Дело № № РЕШЕНИЕ 14 ноября 2011 г. Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе: Судьи Ибрагимовой Е.А., При секретаре Ленковской Е.С., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева Ю.П. к военному комиссариату Ульяновской области о перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда, причиненного здоровью, У С Т А Н О В И Л : Зайцев Ю.П. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. В период с 29.09.1986г. по 26.10.1986г. он выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30 км зоне. В связи с этим с 11.08.1998г. до 01.09.2003г. и с 14.07.2003г. бессрочно ему была установлена № группа инвалидности с утратой №% трудоспособности. Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 8 июня 2001г. № 455 и постановления Правительства РФ от 24 августа 2002г. № 629 военный комиссариат Ульяновской области выплатил ему недополученную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью за период с 11.08.1998г. по 14.02.2001г. в размере 75882,03 руб. исходя из его денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, на основании ст.3 ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ и п.3 резолютивной части постановления Конституционного суда РФ от 01.12.1997г. № 18-П. Размер денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенной и выплаченной ему за период с 11.08.1998г. по 14.02.2001г., исходя из денежного довольствия и №% утраты трудоспособности, составлял 2514,53 руб. в месяц. Военный комиссариат Ульяновской области по своей инициативе назначил ему ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью с15.02.2001г. исходя из твердой денежной суммы в размере 1000 руб. как инвалиду № группы согласно ст.1 ФЗ от 12.02.2001г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Назначив ему ежемесячную денежную компенсацию в твердой денежной сумме в соответствии с Федеральным законом от 12.02.2001г. № 5-ФЗ с 15 февраля 2001 года, ответчик занизил размер указанной выплаты, что привело к ухудшению его материального положения, поскольку размер возмещения вреда, исчисленный исходя из денежного довольствия в зависимости от степени утраты трудоспособности и подлежащий выплате с 1 января 2001 года составлял 2514,53 руб., что значительно превышает размер ежемесячной денежной компенсации, которая была назначена ему как инвалиду № группы – 1000 руб. Ответчик, исчислив ему недополученную денежную компенсацию за период с 11.08.1998г. по 14.-2.2001г. в соответствии с постановлением Правительства РФ исходя из денежного довольствия, признал за ним право на получение возмещения вреда здоровью с 11.08.1998г., но при этом незаконно лишил его права выбора способа исчисления с 15.02.2001г. суммы возмещения вреда здоровью и без его согласия стал производить ему выплату в фиксированном размере. Он обращался в суд с иском об индексации сумм возмещения вреда здоровью. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22.09.2004г. сумма возмещения вреда здоровью, выплачиваемая военным комиссариатом области с 15.02.2002г. в размере 1000 руб. с 19.06.2002г. была проиндексирована на индексы уровня инфляции 1,12х1,12х1,1. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27.09.2007г. ежемесячная выплата по возмещению вреда здоровью 1000 руб. с 01.01.2002г. была проиндексирована на индексы прожиточного минимума и уровня инфляции. Взыскана задолженность за период с 01.01.2002г. по 30.09.2007г. в сумме 20744,30 руб. и ежемесячно начиная с 01.10.2007г. бессрочно по 2199,06 руб. с последующей индексацией. При рассмотрении гражданского дела требование об исчислении сумм возмещения вреда здоровью исходя из среднемесячного заработка он не заявлял и в ходе судебного разбирательства не уточнял. С исчислением ежемесячной суммы возмещения вреда в твердом размере он был не согласен. В октябре 2011г. он обращался в Военный комиссариат Ульяновской области с заявлением о перерасчете размера возмещения вреда здоровью исходя из его заработка (денежного довольствия). В чем ему был отказано. В связи с тем, что период выплаты, перерасчет выплат в возмещение вреда здоровью исходя из заработка и коэффициенты увеличения заработка, являются иным предметом и рассматриваются по другим основаниям, то он имеет право вновь обратиться в суд с иском о восстановлении его конституционных прав. В силу п.3 ст.209 ГПК РФ в случае, если после вступления в законную силу решения суда на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20.12.2010 № 21-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с жалобой гражданина И.