Дело № 2-8285/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 декабря 2011г. г.Ульяновск Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе: председательствующего судьи Матвеевой Л.Н., при секретаре Суслиной А.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халиковой Г.И. к Военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, взыскании недополученной суммы пенсии, У С Т А Н О В И Л : Халикова Г.И. обратилась в суд к Военному комиссариату Ульяновской области с вышеназванным иском, в обоснование указав следующее. Истица Халикова Г.И. является членом семьи умершего Халикова Ф.С. С 01.03.2001 г. истице выплачивается пенсия по линии Министерства Обороны РФ по случаю потери кормильца. Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993г.№ 4468- 1«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Настоящий Закон предусматривает три вида пенсий, две из которых - пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности получают сами военнослужащие, а третий вид пенсий - пенсию по потере кормильца получают семьи погибших военнослужащих (ст.5). Ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993г.№ 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» предусмотрено повышение пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Однако перерасчет пенсии истицы по потере кормильца ответчиком произведен во время не был. На основании изложенного Халикова Г.И. просит взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области недополученную пенсию по случаю потери кормильца с 01 марта 2001 года по настоящее время вразмере 32% расчетного размера пенсии из расчета на сегодняшний день. Обязать ответчика выплачивать с 01.11.2011 года пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного ст. 45 Закона от 12.02.1993 года. В судебном заседании истица настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, дав по существу пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Военного комиссариата Ульяновской области в судебное заседание не явился, в отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие, отказать в удовлетворении исковых требований. Как указано в материалах пенсионного дела №, Халиков Ф.С. проходил службу в составе Советских войск, направленных для оказания военной помощи в ДРА с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Умер ДД.ММ.ГГГГ Пенсия Министерства обороны Российской Федерации по случаю потери кормильца назначена Военным комиссариатом Ульяновской области на жену Халикову Г.И. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». 13.07.2011 г. истица обратилась в Военный комиссариат области с заявлением повысить размер выплачиваемой пенсии на 32% к расчетному размеру с момента назначения. В Законе «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» № 4468-1 впервые ссылка на Закон «О ветеранах» указана в дополнении к названному Закону в 2002 году (Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 68-ФЗ, вступил в силу с 1 января 2002 года), где пункт «г» статьи 45 гласит: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны (подпункты «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а так же ветеранам боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» из числа военнослужащих - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. В этой редакции он действовал до 1 января 2008 года. В последующем на основании Федерального закона от 3 декабря 2007 года № 319-ФЗ пункт «г» статьи 45 был изменен на следующую редакцию: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «н» подпункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 3 Федерального закона «О ветеранах» - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Таким образом, если говорить о невыплате повышения пенсии ветерану боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»), то не ранее I января 2002 года из расчета минимальной пенсии по старости и с 1 января 2008 года из расчетного размера пенсии. В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Между тем, статья 45 закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» называется «Повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров». Далее в названной статье законодателем приведён исчерпывающий перечень категорий самих пенсионеров (независимо от вида получаемой пенсии), которым за особые заслуги перед Отечеством и народом государство гарантирует повышение уровня пенсионного обеспечения по сравнению с другими пенсионерами, не имеющими аналогичных личных заслуг. Ссылка в ст. 45 Закона на повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров, получающим пенсию по случаю потери кормильца, относится к тем лицам, которые лично принимали участие в боевых действиях. В связи с изложенным, представитель ответчика полагает, что требования истца о повышении назначенной пенсии, как ветерану боевых действий, незаконны и необоснованны, т. к. права и льготы, полагающиеся самому ветерану боевых действий не могут автоматически быть перенесены на членов семьи. Звание «ветеран боевых действий» при жизни погибшему не присваивалось, удостоверение ветерана боевых действий не выдавалось. В соответствии со ст.199 ГК РФ просит применить срок исковой давности. Выслушав истца, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему. В соответствии со ст.56 ГПК РФ суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Судом установлено следующее. Халиков Ф.С. проходил службу в составе Советских войск, направленных для оказания военной помощи в ДРА с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Умер ДД.ММ.ГГГГ Пенсия Министерства обороны Российской Федерации по случаю потери кормильца назначена военным комиссариатом Ульяновской области на жену Халикову Г.