РЕШЕНИЕ 23 ноября 2011 г. г. Ульяновск в составе: судьи Матвеевой Л.Н., при секретаре Суслиной А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уба А.В. в интересах несовершеннолетнего Уба А.А. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда, установил: Уба А.В. обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Уба А.А. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что А.В. Уба является отцом и законным представителем несовершеннолетнего Уба А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> Сын является инвалидом детства (справка серия МСЭ-№ от 14.06.2005 г., выдана ГБ МСЭ Ульяновской области сроком до 28.04.2016 г.) и нуждается в обеспечении протезно-ортопедическим изделием (<данные изъяты> Ребенок ведет полноценный образ жизни, посещает общеобразовательную школу № в г. Ульяновске, дополнительные занятия по изучению иностранного языка, музыкальное отделение при школе №, самостоятельно передвигаясь по городу. В связи с ростом ребенка, замену <данные изъяты> необходимо произвести в кратчайшие сроки. Статья 10 Федерального Закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии со статьей 11.1. того же Закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации. Постановлением Правительства Ульяновской области № 29 от 26 января 2007 года «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи, в Ульяновской области» (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области от 11.03.2009 N 87-П) утвержден Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в протезно-ортопедической помощи в Ульяновской области. Техническое обслуживание и ремонт технических средств реабилитации инвалидов производятся вне очереди с освобождением от оплаты или на льготных условиях (в ред. Федеральных законов от 23.10.2003 N 132-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Порядок предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту технических средств реабилитации инвалидов определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть восьмая введена Федеральным законом от 23.10.2003 N 132-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ). В феврале 2011 г. Уба Л.И., мама Уба А.А., обратилась в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с необходимыми документами для получения нового протезно-ортопедического изделия для сына. В ходе неоднократных визитов к начальнику службы по обеспечению техническими средствами реабилитации Департамента социальной поддержки населения Министерства труда и социального развития Ульяновской области Рахматуллиной Л.И. истцу поясняли, что для изготовления протеза необходимо провести заседание комиссии, объявить конкурс на право получения бюджетных средств и заключения договора на изготовление протезно-ортопедических изделий по государственному заказу. 05.04.2011 г. ему на руки было выдано заключение медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий № 47 от 25.03.2011 г. - документ, по смыслу дублирующий карту № от 16.11.2009 г. Специалистами службы по обеспечению техническими средствами реабилитации Департамента социальной поддержки населения Министерства труда и социального развития Ульяновской области не были названы конкретные сроки выполнения работ <данные изъяты> для ребенка. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, № от 16.11.2009 г. Уба А.А. в период с 16 ноября 2009 г. по 28 апреля 2016 года нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации. Специалисты Министерства труда и социального развития Ульяновской области ссылаются на Федеральный Закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г., а между тем вопрос об изготовлении протеза для ребенка не терпит промедления. 12.05.2011 г. Прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска направлено в Ленинский районный суд г. Ульяновска исковое заявление об обеспечении техническими средствами реабилитации Уба А.А.. ДД.ММ.ГГГГ по делу № Ленинским районным судом г. Ульяновска вынесено решение об удовлетворении исковых требований Прокурора, а также о возложении на Министерство труда и социального развития Ульяновской области обязанности обеспечить Уба А.А. средствами реабилитации: протезом голени согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ № и заключению медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий от 25.03.2011 г. № 47. 27.06.2011 г. протез выдан на руки Уба А.А.. В связи с длительным ожиданием изготовления протеза и вынужденным использованием старого протеза у ребенка возникли повреждения кожного покрова левой нижней конечности, что подтверждается выпиской из амбулаторной карты Уба А.А., выданной врачом городской больницы №. Министерством труда и социального развития Ульяновской области нарушены личные неимущественные права ребенка-инвалида Уба Артема Андреевича, а также неимущественные права родителей ребенка-инвалида Уба Л.И., Уба А.В. Таким образом, ребенку-инвалиду Уба А.А. причинены физические и нравственные страдания. Просит взыскать с надлежащего ответчика компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей в пользу Уба А.В. в интересах несовершеннолетнего Уба А.А.; взыскать с надлежащего ответчика госпошлину в размере 200 рублей. 00 копеек. В судебном заседании Уба А.В. на иске и его доводах настаивал. В судебном заседании Уба А.А. не присутствовал. В судебном заседании представитель ответчика Министерства труда и социального развития иск не признал и пояснил, что Министерство в своей работе руководствуется Федеральным законодательством, а именно - Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 года №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из протезно-ортопедическими изделиями», а также законодательством Ульяновской области, а именно - Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 года № 61-П «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение». 25.05.2011 комиссией Министерства труда и социального развития Ульяновской области было принято решение о необходимости досрочной замены технического средства реабилитации в связи с ростом Убе А.А. Заключение комиссии было направлено Убе А.А. в письменном виде. Министерство, как государственный орган при приобретении средств технической реабилитации должно руководствоваться Федеральным- законом от ДД.ММ.ГГГГ №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". 15.04.2011 Министерством было направлено в Департамент государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области технико-экономическое задание на проведение открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по изготовлению протезов для обеспечения ими инвалидов в 2011 году. Департамент государственных закупок, руководствуясь Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, провел открытый аукцион, результаты которого были опубликованы 05.05.2011 и 17.05.2011в победителем аукциона ФГУП «Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие» был заключен государственный контракт № от 17.05.2011. При получении оригинала контракта Министерством было выдано направление на протезное предприятие на изготовление и получение протеза, т.