В. Рузайкина» указал, что часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года. Названным постановлением Конституционный Суд Российской Федерации распространяет конституционно-правовой смысл законоположений, выявленный им в данном постановлении, на всю правоприменительную практику и устанавливает его обязательность, исключая иное истолкование. Согласно положениям пункта 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24.11.1995) инвалидам из числа военнослужащих гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992г. (далее Правила). Согласно п.3 ст.12 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ и ст. 14 Правил, среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы, предшествующих наступлению страхового случая (увечья) или утрате либо снижению трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (трудовым увечьем) или профессиональным заболеванием. В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может быть исчислен за 12 месяцев, предшествовавших прекращению работы, повлекшей такое заболевание. Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию гражданина) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца. Согласно ст. 15 среднемесячный заработок за указанный в статье 14 настоящих Правил период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12. Если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В случае изменения специальности, квалификации или должности в течение 12 месяцев, предшествовавших увечью или профессиональному заболеванию, по желанию потерпевшего исчисление среднемесячного заработка производится исходя из заработка в новых условиях, (в ред. Федерального закона от 24.11.95 № 180-ФЗ). Поэтому размер компенсации рассчитывается исходя из денежного довольствия за период с октября 1985г. по сентябрь 1986г., то есть за 12 месяцев предшествующих наступлению страхового случая (увечья) на основании сведений о размере денежного довольствия за вышеуказанный период из его личного дела, командировочного удостоверения и партийного билета. Иных документальных сведений о размере денежного довольствия за период его пребывания в опасной зоне на ЧАЭС не имеется. По сведениям из партийного билета и командировочного удостоверения среднемесячный заработок за 12 последних месяцев работы, предшествующих трудовому увечью по его выбору, с применением коэффициента 1985г. – 7,0, коэффициента 1986г. – 6,7 составил: 2973,63 руб. Осовременив средний заработок, и применяя соответствующую индексацию, согласно расчету, приведенному в иске, размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровья составляет 9200,32 руб., задолженность по выплатам составляет 500599,65 руб. Просил единовременно взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области недополученную сумму по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 15.02.2001г. по 30.11.2011г. в размере 500599,65 руб., за счёт средств федерального бюджета. Ежемесячно взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в возмещение вреда здоровью в размере 9200,32 руб., начиная с 01.12.2011г. за счёт средств федерального бюджета с последующей индексацией в соответствии с законодательством. Истец Зайцев Ю.П. в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель истца Зайцева Ю.П. – Дегтярев А.В. в судебном заседании не участвовал, извещался. Представитель ответчика Военного комиссариата Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил письменный отзыв на иск, в котором просил в иске отказать, указывая, что Зайцев Ю.П. является пенсионером МО РФ с 06.10.1994 г. и получает пенсию по выслуге лет. Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью выплачивается истцу в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по его личному заявлению, то есть в твердой денежной сумме. Все выплаты производились истцу верно. Проверив материалы дела, суд приходит к следующему. Зайцев Ю.П. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на обеспечении в Военном комиссариате Ульяновской области. Решениями медико-социальной экспертизы с 11.08.1998г. до 01.09.2003г. и с 01.08.2003г. бессрочно истцу была установлена № группа инвалидности с утратой №% трудоспособности, вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС. Военным комиссариатом Ульяновской области истцу с 15.02.2001г. была назначена и стала выплачиваться денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме в размере 1000 руб. Согласно постановлению Правительства РФ № 455 от 08.06.2001г. и № 629 от 24.08.2002г. Зайцеву Ю.П. была выплачена недополученная денежная компенсация за период с 11.08.1998г. по 14.02.2001г. исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продпайка на день выплаты в зависимости от степени утраты трудоспособности (№%) в сумме 75882,03 руб. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22.09.2004г. денежная компенсация в возмещение вреда здоровью была проиндексирована и в пользу истца с Военного комиссариата Ульяновской области была взыскана недополученная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период с 19.06.2002г. по 31.08.2004г. Определена с учетом индексации сумма компенсации с 01.09.2004г. исходя из твердой денежной суммы. В последующем указанное решение было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27.09.2007г. взысканы в пользу истца с Военного комиссариата Ульяновской области ежемесячные платежи в возмещение вреда здоровью в размере 2199 руб. 06 коп. с 01.10.2007г. с последующей индексацией, в установленном законом порядке. Взыскана единовременно задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2001г. по 30.09.2007г. в сумме 20744 руб. 30 коп. В силу пункта 3 ст. 209 ГПК РФ, в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путём предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей. Истец считает, что выплачиваемая ему компенсация возмещения вреда здоровью, исходя из твердой денежной суммы, является заниженной и подлежит перерасчету исходя из его денежного довольствия. При разрешении исковых требований суд исходит из следующего. Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 декабря 2010 года № 21-П выявлен конституционно-правовой смысл, согласно которому положения части первой статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года № 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данному праву корреспондирует вытекающая из статей 1, 2, 7, 18 и 53 Конституции Российской Федерации обязанность Российской Федерации как правового социального государства обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, и согласуется с обязанностью государства охранять достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации), которое, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, выступает основой всех прав и свобод человека и необходимым условием их существования и соблюдения (Постановления от 3 мая 1995 года N 4-П, от 15 января 1999 года N 1-П, определения от 17 февраля 2005 года N 17-О, от 5 марта 2009 года N 376-О-П). Возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда здоровью между гражданами, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, и государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, обусловлено самим фактом причинения такого вреда (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П и от 19 июня 2002 года N 11-П). При этом на государство, призванное в силу статьи 21 Конституции Российской Федерации охранять достоинство личности во всех сферах, возлагается обязанность предоставить этим гражданам эффективную поддержку как лицам, у которых в результате существенного неблагоприятного воздействия чрезвычайных техногенных обстоятельств невосполнимо утрачиваются (или резко сужаются) возможности самостоятельного обеспечения достойной жизни и свободного развития. В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1) была установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих. Помимо других мер социальной защиты для данной категории инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы было предусмотрено назначение пенсий по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, либо в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы, но не ниже размеров, предусмотренных Законом РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР". Кроме того, им было предоставлено право получать две пенсии одновременно - пенсию за выслугу лет и пенсию по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы на равных основаниях с гражданами, ставшими инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был внесен ряд изменений и дополнений, в том числе в части установления инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы компенсаций и льгот. Так, пунктом 25 части первой статьи 14 названного Закона Российской Федерации в новой редакции инвалидам-чернобыльцам гарантировалось возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере среднего заработка в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности, однако в силу абзаца третьего пункта 2 части первой его статьи 29 при получении военнослужащим, ставшим инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, двух пенсий или пенсии за выслугу лет, увеличенной на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, выплата указанных сумм возмещения вреда не производилась. Признавая лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда, вытекающее из абзаца четвертого подпункта 1 пункта 23 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ, противоречащим статьям 19 (части 1 и 2), 42 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П исходил из того, что пенсии военнослужащих за выслугу лет заработаны предшествующей военной службой и что военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет должны иметь право на возмещение вреда, равно как и иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы. Изменения, направленные в том числе на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, были внесены в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ. В данном Федеральном законе использован новый подход к определению размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации ее последствий: так, если до 15 февраля 2001 года суммы возмещения вреда инвалидам-чернобыльцам исчислялись исходя из среднего заработка (денежного довольствия) с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности, то после указанной даты выплата ежемесячных денежных компенсаций осуществляется в твердом размере, дифференцированном в зависимости от группы