И. с 01.03.2001г. по настоящее время. Также судом установлено, что пенсия по потере кормильца выплачивалась истице без учета повышений, надбавок и увеличений, предусмотренных п. «г» ст.45 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», что не оспаривалось ответчиком. По мнению суда, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности. Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсии, две из которых – пенсию по инвалидности и за выслугу лет – получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии – пенсию по случаю потери кормильца, которую получают в соответствии со ст.28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсии зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст.43 Закона, т.е. от дохода, который получал сам кормилец. В соответствии с п. «г» ст. 45 указанного Закона в редакции, действующей с 01.01.2008г. по настоящее время, пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 3 Федерального закона «О ветеранах» - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Согласно редакции п. «г» ст.45 Закона, действовавшей с 01.01.2002г. по 01.01.2008г., пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы - на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Халиков Ф.С. являлся участником боевых действий за границей из числа военнослужащих. Право на соответствующее увеличение пенсий данной категории лиц и членов их семей следует из последовательности правового регулирования государством пенсионного обеспечения этих лиц. В частности, статьей 7 Закона СССР от 01 августа 1989 г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен, детей военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 68-ФЗ пункт «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» был изложен в новой редакции, устанавливающей повышение пенсии участникам Великой Отечественной войны(подпункты «а»-«ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»), а также ветеранам боевых действий (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно-исполнительной системы. Данное изменение было обусловлено принятием Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которому к ветеранам боевых действий отнесены, в числе прочих, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. При этом нельзя считать, что новая редакция пункта «г» статьи 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 дополняла перечень лиц, имеющих право на повышение пенсий, военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях в Афганистане с апреля 1978 г. по 15 февраля 1989 г., поскольку их право на повышение пенсии было предусмотрено и ранее действовавшей редакцией - как участников боевых действий за границей. Исходя из вышеизложенного истица, являясь супругой умершего военнослужащего Халикова Ф.С., имела право на перерасчет пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.03.2001 по настоящее время. Соответственно в данной части исковые требования подлежат удовлетворению. При этом сумма недополученной истицей пенсии за указанный период подлежит взысканию с Военного комиссариата Ульяновской области с учетом индексации. Обесценивание денежных средств в результате инфляции является общеизвестным фактом и в силу ч. 1 ст. 68 ГПК РФ не подлежит доказыванию. Принимая во внимание, что задержка выплаты причитающихся денежных средств в связи с инфляцией причиняет имущественный вред, и поскольку данный вред причинен в результате неправомерного отказа в перерасчете пенсии, суд полагает необходимым произвести индексацию по уровню роста потребительских цен, определенных Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области, поскольку индексы роста потребительских цен, являясь экономическим показателем роста цен, объективно отражают уровень инфляции по месту проживания истицы. Недоплата Халиковой Г.И. пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.03.2001 г. по 31.10.2011 г. с учетом индексации и деноминации составит 83079 рублей 33 копейки. Указываемый истицей в исковом заявлении способ индексации с применением установленного на момент рассмотрения дела 32-процентного увеличения пенсии не может быть использован, поскольку статьей 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в спорный период минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий определялись как исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», так и исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в российской Федерации»). Довод ответчика о применении срока исковой давности к правоотношениям суд считает необоснованным. В силу ст. 58 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" сумма пенсии, не полученная пенсионером по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Перерасчет пенсии должен был быть произведен получателям пенсии военным комиссариатом, однако этого им сделано не было. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Халиковой Г.И. к Военному комиссариату Ульяновской области перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, взыскании недополученной суммы пенсии удовлетворить частично. Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Халиковой Г.И. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в размере 83079 рублей 33 копейки. Обязать Военный комиссариат Ульяновской области с 01 ноября 2011 года и в дальнейшем выплачивать Халиковой Г.И пенсию по случаю потери кормильца с учетом произведенного перерасчета пенсии соответствии со ст.45 и ст.46 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с последующей индексацией в установленном законом порядке. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 дней. Судья Л.Н.Матвеева