по 14 февраля 2001 года в размере, исчисленном из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Полагая, что таким же образом (исходя из денежного довольствия) должен определяться и размер причитающейся ему ежемесячной денежной компенсации истец обратился в суд с настоящим иском.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Из статей 1,2,7,18,53 Конституции Российской Федерации вытекает обязанность Российской Федерации как правового социального государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, и согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности (часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации), которое, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, выступает основой всех прав и свобод человека и необходимым условием их существования и соблюдения (Постановления от 3 мая 1995 года № 4-П, от 15 января 1999 года № 1-П, определения от 17 февраля 2005 года № 17-0, от 5 марта 2009 года № 376-О-П).

Возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, и государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, обусловлено самим фактом причинения такого вреда (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года №18-П и от 19 июня 2002 года № 11-П). При этом на государство, призванное в силу статьи 21 Конституции Российской Федерации охранять достоинство личности во всех сферах, возлагается обязанность предоставить этим гражданам эффективную поддержку как лицам, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития.

В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих.

Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР". Кроме того, им было предоставлено право получать две пенсии одновременно - пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, пунктом 25 части первой статьи 14 названного Закона Российской Федерации в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абзаца третьего пункта 2 части первой его статьи 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась.

Признавая лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П исходил из того, что пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой и что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.

Изменения, направленные, в том числе на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 01 декабря 1997г. № 18- П были внесены в Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ФЗ от 12 февраля 2001г. № 5- ФЗ.

В данном Федеральном законе использован новый подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий: так, если до 15 февраля 2001 года суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности; при этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2).

Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года № 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 - 2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности.

Данный нормативный правовой акт, как следует из его содержания, не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы 6 выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года №607).

Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав.

Соответственно, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года №5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года.

Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 3 июня 2004 года № 11-П, от 5 апреля 2007 года № 5-П и от 10 ноября 2009 года № 17-П).

Таким образом, суд находит исковые требования истца о перерасчете возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия обоснованными, но считает, что данный перерасчет следует производить только с момента вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. №21-П, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку право выбора у истца на расчет ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда здоровью исходя из твердой суммы заработка либо из заработка ранее отсутствовало.

Рассматриваемым Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации впервые дано разъяснение конституционно-правового смысла положения части 1 статьи 1 ФЗ РФ от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ, в связи с чем, именно с этой даты могут быть исчислены недополученные суммы возмещения вреда здоровью истцу исходя из денежного довольствия.

Как уже отмечалось, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до 15 февраля 2001 года определялись пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ).

Вышеуказанная норма материального права гарантирована инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Учитывая, что радиация обусловленная наружным и внутренним облучением имеет тенденцию постоянно накапливаться в организме человека, максимальное негативное воздействие на организм человека (повреждение здоровья - увечье или страховой случай в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ) приходится на последний день пребывания в зоне особого риска, то временем наступления страхового случая (увечья) является последний день пребывания в зоне особого риска.

Совместным письмом Минздрава СССР от 6-10 июля 1989 года № 03-6/29-6; Госкомитета СССР по Труду и Социальным вопросам от 6-10 июля 1989 года № 1678-мк и ВЦСПС от 6-10 июля 1989 года № 14-03-4а/311 указано, что причину заболевания и инвалидности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС следует считать профессиональной.

Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, до 6 января 2000 года определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года, а с 6 января 2000 года - Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно статье 14 вышеназванных Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина).

Статьей 15 Правил предусмотрено, что среднемесячный заработок за указанный в статье 14 Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12.

Аналогичная норма предусмотрена статьей 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно вышеприведенному правовому обоснованию ежемесячная компенсация в возмещение вреда за ущерб, нанесенный здоровью истца при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, рассчитывается исходя из размера денежного довольствия в размере 172922 рубля. Приказом командира части от ДД.ММ.ГГГГ майор Сергеев С.В. с ДД.ММ.ГГГГ был уволен. Учитывая, что ноябрь 1993г. был последним месяцем службы истца и с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена пенсия, что подтверждается заявлением о назначении пенсии, следовательно, указанный размер денежного довольствия 172 922 руб. в силу ст. 15 Правил является заработком в новых условиях и должен применяться для расчета суммы возмещения вреда.

В силу части 3 ст. 11 Правил, при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии. Поскольку данное положение было введено Федеральным законом № 180-ФЗ, то оно применяется при определении сумм возмещения вреда впервые для военнослужащих со 02.06.1998г. (ст. 3 ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ, п. 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.1997г. № 18-П и пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005г. № 7).

Согласно статье 2 Федерального закона от 01 ноября 1995 г. № 160-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в Российской Федерации» при назначении пенсий или их перерасчете после 1 ноября 1995 года суммы заработка, полученные до 1 ноября 1995 года, индексируются с применением коэффициентов, установленных для соответствующих периодов, включая коэффициент, предусмотренный статьей 1 настоящего Федерального закона.