инвалидности; при этом гражданам, которые получали возмещение вреда до вступления данного Федерального закона в силу, была предоставлена возможность по их выбору сохранить прежний способ определения размера ежемесячных денежных выплат либо получать их в твердой сумме (часть первая статьи 2). Статьей 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ было установлено, что исчисление недополученных гражданами за период со 2 июня 1998 года (дня, когда признанные неконституционными нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ утратили силу) по 15 февраля 2001 года (дата вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ) денежных компенсаций должно осуществляться в соответствии с пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П, а порядок и условия их возврата в течение 2001 - 2003 годов - определяться Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года N 455 были утверждены Порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, согласно которым инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих выплата неполученной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится за период со 2 июня 1998 года по 15 февраля 2001 года органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, исходя из денежного довольствия в размере, действующем на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Данный нормативный правовой акт, как следует из его содержания, не обусловливает выплату инвалидам-чернобыльцам из числа военнослужащих неполученной денежной компенсации, исчисленной исходя из денежного довольствия, фактом подачи в течение указанного периода заявления в уполномоченные органы о выплате денежных сумм в возмещение вреда здоровью - в отличие от общеустановленной процедуры, которая предполагает назначение ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, как это предусмотрено пунктом 7 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года N 607). Тем самым в правовом регулировании было не только подтверждено право инвалидов-чернобыльцев из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, на возмещение вреда здоровью выплатой соответствующих денежных сумм, но и признано право на получение после 15 февраля 2001 года недополученных денежных сумм за предшествующий период, начиная со 2 июня 1998 года, исчисленных исходя из денежного довольствия. По своей природе такое правовое регулирование направлено, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, на восстановление нарушенного права граждан на возмещение вреда, причиненного их здоровью чернобыльской катастрофой, и, по сути, означает признание государством своего долга и лишь отсрочку исполнения обязательств. Кроме того, оно призвано восполнить для данной категории граждан потери от действий публичной власти, своевременно не обеспечившей им это право, и, таким образом, реализует вытекающий из Конституции Российской Федерации (преамбула; статья 1, часть 1; статья 2; статья 18; статья 21, часть 1) принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем восстановления их нарушенных прав. Соответственно, часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 3 того же Федерального закона, не может рассматриваться как препятствующая удовлетворению заявлений инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года. Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П и от 10 ноября 2009 года N 17-П). Правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан вследствие чернобыльской катастрофы, до 15 февраля 2001 года определялись пунктом 25 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года №179-ФЗ). Вышеуказанная норма материального права гарантирована инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы возмещение вреда выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Учитывая, что радиация обусловленная наружным и внутренним облучением имеет тенденцию постоянно накапливаться в организме человека, максимальное негативное воздействие на организм человека (повреждение здоровья – увечье или страховой случай в ред. Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ) приходится на последний день пребывания в зоне особого риска (30-ти км. зоне), то временем наступления страхового случая (увечья) является последний день пребывания в 30-ти км зоне. Совместным письмом Минздрава СССР от 6-10 июля 1989 года № 03-6/29-6; Госкомитета СССР по Труду и Социальным вопросам от 6-10 июля 1989 года № 1678-мк и ВЦСПС от 6-10 июля 1989 года № 14-03-4а/311 указано, что причину заболевания и инвалидности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС следует считать профессиональной. Порядок возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, до 6 января 2000 года определялся Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года, а с 6 января 2000 года – Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно статье 14 вышеназванных Правил среднемесячный заработок определяется за 12 последних месяцев работы (службы, кроме срочной военной службы), предшествующих трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем (по выбору гражданина). В случае профессионального заболевания среднемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующих прекращению работы, повлекшей такое заболевание. Согласно п.15 указанных Правил, среднемесячный заработок за указанный период подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 12 месяцев работы (службы) на 12. Если работа продолжалась менее 12 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. Таким образом, суд находит исковые требования истца о перерасчете возмещения вреда здоровью исходя из денежного довольствия обоснованными, но считает, что данный перерасчет следует производить только с момента вступления в законную силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 г. №21-П, т.е. с 20 декабря 2010 г. Судом установлено, что Зайцев Ю.П., будучи военнослужащим, в период с 29.09.1986г. по 27.10.1986г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно вышеприведенному правовому обоснованию ежемесячная компенсация в возмещение вреда за ущерб, нанесенный здоровью при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, рассчитывается исходя из денежного довольствия за 12 месяцев, предшествующих наступлению страхового случая (увечья), то есть за период с октября 1985г. по сентябрь 1986г. и денежных выплат за работу в зонах повышенной опасности в период ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. При этом судом для расчета среднего заработка принимаются во внимание сведения о размере заработка за вышеуказанный период из партийного билета, выданного на имя истца, так как иных документальных сведений о размере денежного довольствия Зайцева Ю.П. получить не имеется возможности. По сведениям из партийного билета Зайцева Ю.П. среднемесячный заработок истца за 12 месяцев работы, предшествующих трудовому увечью по выбору истца, составил: С октября по декабрь 1985г. - 389+384+684 = 1457 руб. С января по сентябрь 1986г. – 384 х 9 мес. = 3456 руб. С учетом всех выплат, руководствуясь статьями 14 и 15 «Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», утвержденных Постановлением ВС РФ от 24.12.1992 г. № 4214-1 (в ред. Федерального Закона от 24.11.1995 г. № 180-ФЗ), среднемесячный заработок составит из расчета суммы заработка за 12 последних месяцев с 01.10.1985г. по 30.09.1986г. перед окончанием работы по участию в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда, заработок, из которого исчисляется ежемесячная денежная сумма, увеличивается на коэффициенты, установленные абзацем первым пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4214-1 «Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей») - для 1985г. – 7,0, для 1986г. – 6,7. Таким образом, осовремененный среднемесячный заработок составил: за 1985г. - 1457 руб. х 7,0 = 10199 руб., за 1986г. - 3456 руб. х 6,7 = 23155,20 руб. Итого: 10199 руб. + 23155,20 руб. = 33354,20 руб. Среднемесячный заработок составляет 33354,20 руб. : 12 мес. = 2779,52 руб. В связи с повышением стоимости жизни, суммы заработка, рассчитанные с учетом указанных коэффициентов, увеличиваются по увечьям, иным повреждениям здоровья, полученным до 1 января 1991 года, в шесть раз. В силу части 3 статьи 11 «Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечья, профессиональных заболеваний либо иных повреждений здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей» при определении общей суммы заработка для исчисления впервые сумм возмещения вреда суммы, учитываемые в составе заработка, индексируются в порядке, установленном действующим законодательством, при исчислении заработка для назначения пенсии. Согласно статье 3 Федерального закона от 24.11.95 № 180-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», сумма среднемесячного заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, увеличивается: с 1 ноября 1992 г. — в 2,5 раза; с 1 февраля 1993 г. - в 1,9 раза; с 1 мая 1993 г. - в 1,9 раза; с 1 августа 1993 г. - в 1,8 раза; с 1 мая 1994 г. - в 1,3 раза; с 1 апреля 1994 г. - в 1,8 раза; с 1 октября 1994 г. - в 1,51 раза; с 1 ноября 1994 г. - в 1,2 раза; с 1 мая 1995 г. - в 1,27 раза; с 1 июня 1995 г. - в 1,2 раза; с 1 августа 1995 г. - в 1,05 раза; с 1 января 1996 г. - в 1,15 раза. (Закон Российской Федерации от 21 октября 1992 г.. №3697-1; Постановление ВС Российской Федерации от 15 января 1993 г. №4296-1; Постановление ВС Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. №4810-1; Постановление ВС Российской Федерации от 14 июля 1993 г. №5436-1; Федеральный закон от 5 мая 1994 г. №2-ФЗ; Указ Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. №2121; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. №30-Ф3; Федеральный закон от 31 октября 1994 г. №31-Ф3; Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. №44-ФЗ; Федеральный закон от 28 нюня 1995 г. №99-ФЗ; Федеральный закон от 27 июля 1995 г. №117-ФЗ; Федеральный закон от 01 ноября 1995 г. №160-ФЗ; Федеральный закон от 27 мая 1996 года № 55-ФЗ). С учетом изложенного сумма заработка, из