Дело № РЕШЕНИЕ 13 октября 2011 г. Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: Судьи Ибрагимовой Е.А., При секретаре Тищенко М.Н., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой ФИО16 к мэрии города Ульяновска, Отделу по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска о признании незаконным решения Комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска, У С Т А Н О В И Л : Романова М.М. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя следующим. В начале июля 2011г. она обратилась с заявлением к ответчику о признании ее как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением Комиссии от 27.07.2011г. ей было отказано. Отказ мотивирован тем, что она ранее проживала и мела регистрацию в частном доме по адресу: с. <адрес> общей площадью 124,10 кв.м. 21.02.2003г. указанный дом по договору купли-продажи был продан, и, как считает ответчик, она намерена ухудшила свои жилищные условия. Полагает данное решение Комиссии незаконным. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», Закону «О ветеранах», члены семей (вдовы) погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ имеют право быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий. Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Продажа дома в с. <адрес> произошла в 2003г. Даже если считать, что дом был продан намеренно, с момента его продажи прошло более пяти лет. Просит признать незаконным решение ответчика от 27.07.2011г. об отказе в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника ВОВ. Обязать ответчика поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника ВОВ. Произвести возврат госпошлины с ответчика. В судебном заседании истица Романова М.М. не участвовала, извещалась. Представитель истицы Романовой М.М. – Чугунова Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала. Пояснила, что в момент продажи дома в с. <адрес> дом имел площадь 38,35 кв.м. Затем этот дом был снесен и на его месте простроен новый дом ее бывшим супругом. Дом строился с 2004г., при строительстве дома они: истица, она, представитель, ее бывший муж проживали в квартире по ул. <адрес>. Строительство закончено в 2011г., в доме проживает ее бывший муж ФИО17 его племянница и гражданская жена. Она с истицей проживает в настоящее время в квартире по ул. <адрес>. Истица не проживает в доме в с. <адрес>, так как она пожилая и ФИО18. сказал: «ухаживайте за ней сами». Она с ФИО19. фактически не поддерживает брачных отношений с 2009г., но развод оформлен в 2011г. Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Горничнова Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не обеспеченные нормой жилой площади и не ухудшившие свои жилищные условия с намерением стать нуждающимися в улучшении жилищных условий. На Романову М.М. распространяется ст.53 ЖК РФ. Она с июня 2011г. зарегистрирована по адресу: г. <адрес>, а до 24.06.2011г. была зарегистрирована в с.<адрес> с составом семьи 4 человека. В 2003г. она продала указанный дом зятю и сохраняла право пользования жильем в доме. Она была обеспечена нормой жилой площади. Снятие с регистрационного учета является в соответствии со ст.53 ЖК РФ ухудшением ее жилищных условий с намерением приобрести право на получения жилья. Поэтому она может быть принята на учет только по истечении пяти лет. Представитель отдела по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска в судебном заседании не участвовала. Выслушав представителя истицы, представителя ответчика, проверив материалы гражданского дела, изучив материалы инвентарного дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В силу ч. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеуказанного Федерального закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации(в редакции Федерального закона от 21.12.2009 N 327-ФЗ). В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения. Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность. 07 мая 2008 года Президентом РФ принят Указ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» №714. Из п. 1 данного Указа (в редакции от 09.01.2010 г.) следует, что Президент РФ в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за №5-ФЗ «О ветеранах». Установлено, что истица Романова ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается материалами дела. Как следует из материалов дела, с 24.06.2011г. зарегистрирована по адресу: г. <адрес> Данная квартира принадлежит на праве собственности внучке истицы – ФИО21. и правнучкам – ФИО22. и ФИО23 В квартире зарегистрированы: истица Романова М.М., ФИО24. А всего шесть человек. Как усматривается из свидетельств о государственной регистрации права на указанную квартиру, общая площадь квартиры составляет 50,97 кв.м, жилая площадь – 29,03 кв.м. Квартира двухкомнатная. Истица Романова М.М. обратилась с заявлением в отдел по учету и распределению жилой площадью мэрии г.Ульяновска о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Ответом Отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 27.07.2011г. ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.гг. в целях обеспечения жильем на счет средств федерального бюджета. Было указано, что обеспечение жилыми помещениями осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, Закона «О ветеранах», которыми предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, не обеспеченные учетной нормой площади жилого помещения. В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005г. № 136 учетная норма площади жилого помещения, согласно которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет 12 кв.м общей площади на одного человека. Романова М.М. до регистрации 24.06.2011г. в квартире по ул. <адрес> имела регистрацию в частном доме общей площадью 124,10 кв.м по адресу: с. <адрес> с составом семьи 4 человека. Собственником дома является бывший зять. Согласно договору купли-продажи от 21.02.2003г. Романова М.М. продала данный дом, где сохраняла право на проживание. Тем самым были ухудшены ее жилищные условия. Под ухудшением гражданами жилищных условий признаются действия, в результате которых на каждого проживающего стало приходиться менее учетной нормы жилой площади. В связи с чем Романовой М.М. было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суд приходит к выводу, что данный отказ истице в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятии на учет в качестве вдовы участника Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета является правильным по следующим основаниям. В соответствии со ст.21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Установлено, что истица Романова М.М. ранее на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Истице Романовой М.М. принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 38,35 кв.м. 20.02.2003г. истица продала указанный дом своему зятю ФИО25 Как отмечено в договоре купли-продажи, в указанном жилом доме зарегистрированы Романова М.М. (истица), ФИО26 которые сохраняют право на проживание. После продажи дома истица Романова М.М. продолжала проживать в данном доме. В последующем этот дом был снесен и на его месте выстроен новый, общая площадь которого составила 124,12 кв.м. Новый дом зарегистрирован, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.05.2011г. Дом был выстроен в период брака ФИО27. и ФИО28. (внучки истицы), зарегистрирован на ФИО29 15 июня 2011г. брак между ФИО30. и ФИО31 был расторгнут на основании совместного заявления супругов. 24.06.2011г. истица Романова М.М. и ее внучка ФИО32. снялись с регистрационного учета по адресу: с. <адрес> и были зарегистрированы по адресу: г. <адрес>. Таким образом, истица ухудшила свои жилищные условия: имея право на проживание в жилом доме в с. <адрес>, где она была обеспечена нормой жилой площади, истица снялась с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировалась в жилом помещении, в котором она стала не обеспечена нормой жилой площади. В соответствии с требованиями ст.53 ЖК РФ при намеренном ухудшении жилищных условий право на принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении возникает не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Жилищные условия были ухудшены 24.06.2011г., пять лет с этого момента еще не прошло, в связи с чем оснований для принятия истицы на учет в качестве нуждающейся в жилье не имеется. Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Романовой ФИО33 о признании незаконным решения Комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от 27.07.2011г., признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой Отечественной войны, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска. Судья: Е.А. Ибрагимова
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