е. Министерством свои функции по обеспечению Уба А.А. протезом были выполнены еще до решения суда. Сроки изготовления и выдачи протеза не зависят от Министерства, Министерство не знает когда Уба А.А. передал выданное ему направление на протезное предприятие. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для, разрешения конкретного спора. Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Министерство своими действиями не причиняло Убе А.А. ни физических, ни нравственных страданий. Министерство действовало в соответствии с действующим законодательством и не могло игнорировать законодательство ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", так как за его нарушение предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная. Представитель третьего лица, Министерства финансов Ульяновской области, в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать. Пояснил, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалид)" за счёт средств федерального бюджета. Предусмотренные индивидуальными программами реабилитации инвалидов технические средства реабилитации, предоставленные им за счёт средств федеральною бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование. В целях реализации Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2101-р, постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 № 61-П утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями. Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Заявление о предоставлении технического средства подаётся инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в государственное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области по месту жительства (пребывания) инвалида (ветерана) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации. Учреждение социальной защиты передаёт заявление в исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной зашиты населения, Министерство труда и социального развития Ульяновской области. Министерство рассматривает заявление, указанное в п. 4 Правил, формирует банк данных нуждающихся в предоставлении технического средства и в 15-дневный срок с даты поступления заявления в учреждение социальной защиты в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учёт но обеспечению техническим средством (изделием); высылает (выдаёт) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства реабилитации. Приобретение, изготовление и ремонт технических средств реабилитации осуществляется Министерством в рамках Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», то есть по результатам конкурса по отбору санаторно-курортных учреждений на закупку путёвок для лечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счёт средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. По сведениям, представленным Министерством, технико-экономическое задание было составлено и направлено в департамент государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области 15.04.2011 в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Департаментом был проведен открытый аукцион и 17.05.2011 был заключен государственный контракт на изготовление протеза. Министерством 23.05.2011 было выдано Убе А. А. направление на получение <данные изъяты> В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. В данном случае Министерство выполнило свои обязательства в соответствии с действующим законодательством. Вины Министерства в длительном ожидании изготовления протеза истцами не усматривается. Выслушав стороны, изучив материалы данного гражданского дела, акт освидетельствования МСЭ, материалы гражданского дела №, обозрев медицинскую карточку Уба А.А., суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Уба А.А. ДД.ММ.ГГГГ рождения состоит на учете в медицинском отделе ФГУП "Ульяновское протезно-ортопедическое предприятие" Минздрасоцразвития России с 28.11.2000 г. Диагноз: <данные изъяты>. Пользуется <данные изъяты> До 2005 года протез менялся по мере роста ребенка.С 2005 года протезировался по направлениям ГУ -Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, с 2010 г. по направления Министерства труда и социального развития Ульяновской области. 28.01.2011 г, обратился на предприятие с жалобой на возникшее несоответствие размеров конечности размеру протеза по причине интенсивности роста (вырос на 9 см.). Выдано заключение МТК № о необходимости замены протеза. 26.05.2011 г. по направлению Министерства труда и социального развития Ульяновской области № от 23.05.2011 г. заказан <данные изъяты> 27.05.2011 г.,03.06.2011 г,. 08.06.2011 г проведена примерка <данные изъяты>, протез изготовлен 24.06.2011 г., выдан 27.06.2011. Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 01 июня 2011 года были удовлетворены исковые требования Прокурора Ленинского района г. Ульяновска. Суд решил – обязать Министерство труда и социального развития Ульяновска обеспечить Уба А.А. средствами реабилитации: протезом голени согласно программе индивидуальной программы реабилитации инвалида, утвержденной 16.11.2009 года № и заключению медико-социальной экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий от 25.03.2011 года №. В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В соответствии со ст. 150 ГК РФ нематериальными благами являются: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага. Для удовлетворения иска необходимо установить незаконность действий либо бездействия ответчика, причинение истцу физических либо нравственных страданий, а также причинную связь между данными действиями (бездействием) и причиненными физическими либо нравственными страданиями. В судебном заседании не нашел своего подтверждения факт нарушения ответчиком личных неимущественных прав Уба А.А., а также посягательств ответчика на принадлежащие Уба А.А. иные нематериальные блага. Истец основывает свои требования на том, что в результате бездействия ответчика – несвоевременного изготовления протеза - Уба А.А. – несовершеннолетнему сыну Уба А.В. - были причинены физические страдания – на ноге образовались потертости и ссадины. Из медицинской карточки Уба А.А, следует, что 13 мая 2011 года он обращался в поликлинику с жалобами на ссадины, потертости от протеза. Однако доказательств тому, что данные потертости и ссадины вызваны какими-либо незаконными действиями либо бездействиями ответчика, суду не представлено. В связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения иска о взыскании с ответчика компенсации морального вреда. В удовлетворении исковых требований Уба А.В. в интересах несовершеннолетнего Уба А.А. к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о взыскании компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья Л.Н. Матвеева