которого исчисляется размер возмещения вреда, с учетом индексации составляет 2113,91 руб. согласно следующему расчету: 2779,52 руб. х 6 х 2,5 х 1,9 х 1,9 х 1,8 х 1,3 х 1,8 х 1,51 х 1,2 х 1,27 х 1,2 х 1,05 х 1,15 : 1000 = 2113,91 руб. В соответствии с частью третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. №1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. №2288), статьей 318 ГК Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.) ежемесячные денежные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью подлежали индексации с учетом повышения минимального размера оплаты труда. Следовательно, размер возмещения вреда подлежал индексации: - с 1 апреля 1996 года в 1, 2 раза (статья 1 Федерального закона от 2 апреля 1996 года №40-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); - с 1 января 1997 года - в 1,1 раза (статья 1 Федерального закона от 9 января 1997 года №6-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); -с 1 июля 2000 г. - в 1,581 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»); -с 1 января 2001 г. - в 1,515 раза (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. №82-ФЗ «О повышении минимального размера оплаты труда»). Следовательно, размер возмещения вреда, подлежащего выплате истцу, подлежал индексации: -с 1 апреля 1996 года - в 1,2 раза и составлял 2536,69 руб. (2113,91 х 1,2); - с 1 января 1997 года - в 1,1 раза и составлял 2790,36 руб. (2536,69 х 1,1). Размер компенсации возмещения вреда, подлежащей назначению истцу на дату установления ему инвалидности № группы (с 11 августа 1998 года) с учетом степени утраты трудоспособности №%, составил 1116,14 руб. (2790,36 руб. х №%). - с 1 июля 2000 г. - в 1,581 раза и составлял 1764,62 руб. (1116,14 х 1,581); - с 1 января 2001 г. - в 1,515 раза и составлял 2673,40 руб. (1764,62 х 1,515). Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусматривает ежегодную индексацию размера ежемесячной денежной компенсации (выплаты в возмещение вреда здоровью) исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в силу статьи 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, придавшей обратную силу нормам о ежегодной индексации ежемесячных денежных сумм исходя из уровня инфляции, размер такой компенсации индексируется с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год». Между тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 октября 2005 г. № 364-0 указал, что, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. суды должны исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 г. по 29 мая 2004 г. благоприятного для получателей указанных выплат критерия индексации. До 29 мая 2004 года предусматривалась ежегодная индексация возмещения вреда здоровью исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации (часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ в прежней редакции). При этом до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе были принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П). При исчислении возмещения вреда здоровью базовый размер компенсационной выплаты, мог быть увеличен на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума в Ульяновской области с 1 января 2002 года - в 1,17 раза, с 1 января 2003 года - в 1,24 раза, с 1 января 2004 года - в 1,16 раза и составил: с 01.01.2002 г. – 2673,40 х 1,17 = 3127,88 руб. Далее с учетом увеличения на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума в Ульяновской области: - с 01.01.2003 г. – 3127,88 х 1,24 = 3878,57 руб. - с 01.01.2004 г. – 3878,57 х 1,16 = 4499,14 руб. После 29 мая 2004 года законодателем был введен иной критерий индексации ежемесячной денежной компенсации, в соответствии с которым указанная компенсационная выплата должна ежегодно индексироваться исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год (Федеральный закон от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ). В соответствии с новым порядком индексации указанная компенсационная выплата должна повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции с 1 января 2005 года - в 1,11 раза, с 1 января 2006 года - в 1,09 раза, с 1 января 2007 г. - в 1.08 раза, с 1 января 2008 года - в 1,085 раза, с 1 января 2009 года - в 1,13 раза, с 1 января 2010 года - в 1,1 раза, с 1 января 2011 года - в 1,065 раза (постановление Правительства Федерации от 27 декабря 2004 года №847, постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая №292, постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года №163, постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года №246, постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 №143, постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года №171, постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года №914, постановление Правительства Российской Федерации 17 марта 2008 года №181, постановление Правительства Российской от 3 сентября 2008 года №655, постановление Правительства Федерация от 07 июля 2009 года №545, постановление Правительства Федерации от 