Следовательно, сумма среднемесячного заработка, из которого исчисляется возме­щение вреда, увеличивается: с 1 августа 1993 г. - в 1,8 раза; с 1 мая 1994 г. - в 1,3 раза; с 1 апреля 1994 г. - в 1,8 раза; с 1 октября 1994 г. - в 1,51 раза; с 1 ноября 1994 г. - в 1,2 раза; с 1 мая 1995 г. - в 1,27 раза; с 1 июня 1995 г. - в 1,2 раза; с 1 августа 1995 г. - в 1,05 раза; с 1 января 1996 г. - в 1,15 раза; с 1 мая 1996 года - в 1,1 раза. (Постановление ВС Российской Федерации от 14 июля 1993 г. № 5436-1; Феде­ральный закон от 5 мая 1994 г. № 2-ФЗ; Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. № 2121; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. № 30-ФЗ; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. № 31-ФЗ; Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 44-ФЗ; Федеральный закон от 28 нюня 1995 г. № 99-ФЗ; Федеральный закон от 27 июля 1995 г. № 117-ФЗ; Федеральный закон от 01 ноября 1995 г. № 160-ФЗ; Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 55-ФЗ).

С учетом изложенного сумма заработка 172 922 руб., из которого исчисляется размер возмещения вреда, с учетом индексации составляет 2428672,26руб. согласно следующему расчету: 172 922 х 1,8 х 1,3 х 1,8 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15 = 2428672,26 руб. Следовательно, размер компенсации возмещения вреда, подлежащей назначению истцу на дату установления ему инвалидности 3 группы (с мая 1996 года) с учетом степени утраты трудоспособности 40%, составил 971468,90 руб. (неденоминированных) (2428672,26 руб. х 40%).

В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288), статьей 318 ГК Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда.

Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации: с 1 апреля 1996 года в 1, 2 раза, с 1 января 1997 года - в 1,1 раза, с 1 июля 2000г. - в 1,581 раза, с 1 января 2001г. - в 1,515 раза.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. № 7, в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ суммы ежемесячных выплат, предусмотренные ч 1 и 2 этой нормы, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (ч. 2 п. 3.2 Определения Конституционного Суда РФ от 21.12.2005г. № 364-О).

Таким образом, с 01.01.2002г. следует применить индекс 1,17; с 01.01.2003г. - индекс 1,24; с 01.01.2004г. - индекс 1,16; с 01.01.2005г. следует применить индекс - 1,11, с 01.01.2006г.- 1.09, с 01.01.2007г.- 1.08, с 01.01.2008г.- индекс 1.105, с 01.01.2009г.- индекс 1.13, с 01.01.2010г. – индекс 1.1, с 01.01.2001г. – 1.065.

С учетом применения вышеуказанных индексов, размер ежемесячной выплаты возмещения вреда здоровью на 01.01.2001г. составлял 3071 рубль 48 копеек (971468 руб. 90 коп. х 1.2 х1.1: 1000 х1.581 х 1.515), а с учетом применения с 01.01.2001г. индексов прожиточного минимума- 1.17,1.24,1.16,1.11,1.09,1.08, 1.105, 1.13, 1.1, 1.065- 9880 рублей 28 копеек.

Очевидно, что наиболее благоприятным будет такой критерий индексации возмещения вреда здоровью, при котором базовый размер указанной компенсационной выплаты, начиная с 01 января 2002г. будет повышаться на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума, поскольку эти индексы по своей величине превышают ежегодные индексы уровня инфляции за тот же период времени, а, начиная с 01 января 2005г.- на ежегодные индексы уровня инфляции.

Таким образом, исходя из наиболее благоприятного критерия индексации возмещения вреда здоровью, размер указанной компенсационной выплаты, подлежащей назначению истцу с ДД.ММ.ГГГГ, должен составлять 9880 рублей 28 копеек, тогда как фактически ВК Ульяновской области выплачивает компенсационную выплату в размере 2637 рублей 75 копеек.

Поскольку ответчик назначил истцу возмещение вреда здоровью, но выплачивал его в меньшем размере, чем положено, суд приходит к выводу о том, что имеет место недоплата денежных сумм.

Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно размер недоплаты составит: 64709 рублей 67 копеек. Расчет задолженности суд производит следующим образом:

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надлежало выплатить: 9277 руб. 26 коп. : 31 х 12= 3591 рубль 20 копеек; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 9880 руб. 28 коп. х 9 мес. =88920 рублей; а всего- 88992 руб. 52 коп. + 3591 руб. 20 коп. = 92513 рублей 72 копейки.

Фактически выплачено за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ = 27804 рубля 05 копеек- с 20.12.по ДД.ММ.ГГГГ- 3020 руб. 44 коп.: 31 х 12= 1169 рублей 20 коп.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 3216 руб. 77 коп. х 5 мес. = 16083 руб. 85 коп.; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 2637 руб. 75 коп. х 4 мес. = 10551 руб.

Недоплату в размере 64709 рублей 67 копеек следует взыскать в пользу истца единовременно.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сергеева С.В. удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Сергеева С.В. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, единовременно задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 64709 рублей 67 копеек.

Взыскивать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Сергеева С.В. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 9880 рублей 28 копеек, начиная с 01 октября 2011г. бессрочно с последующей индексаций в соответствии с действующим законодательством.

В остальной части иска Сергееву С.В. к Военному комиссариату Ульяновской области отказать.

Решение в течение 10 дне может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА