признание недействительным постановления мэра



Дело

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2011 г.

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

Судьи Ибрагимовой Е.А.,

При секретаре Тищенко М.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевалдова ФИО16, Каравашкина ФИО17 Сафронова ФИО18, Сафроновой ФИО19 к мэрии города Ульяновска о признании недействительным постановления мэрии города Ульяновска № от 17.11.2010г.,

У С Т А Н О В И Л :

Шевалдов П.С., Каравашкин В.В., Сафронов С.А., Сафронова А.Н. к мэрии города Ульяновска о признании недействительным постановления мэрии города Ульяновска № от 17.11.2010г. о согласовании места размещения пристроя к зданию фондохранилища по ул. <адрес> за земельном участке площадью 60 кв.м. В обоснование иска указывают следующее. Они являются собственниками на праве общей долевой собственности домовладения, расположенного по адресу: г. Ульяновск, <адрес>. В июле 2011г. обратились в Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г. Ульяновска с обращением о передаче земельного участка, на котором находится их многоквартирный дом, в общую долевую собственность. 22 августа они получили отказ, в котором имеется ссылка на постановление мэрии г. Ульяновска от 17.11.2010г. № о согласовании места размещения пристроя к зданию фондохранилища по ул. <адрес> на земельном участке площадью 60 кв.м. Указанным земельным участком Шевалдов П.С. пользуется с 30.06.1976г., документы были оформлены на его жену ФИО20., Сафроновы пользуются с 18.03.1989г., ранее дом принадлежал ФИО21., Каравашкин В.В. – с 25.03.1994г. Документы на оформление земельного участка начали оформлять в 2005г., но в связи со смертью одного из сособственников (ФИО22.) этот процесс приостановился, возобновили оформление документов в сентябре 2010г. Были проведены межевые работы, земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.12.2010г., присвоен кадастровый номер. Ранее по адресу: ул. <адрес> располагалось общее домовладение на земельном участке площадью 947,3 кв.м. В 2001г. произошел снос одного дома и в 2004г. 70/400 долей от общего домовладения было передано ГУК-ГИМЗ «Родина Ленина», с выделением их в самостоятельное домовладение с присвоением нового адреса: ул. <адрес>. Постановлением мэра г. Ульяновска № 727 от 31.03.2004г. был выделен земельный участок 284,0 кв.м для строительства фондохранилища. Таким образом, вместе с переданными долями общего домовладения был передан земельный участок. На настоящее время площадь земельного участка вместе с домом и надворными постройками составляет 711 кв.м, из которых заповедник забирает 60 кв.м, на которых расположены хозяйственные постройки (сараи для дров, уборная). С предложением о согласовании размещения пристроя на их земельном участке к ним никто не обращался. Для размещения пристроя потребуется произвести снос сараев, без которых проживание в их доме с печным отоплением невозможно. А также строительство пристроя сделает невозможным проезд транспорта для выкачки нечистот, завоза дров. Все это ухудшит условия их плачевного проживания. Самостоятельно устранить причины, послужившие основанием для отказа в передаче им земельного участка по ул. <адрес> в общедолевую собственность, они не могут, в связи с чем вынуждены обратиться в суд. Просят признать недействительным постановление мэрии г. Ульяновска от 17.11.2010г. № в части согласования размещения пристроя к зданию фондохранилища на земельном участке площадью 60 кв.м.

Шевалдов П.С., Каравашкин В.В., Сафронов С.А. в судебном заседании не участвовали, извещались.

Истица Сафронова А.Н. и представитель истца Каравашкина В.В. – Каравашкина О.А. в судебном заседании исковые требования поддержали. Пояснили, что выделением из земельного участка площадью 711 кв.м, на котором расположен их многоквартирный дом, участка площадью 60 кв.м для строительства пристроя к фондохранилищу, будут нарушены их права. В глубь двора не сможет заехать транспорт для подвозки дров, для очистки выгребной ямы уборной. Изымаемый земельный участок жильцы дома хотели использовать для строительства нового туалета, капитального сарая, бани.

Представитель ответчика мэрии г. Ульяновска Кузнецова Л.Ю. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что истцами пропущен трехмесячный срок на обжалование постановления. При издании постановления были соблюдена вся процедура, предусмотренная ст.31 ЗК РФ. Была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, предварительно согласованно место размещения пристроя к зданию фондохранилища на земельном участке площадью 60 кв.м, утвержден акт выбора земельного участка. Была публикация в газете «Ульяновск сегодня», на которую никаких заявлений и обращений не поступило. Поэтому было подписано оспариваемое постановление и подписан акт выбора земельного участка для реконструкции здания фондохранилища со строительством пристроя. Было получено уведомление из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об отсутствии сведений в ГКН о смежном земельном участке относительно участка ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина». В связи с чем в иске просит отказать.

Представитель третьего лица ФГУК «ГИМЗ «Родина В.И. Ленина» Маковецкая Н.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что музей-заповедник обращался с письмом в адрес мэрии в 2009г. о предоставлении земельного участка для строительства пристроя к зданию фондохранилища. Испрашиваемый земельный участок не использовался, там был мусор, собирались бомжи. Указанный участок убирали дворники музея-заповедника, музей взял на себя обязанность по соблюдению санитарных условий по данному участку. При определении участка вызывался геодезист, который все измерил, в площадь этого участка не попадают надворные постройки, никакие строения не затрагиваются. Необходимость строительства пристроя к фондохранилищу вызвана противопожарными требованиями. Фондохранилище должно быть изолировано от административных помещений, а в настоящее время вход в административные помещения и в фондохранилище осуществляется через одну дверь, что неправильно. При возведении пристроя данные недостатки будут устранены, будет отдельный входя для фондохранилища и отдельный – для административных помещений.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица КУГИЗ мэрии г. Ульяновска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В отзыве на иск указывает, что при проведении кадастровых работ в отношении земельного участка по адресу: ул. <адрес> не было учтено постановление мэрии г. Ульяновска от 17.11.2010г. № , в соответствии с которым земельный участок площадью 60 кв.м юго-восточнее здания фондохранилища по ул. <адрес> предоставлен музею-заповеднику «Родина В.И. Ленина» под строительство пристроя к зданию фондохранилища. Истцам было разъяснено, что необходимо откорректировать границы испрашиваемого ими земельного участка с учетом земельного участка, предоставленного на период строительства. В иске просит отказать.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления Росреестра по Ульяновской области в судебном заседании не участвовал. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Принятие решения оставляет на усмотрение суда.

Выслушав явившихся лиц, заслушав специалиста, проверив материалы гражданского дела, изучив инвентарное дело на жилой дом № <адрес> в г. Ульяновске, земельные дела, суд приходит к следующему.

Жилой дом № <адрес> в г. Ульяновске является многоквартирным жилым домом, принадлежащим на праве общей долевой собственности истцам.

Так, истец Шевалдов П.С. является собственником 18/100 долей дома, Каравашкин В.В. – собственником 20/100 долей дома, Сафронов С.А. собственником 31/100 доли, Сафронова А.Н. – собственником 31/100 доли.

29.12.2010г. были впервые внесены сведения в Государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес> – участок поставлен на кадастровый учет площадью 711 кв.м, ему присвоен кадастровый номер .

Ранее, по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес> располагались на одном земельном участке два жилых дома: один из них дом, в котором живут истцы, второй дом находился на балансе МУЖКХ «ДЕЗ» и был снесен в 2000г.

Общий земельный участок при едином домовладении составлял по сведениям инвентарного дела 947,3 кв.м. Однако земельно-правовые документы на земельный участок оформлены не были.

После сноса второго дома постановлением мэра г. Ульяновска № 1454 от 23.09.2002г. было предварительно согласовано Государственному учреждению культуры Государственному историко-мемориальному заповеднику «Родина В.И. Ленина» место размещения строительства фондохранилища на земельном участке площадью 284,0 кв.м по ул. <адрес> в Ленинском районе (на месте снесенного в 2000г. ветхого деревянного дома).

Указанным постановлением был утвержден акт выбора от 24.01.2002г. № 92 и проект границ земельного участка для строительства фондохранилища.

Земельный участок площадью 284,0 кв.м по ул. <адрес> был передан ГУК ГИМЗ «Родина В.И. Ленина» в аренду сроком на 11 месяцев для проведения изыскательских работ.

Между мэрией г. Ульяновска и ГУК ГИМЗ «Родина В.И. Ленина» был заключен договор аренды № от 20.03.2003г. указанного земельного участка.

Земельный участок площадью 284,0 кв.м был поставлен на кадастровый учет.

Постановлением мэра г. Ульяновска № 727 от 31.03.2004г. земельный участок площадью 284,0 кв.м был предоставлен ГУК ГИМЗ «Родина В.И. Ленина» в постоянное (бессрочное) пользование под строительство фондохранилища.

Постановлением мэра г. Ульяновска № 3137 от 20.12.2005г. был утвержден акт постоянно действующей комиссии от 15.12.2005г. по вводу в эксплуатацию здания фондохранилища по ул. <адрес>. Разрешен ввод объекта в эксплуатацию.

После ввода здания фондохранилища в эксплуатацию администрация музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» обратилась в 2009г. с письмами в адрес мэрии г. Ульяновска рассмотреть вопрос о возможности передачи земельного участка ориентировочной площадью 40 кв.м, расположенный с южной стороны здания, который, как указано в обращениях музея-заповедника, является источником опасности в пожарном и санитарном отношении для здания фондохранилища. В письмах отмечается, что данный участок принадлежит городу и используется жильцами соседних домов под свалку мусора. Участок испрашивался для строительства пристроя к зданию фондохранилища. Необходимость строительства данного пристроя мотивирована требованием разграничения зоны фондохранилища и зоны административных помещений.

Для решения вопроса о возможности выделения испрашиваемого земельного участка музею-заповеднику, 16.07.2010г. были запрошены сведения о смежном земельном участке из ГКН.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, по результатам проверки документов выявлено отсутствие сведений в ГКН о земельном участке, расположенном по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>.

Таким образом, на момент оформления документов по предоставлению музею-заповеднику земельного участка площадью 60 кв.м для строительства пристроя к зданию фондохранилища по ул. <адрес>, земельный участок по ул. <адрес> сформирован не был, на кадастровый учет поставлен не был. Относился к землям муниципалитета.

Порядок выбора земельного участка для строительства регламентируется ст.31 ЗК РФ и предусматривает следующее.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В соответствии с п.3 ст.31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

В соответствии с п.5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В соответствии с ч.6 ст.31 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В соответствии с ч.8 ст.31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В связи с поступлением заявления от музея-заповедника о предоставлении земельного участка для строительства пристроя к зданию фондохранилища по ул. <адрес> в соответствии с требованиями ст.31 ЗК РФ было опубликовано в газете «Ульяновск сегодня» за номером 32 от 30.04.2010г. информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, ориентировочной площадью 60,0 кв.м со строительством пристроя, юго-западнее здания фондохранилища по ул. <адрес>, содержащее в том числе, предложение всем гражданам, общественным организациям (объединениям и другим лицам, чьи интересы могут быть затронуты в результате возможного или предстоящего предоставления земельного участка для строительства) в течение месяца со дня выхода публикации направить свои письменные обращения, заявления в мэрию г. Ульяновска.

Однако никаких возражений, обращений по вопросу предоставления земельного участка для строительства пристроя к зданию фондохранилища по ул. <адрес> не поступило, в том числе и от истцов, жителей дома № <адрес>.

Доводы истцов о том, что они не читали данную публикацию, являются несостоятельными, так как данная публикация была дана в газете, являющейся официальным источником - средством массовой информации, в котором подлежат размещению все акты, решения, предложения органа местного самоуправления (мэрии г. Ульяновска), подлежащие опубликованию.

В связи с отсутствием поступления в течение установленного срока письменных обращений, заявлений заинтересованных лиц в отношении указанного земельного участка 17.11.2010г. был подписан Акт выбора земельного участка площадью 60 кв.м для реконструкции здания фондохранилища со строительством пристроя по адресу: г. Ульяновск, ул. <адрес>.

И в этот же день, 17.11.2010г. было издано оспариваемое постановление мэра г. Ульяновска № о предварительном согласовании музею-заповеднику «Родина В.И. Ленина» мест размещения пристроя к зданию фондохранилища на земельном участке площадью 60 кв.м по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, <адрес>. Был утвержден акт выбора земельного участка.