16 декабря 2009 года № 1024, постановление Российской Федерации от 21 декабря 2010 года №10790). Вместе с тем применение нового порядка индексации возмещения вреда не должно приводить к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшими критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), и, следовательно, при рассмотрении данного дела надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для истца критерия индексации указанной компенсационной выплаты (определение Конституционного Суда Российской от 4 октября 2005 года № 364- О). Очевидно, что наиболее благоприятным будет такой критерий индексации возмещения вреда здоровью, при котором базовый размер указанной компенсационной выплаты, начиная с 1 января 2002 года, будет повышаться на ежегодные индексы роста величины прожиточного минимума, поскольку эти индексы по своей величине превышают ежегодные индексы уровня инфляции за тот же период времени, а, начиная с 1 января 2005 года повышаться на ежегодные индексы уровня инфляции. Следовательно, размер возмещения вреда, подлежащего выплате, составит: - с 1 января 2005 года составляет 4994,04 руб. (4499,14 х 1,11); -с 1 января 2006 года составляет 5443,51 руб. (4994,04 х 1,09); -c l января 2007 года составляет 5878,99 руб. (5443,51 х 1,08); -с 1 января 2008 года составляет 6496,28 руб. (5878,99 х 1,105); -с 1 января 2009 года составляет 7340,80 руб. (6496,28 х 1,13); -с 1 января 2010 года составляет 8074,88 руб. (7340,80 х 1,1); -с 1 января 2011 года составляет 8599,75 руб. (8074,88 х 1,065). Таким образом, исходя из наиболее благоприятного критерия индексации возмещения вреда здоровью, размер указанной компенсационной выплаты, подлежащей назначению истцу с 1 декабря 2011 года, должен составлять 8599,75 руб., тогда как фактически Военный комиссариат Ульяновской области с 1 января 2011 года выплачивает компенсационную выплату в размере 3216,77 руб. Поскольку ответчик назначил истцу возмещение вреда здоровью, но выплачивал его не в том размере, суд приходит к выводу, что имеет место недоплата денежных сумм. Необходимо было выплатить истцу за период с 20 декабря 2010 года по 30 ноября 2011 года включительно в размере 97723,01 руб., согласно следующему расчету: - 8074,88 руб. :31 х 12 = 3125,76 руб., где 8074,88 руб. – выплата на декабрь 2010 г., 12 дней – период с 20.12.- 31.12.2010 г. - 8599,75 руб. х 11 = 94597,25 руб. (за период с января по ноябрь 2011 г.). Итого: 94597,25 руб. + 3125,76 руб. = 97723,01 руб. Всего за период с 20.12.2010 г. по 30.11.2011 г. ответчиком выплачено 36553,67 руб. исходя из расчета (35384,47 руб. + 1169,20 руб.): - 3020,44 руб. : 31 х 12 = 1169,20 руб., где 3020,44 – размер назначенной ответчиком выплаты в декабре 2010 г. - 3216,77 руб. х 11 = 35384,47 руб. Таким образом, недоплата истцу составляет 61169,34 руб. (97723,01 – 36553,67). На основании изложенного, исковые требования истца подлежат удовлетворению частично. Суд считает необходимым взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Зайцева Ю.П. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, единовременно задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010 года по 30.11.2011 года в размере 61169,34 руб., и взыскивать в пользу истца ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью с 1 декабря 2011г. бессрочно в размере 8599,75 руб. с последующей индексацией в установленном законом порядке. В остальной части иска истцу следует отказать. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона. С учетом источника финансирования, финансового положения ответчика, суд полагает возможным снизить размер подлежащей взысканию с ответчика госпошлины до 400 руб. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Зайцева Ю.П. удовлетворить частично. Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Зайцева Ю.П. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, единовременно задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 20.12.2010г. по 30.11.2011г. в размере 61169 руб. 34 коп. Взыскивать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Зайцева Ю.П. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели, ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 8599 руб. 75 коп., начиная с 1 декабря 2011г. бессрочно с ее последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. В остальной части иска Зайцеву Ю.П. отказать. Прекратить с 1 декабря 2011 г. исполнение решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 27.09.2007г. по иску Зайцева ФИО8 к Военному комиссариату Ульяновской области об индексации денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации в возмещение вреда здоровью в части взыскания ежемесячно в возмещение вреда здоровья денежной суммы в размере 2199 руб. 06 коп. с 01.07.2007г. с последующей индексацией в установленном законом порядке. Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере400 руб. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска. Судья: Е.А. Ибрагимова
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