возложение обязанности по ликвидации свалки



Дело

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 сентября 2011 г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Ибрагимовой Е.А.,

При секретаре Ленковской Е.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском. В обоснование исковых требований указывает, что прокурорской проверкой соблюдения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности органов местного самоуправления выявлены нарушения. Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Аналогичное требование содержится в п. 2.1 Порядка обращения с бытовыми и промышленными отходами на территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного постановлением Главы города Ульяновска от 15.04.2008г. № 2704. Частью 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу п.п.8, 11 и 24 ч.1 ст.16 Закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов. Как следует из ч.4 ст.37 Устава Муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005г. № 202, к полномочиям мэрии г. Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Прокурорской проверкой установлено, что по территории вдоль дороги от здания по ул. Профсоюзная, 68а до р. Свияга в Железнодорожном районе г.Ульяновска расположены несанкционированные свалки. Суммарный объем отходов составляет приблизительно 250 кубических метров. В составе отходов – инертные строительные отходы, отходы деревообработки, топливные шлаки, отходы рекламной продукции, бытовые отходы. Что свидетельствует о нарушениях мэрией г. Ульяновска требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. Невыполнением требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятные и безопасные условия окружающей среды. Просит суд обязать Мэрию города Ульяновска в срок до 01.10.2011г. ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные по территории вдоль грунтовой дороги от здания по ул. Профсоюзная, 68а до р. Свияга в Железнодорожном районе г. Ульяновска.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Загорнов А.И. настаивал на удовлетворении исковых требований, дав по существу пояснения, аналогичные изложенным в исковых заявлениях. Уточнил срок, до которого следует ликвидировать свалки. Просил определить срок до 01.11.2011г.

Представитель ответчика Мэрии города Ульяновска и третьего лица Комитета ЖКХ и экологии мэрии г. Ульяновска Цыплова М.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что в полномочия Мэри г. Ульяновска не входит ликвидация свалок. Мэрия г. Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов отнесена к вопросам местного значения. Понятие «организация» означает осуществление исполнительно-распорядительных функций. Устранение свалок твердых бытовых отходов в полномочия мэрии г. Ульяновска не входят. На настоящий момент свалка ликвидируется, вывезли большое количество мусора, свалка колоссальных объемов. Свалка расположена на территории муниципального образования.

Представители третьих лиц – Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта мэрии г. Ульяновска, Администрации Железнодорожного района г. Ульяновска в судебное заседание не явились, извещались.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, суд рассматривает дело и дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Наличие несанкционированных свалок на территории вдоль грунтовой дороги от здания по ул. Профсоюзная, 68а до р. Свияги в Железнодорожном районе г.Ульяновска подтверждается актом рейдового мероприятия по вопросу соблюдения природоохранного законодательства на территории муниципального образования «город Ульяновск» при обращении с отходами производства и потребления от 24.08.2011г., составленным старшим государственным инспектором, заместителем начальника отдела надзора за водными и земельными ресурсами, контроля за особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), по контролю и надзору в сфере охоты и разрешительной деятельности ФИО8.; рапортом помощника прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска Загорнова А.И. на имя прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска от 02.09.2011г., фотографиями свалок.

В соответствии со ст. 51 «Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» Федерального закона РФ о г 10.01.02г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации, запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (ст. 13 Земельного кодекса РФ).

Наличие свалок на территории вдоль грунтовой дороги от здания по ул. Профсоюзная, 68а до р. Свияги в Железнодорожном районе г.Ульяновска не отрицается и представителем ответчика.

Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.98г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Частью 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды ситуаций в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п.п.8, 11 и 24 ч.1 ст.16 Закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

Как следует из ч.4 ст.37 Устава Муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2005 г. № 202, к полномочиям мэрии г. Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что свалки на территории вдоль грунтовой дороги от здания по ул. Профсоюзная, 68а до р. Свияги находятся на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Поэтому надлежащим ответчиком по данному делу является мэрия г. Ульяновска.

Поскольку отходы находятся на территории муниципалитета, мэрия г. Ульяновска не должна допускать образование на ее территории подобных свалок, в том числе применяя соответствующие меры к лицам как физическим, так и юридическим, допускающим складирование данных отходов на территории муниципалитета.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить требования Прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обязать Мэрию города Ульяновска устранить свалки, расположенные на территории Железнодорожного района г.Ульяновска вдоль грунтовой дороги от здания по ул. Профсоюзная, 68а до р. Свияги.

Учитывая то, что ликвидация несанкционированных свалок, отходов на территории города осуществляется мэрией города Ульяновска при исполнении полномочий по санитарной очистке территории муниципального образования и в соответствии с требованиями федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», процедуры, установленные указанным законом, требуют значительных затрат времени на подготовку документации, проведении аукциона (тендера), оформление его результатов и т.д., суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – до 01.11.2011г.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить обязанность на мэрию города Ульяновска в срок до 01.11.2011 года ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную вдоль грунтовой дороги от здания по ул. Профсоюзная, 68а до р. Свияги в Железнодорожном районе г. Ульяновска.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья: Е.А. Ибрагимова