Таким образом, при подготовке данного постановления были соблюдены все требования ст.31 ЗК РФ. Нарушений действующего законодательства при издании оспариваемого постановления допущено не было.

Как усматривается из материалов землеустроительного дела, истцы начали оформление земельно-правовых документов по своему земельному участку в 2005г.

Был составлен план земельного участка по ул. <адрес> с фактической площадью 708,4 кв.м, определены смежники.

В 2006г. было проведено согласование границ земельного участка по ул. <адрес> со смежниками, в том числе с музеем-заповедником «Родина В.И. Ленина».

Однако до конца довести землеустроительное дело истцы не смогли в связи со смертью одного из сособственников – ФИО23.

Жители дома № <адрес> возобновили процедуру оформления земельно-правовых документов в 2010г.

Так, истец Каравашкин В.В. обратился в мэрию г. Ульяновска с заявлением от 27.10.2010г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории расположенного по адресу: ул. <адрес> в Ленинском районе под индивидуальным жилым домом.

Постановлением мэра г. Ульяновска № 5968 от 15.11.2010г. была утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. <адрес> на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

В данном постановлении площадь земельного участка не определялась, так как не определялись и границы земельного участка.

Жильцами дома № <адрес> в декабре 2010г. был составлен межевой план, однако нового согласования границ своего земельного участка со смежниками истцы не провели, хотя на это время смежник – музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» уже оформлял документы на земельный участок площадью 60 кв.м, и поэтому согласование смежников следовало получить вновь, так как с предыдущего согласования в 2006г. прошло более четырех лет, и ситуация изменилась.

Таким образом, на основании межевого плана, не согласованного со смежниками, земельный участок в заявленном истцами размере (площадью 711 кв.м) был поставлен на кадастровый учет 29.12.2010г.

Суд не усматривает оснований для отмены постановления мэра г. Ульяновска № от 17.11.2010г., так как музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» начал оформление земельного участка под строительство пристроя к зданию фондохранилища ранее истцов, с соблюдением всех требований законодательства.

Земельный участок по ул.<адрес> в собственности истцов не находится, относится к землям муниципалитета.

Выделением земельного участка площадью 60 кв.м под строительство пристроя к зданию фондохранилища права истцов не нарушаются.

Как пояснила в судебном заседании специалист ФИО25. (эксперт ООО «<данные изъяты>»), осуществившая выход на место (ул. <адрес>) для дачи заключения (разъяснения), в соответствии с нормами СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* Приказ Минрегиона России от 28.12.2010г. № 820, дата начала действия 20.05.2011г.; СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Дата начала действия: 01.01.1990г.; СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства. Дата введения 2000-01-01, предусматривается наличие проездов к жилым домам, что по дому № <адрес> обеспечено. Подъезд к дому со стороны ул. <адрес> имеется. Но в нормативной литературе нигде не указано на наличие обязательного проезда во внутрь территории жилого дома, земельного участка. От забора с улицы до уборной истцов расстояние составляет 20 метров. Для откачки выгребной ямы достаточно использовать «рукав» длиной 25м, такие рукава имеются. Кроме того, откачивать выгребную яму можно со стороны ул. <адрес>, там расстояние от забора до уборной еще меньше.

Таким образом, действующими нормативными актами не предусматривается обязательного наличия проезда транспорта во внутрь придомовой территории. Подъезд к дому со стороны ул. <адрес> истцам обеспечен.

Следовательно, доводы истцов о том, что строительством пристроя к зданию фондохранилища будут нарушены их права в части невозможности проезда во внутрь участка спецтранспорта для подвоза дров, откачки выгребной ямы уборной, являются несостоятельными.

Необходимость же строительства пристроя к зданию фондохранилища обусловлена еще и требованиями правил пожарной безопасности. В соответствии с которыми должны быть разделены административные помещения от помещений фондохранилища.

Указанного разделения возможно достичь именно возведением пристроя к зданию фондохранилища.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Шевалдова ФИО26, Каравашкина ФИО27, Сафронова ФИО28 Сафроновой ФИО29 к мэрии города Ульяновска о признании недействительным постановления мэрии города Ульяновска № от 17.11.2010г. отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Судья: Е.А. Ибрагимова